Теневые отношения в российском бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление специфических черт предпринимательской деятельности в теневом бизнесе и определение мероприятий по нейтрализации теневой экономической деятельности в России. Достижение данной цели предполагает следующие задачи:
1. Определить предпосылки возникновения теневой экономической деятельности в российском бизнесе.
2. Проанализировать специфику развития теневых экономических отношений в крупных и малых предпринимательских структурах.
3. Исследовать возможность развития организационно-экономической базы «здорового» предпринимательства в России.

Содержание

Введение................................................................................................................3
. Характеристика предпринимательства в теневой экономической деятельности.
Предпринимательство в РФ: факторы и предпосылки возникновения теневой экономической деятельности…………………………………...5

Особенности теневых экономических отношений в среде крупных и малых предпринимательских структур…………………………….……8

. Влияние теневых отношений в российском бизнесе на экономику страны.
2.1. Детерминанты «теневых отношений» в современной России………..13
2.2. Социальный портрет нового предпринимателя……………………….18
Заключение…………………………………………………………………...…25
Список литературы…………………………………………………………..…28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по соц. экономике..doc

— 687.00 Кб (Скачать)

     Ниже  по рангу располагаются доверенные лица «авторитетного» бизнесмена, сотрудничающие с представителями среднего бизнеса, назовем их кураторами среднего бизнеса. На этих двух уровнях, как правило, инвестируются основные денежные средства, принадлежащие группе, руководимой «авторитетным» бизнесменом.

     В основании пирамиды находятся остальные члены группы — кураторы мелкого бизнеса, поддерживающие деловые контакты с мелкими предпринимателями. Через систему фирм мелких предпринимателей, как правило, реализуется продукция, производимая или поставляемая структурами крупного и среднего бизнеса, входящими в систему ИКО.

     В круг респондентов вошли «авторитетные» бизнесмены, их «соратники» (кураторы) верхнего и среднего звена ИКО  и их деловые партнеры — предприниматели  крупного и среднего бизнеса, 

     

     Рис. 1. Результаты интервью участников ИКО

сформировавшие  свой капитал, как правило, в результате теневой экономической деятельности. Выборка составила по каждой группе респондентов соответственно 37 и 43 человека.

     Респонденты — «авторитетные бизнесмены»  на вопрос, имеют ли они личные контакты с депутатами регионального и федерального уровня, дали следующие ответы: личный контакт имеют с депутатами регионального уровня — 70%, с депутатами Госдумы — 40%, предприниматели на аналогичный вопрос ответили соответственно 30% и 5%.

     На  вопрос, обращаются ли они к депутатам с какими-либо просьбами, касающимися их бизнеса, и в свою очередь обращаются ли депутаты к ним с какими-либо просьбами материального характера — все респонденты, обозначившие личный контакт с депутатами, ответили утвердительно. Безусловно, такой личный контакт имеет своей целью, прежде всего, удовлетворение каждой стороной своих интересов, как правило, экономических в соответствии с возможностями другой стороны. Материальная поддержка — лоббирование интересов — материальная благодарность — защита интересов. Такова примерная цепочка «деловых» контактов бизнесменов - «теневиков» и депутатов.

     Анализ  публикаций в средствах массовой информации и целый ряд разоблачений показывает, что есть все основания  полагать, что отдельные законодательные акты принимаются на коррупционной основе для прикрытия «верхушки» бизнесменов - «теневиков». 

    1. Особенности теневых экономических  отношений в среде  крупных и малых  предпринимательских  структур.
 
 

     На 1 января 1993 г. в России зарегистрировано 95O тыс. новых хозяйственных формирований, в том числе 400 тыс. товариществ, 200 тыс. частных и индивидуальных предприятий, 15O тыс. кооперативов, 100 тыс. акционерных обществ, 12 тыс. ассоциации, концернов, консорциумов. На предприятиях "нового бизнеса" занято 16 млн. человек, или 22% от общей численности занятых в экономике России 4. Две трети коммерческих структур действуют в сфере малого бизнеса.

     По  мере того как новый класс складывается и приобретает зримые очертания, он вызывает амбивалентные чувства в других социальных группах и слоях и формирует в общественном мнении новые мифы и предрассудки. Ревнители моральной чистоты обвиняют предпринимателей в том, что те сразу же бросились в посредническую сферу - действовали по "испорченному компасу", как элегантно выразился Владимир Кузнецов. Он писал: "Основной предмет деятельности частных компаний, руководимых новыми предпринимателями, не создание, а перераспределение богатств страны в пользу сравнительно немногочисленного круга людей" 5.

     Моралистическому  подходу можно, конечно, противопоставить политэкономический. Разделение на "полезные" и "прибыльные" сделки, проводимые Владимиром Кузнецовым, явно не имеет отношение к бизнесу времен краха тоталитарной экономики. Капитал - вещь объективная и, как правильно говорит генеральный директор АО "Альфа-эко" О. Киселев: "он течет туда, где больше прибыли и меньше сопротивление". Однако, даже фактическая сторона дела представлена Владимиром Кузнецовым неточно.

     Статистические  исследования показывали, что его оценка, во-первых, неверна в отношении малого бизнеса. Согласно обследованию 67 тыс. фирм, проведенному органами государственной статистики, среди вновь созданных малых предприятий посреднических фирм в 10 раз меньше, чем строительных, и в 8 раз меньше, чем промышленных 6. Согласно этому обследованию, 60% кооперативов и 46% малых предприятии действуют в промышленности и строительстве 7.

     Во-вторых, подобный подход некорректен и в  отношении крупного бизнеса. В условиях российского рынка ставка на монобизнес превращается в тормоз для развития дела, ибо она обрекает компанию на чрезмерную зависимость от среды. Только диверсифицированные фирмы способны были адекватно реагировать на меняющуюся экономическую ситуацию. "Для нас было очевидным то, что при существующей экономической нестабильности диверсификация оборачивается палочкой-выручалочкой в трудный момент. Если осьминогу отрубить щупалец, он от этого не погибнет", рассказывал о первых шагах своей финансовой группы "Инпарт" Сергей Могильницкий 8.

     В результате разделение на производственную и посредническую деятельность становится формальным. С одной стороны, узко специализированные фирмы в той или иней форме включались в посреднически-торговые операции. Например, консалтинговое СП "Линк" параллельно создает "Торговый дом "Линк". Многие российские фирмы начинали как внедренческие, развивались как посреднические и сейчас превращаются в производственные ("Гермес", "Квант"). С другой стороны, даже чисто посреднические структуры, специализирующиеся в области экспорта-импорта, зачастую занимались с самого начала и производством: делали в арендных цехах детские игрушки, медицинскую технику, изделия из пластмассы. "Должен быть свой свечная завод", - заявил президент Canon посреднической ассоциации. Сейчас эта ассоциация взялась за освоение вторичных отвалов в магаданском регионе и собирается вложить миллиарды рублей в производство. Другая посредническая фирма, "Интерурал", создала за последние 1,5 года 25 производственных филиалов. Как говорит ее генеральный директор А.Тихонов, "собственное производство вносит какое-то спокойствие и уверенность в завтрашнем дне".

     В настоящая время явно ощущается  растущая тяга крупного российского  бизнеса к производству. АО "Биопроцесс", возглавляемое К. Бендукидзе, купило 18% акций "Уралмаша"; крупная торговая фирма "Микродин" приобрела 9% уставного капитала "ЗИЛа" и т.д. В ряде интервью крупные бизнесмены говорят о своем желании приобрести контрольный пакет акций производственных компаний.

     Переориентации  российских бизнесменов на производство способствует и сильная антиспекулятивная струя, существующая в самом классе предпринимателей. Для предпринимателей-производственников посреднический бизнес - это "порожняк", "переработка воздуха", "чирьи простуженного организма". Престиж спекулятивного капитала в предпринимательской среде невысок. "Для того, чтобы дешево купить и дорого продать, не надо быть интеллектуалом. Надо быть просто ловким и знать, где купить и кому продать", - подчеркивал один из респондентов, возглавляющий сельскохозяйственную компанию. Порой сами посредники испытывают сильнейший комплекс неполноценности и мечтают заниматься производством. Складывается впечатление, что российский бизнес начинает излечиваться от спекулятивного зуда. "Рынок биржевой нефти, - рассказывает совладелец нефтяной компании "Квант" А. Степанян о причинах перехода к производственной деятельности, - оказался не таким уж стабильным и становился все менее все менее рентабельным. Следовало ожидать и ужесточения конкуренции. На простой купле-продаже нефти не стоило строить стратегию. К тому же это занятие не приносило морального удовлетворения: отсутствовал элемент творчества".

     Другое  обвинение, которое предъявляется  новым бизнесменам, сводится к тому, что они предпочли открытию частного ресторана или конторы по ремонту  квартир перепродажу компьютеров, валютные трансферты, организацию бирж и тому подобные операции, разрушающие государственные структуры и государственную монополию. Вл. Кузнецов по этому поводу пишет: "Моральная проблема, связанная с этим разрушением, состоит в том, что одновременно с переливом денег, товаров и благ в новый сектор неизбежно беднеют те, кто пока еще работает на государство, -работники государственных предприятии, неверующие продавцы государственных магазинов, сотрудники НИИ, и вообще 95% занятых" 9.

     Следует прежде всего отметить, что наличие  двух секторов с разными системами  ценообразования просто-напросто облегчало  первоначальное накопление капитала и  кристаллизацию финансовых и промышленных центров. Спонтанно возрождающийся капитализм тем самым получал материальную базу для дальнейшей экспансии. Кроме того, Владимир Кузнецов фактически перекладывает вину с больной головы на здоровую: от хищников он требует поведения травоядных, забывая о том, что все сделки по переливу капиталов из государственного сектора в частную собственность совершаются с санкции (часто незаконной) государственных мужей, призванных охранять добро государства. По сути дела, под лозунгом защиты "здоровой" части работников госсектора предлагается законсервировать меркантилистическую систему (или бюрократический рынок, если воспользоваться термином В. Найшуля) и возложить на государственных менеджеров функцию модернизации.

     Основная  проблема во взаимоотношениях государства  и нового класса заключается именно в недостаточной спонтанности процесса перехода к рыночным отношениям. Первоначально сложились два типа предпринимательских стратегий в отношениях с государством - развитие снизу, без преференциальной поддержки государства и получение "мандата" от государства.

     Развитие  снизу, с нуля, являлось доминирующей стратегией для крупных предпринимателей. "Вначале фактически была только голова и ...дикое желание делать дело", - вспоминает Илья Баскин, известный петербургский предприниматель. Отсутствие ресурсов компенсировали кредитами и (или) нестандартной идеей, позволяющей резко опередить конкурентов. Зачастую применялась тактика блефа. Президент одной крупной страховой компании, рассказывал: "Денег никто не дал, но было джентльменское соглашение: если они понадобятся - дадут. Я знал, что платежи опережают выплаты. Поначалу - месяца два - у меня только платежи шли..."

     До  сих пор этот путь на рынок - развитие снизу с помощью блефа - остается достаточно распространенным. Недавно создавший свое дело Евгений А. рассказывает: "Мы сделали такой хитрый вариант: отпечатали подписные талоны на собрание сочинения Жюль Верна, Стивенсона и продавали их, не имея договоров. Мы запланировали такой объем, которой имеют очень большие издательства. Мы продавали стоимость последних двух томов и стали нормально жить. И начали действительно печатать".

     В своей самостоятельной стратегии  предприниматели широко использовали и государственные структуры  и государственных людей, но лишь как один из элементов. Один из респондентов, недавно создавший фирму по доставке продуктов на дом, объясняет: «Новый человек» опирается на директоров и строит будущее с их помощью. У него нет выхода: он не может делать все сам". Двадцатилетний А. Макаров, директор ТОО «Атрис», подчеркивал: «Начинающему нужно войти в круг». Открывающиеся сейчас предприятия, говорит он, должны "или обладать сногсшибательными идеями, или возникать на почве старых структур, имеющих опыт и завязки, как сейчас происходит с брокерскими конторами РТСБ, или искать поддержку на стороне - от мафии до КГБ. А еще лучше использовать все это в комплексе... Но поддержка не должна оборачиваться зависимостью: новичок сам находит нужных людей, сам их инициирует на помощь. В конце концов, выяснив их интересы, он сталкивает их друг с другом и на волне противоборства выходит в дамки" 10.

     Вторая  стратегия подразумевает благословение  государством деятельности конкретного  предпринимателя. Государство снабжает "предпринимателя с мандатом" первичными ресурсами (помещением, заказами, фондами). На первом этапе развития кооперативного движения государство поощряло новых людей ради выживания самой системы. "В тот период государство проводило политику патернализма в отношении "цивилизованной кооперации", - подчеркивает М. Масарский. В результате так называемые цивилизованные кооператоры получали значительный начальный импульс. В конечном счёте рынок все расставлял по местам, однако процесс естественного отбора и естественной конкуренции замедлялся.

     Границы между двумя стратегиями всегда были весьма условными. Во времена зарождения кооперативного движения нельзя было, конечно, купить завод хотя бы без благожелательного отношения правительства или начать выпуск новой газеты без официальной санкции ЦК. Даже Вадим Розенбаум, типичный "self-made man", создавший кооператив "Фонд", который первым получил право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций и свой валютный счет, признает, что ему помогли влиятельные работники Фонда культуры.

Информация о работе Теневые отношения в российском бизнесе