Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа
Актуальность темы. Процесс обновления российского общества
привел к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды
деятельности, значительно расширились возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство.
Структура
программы формировалась на основе
статистических
данных, результатов социологических
исследований положения мо-
лодежи в Российской Федерации и предусматривает
следующие ви-
ды подпрограмм:
1. Создание системы
информационного обеспечения
2. Пути
решения жилищной проблемы
3. Поддержка молодой семьи.
4. Поддержка
молодежного
5. Решение вопросов занятости молодежи.
6.
Развитие гражданственности и
патриотизма российской моло-
дежи.
7. Поддержка талантливой молодежи.
8. Развитие художественного творчества молодежи.
9. Развитие массового спорта среди детей и молодежи.
10. Формирование
и развитие системы социальных
служб для мо-
лодежи.
11. Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха.
12.Международное молодежное сотрудничество.
13.Система
подготовки и переподготовки государственных
слу-
жащих и специалистов по работе с молодежью.
14. Государственная
поддержка деятельности детских и молодеж-
ных объединений.
15.Система контроля
за реализацией программы.
В соответствии с постановлением Правительства
Российской Фе-
дерации от 26 февраля 1997г. №22 «О Программе
социальных ре-
форм в Российской Федерации на период
1996-2000 годов» и в целях
дальнейшего развития реализации государственной
молодежной по-
литики в Российской Федерации, Правительство
РФ утвердило феде-
ральную целевую программу «Молодежь
России 1998-2000 годы (по-
становление Правительства РФ от 18 июня
1997г. №746).
Основной
целью Программы являлось дальнейшее
формирование и
укрепление правовых, экономических и
организационных условий
для гражданского становления и социальной
самореализации моло-
дежи.
В этой связи
предусматривается решение
дач:
формирование
законодательно-нормативной
поэтапное внедрение системы долгосрочного
кредитования и иных
форм финансовой поддержки молодежи в
целях получения образова-
ния, поддержки деловой активности, строительства
жилья и обзаве-
дения домашним хозяйством;
формирование
системы органов, занимающихся вопросами
временной и вторичной занятости молодежи,
развития и поддержки
молодежного предпринимательства;
дальнейшее
развитие системы социальных служб
и информаци-
онного обеспечения молодежи, основных
форм организации досуга,
массовых видов спорта и туризма, в том
числе международного;
поддержка
и развитие различных форм художественного
и тех-
нического творчества молодежи, молодежных
и детских объедине-
ний;
формирование
условий для духовно-
гражданского и патриотического становления
молодежи, всесторон-
него развития личности.
В условиях
возникшей правовой неопределенности
субъекты Рос-
сийской Федерации взяли на себя инициативу
по развитию законода-
тельного обеспечения государственной
молодежной политики. Зако-
ны о государственной молодежной политике,
о государственной
поддержке молодежи и детских общественных
объединений впервые
или в новой редакции были приняты почти
в 40 российских регио-
нах.
Установление
гарантий в получении минимума социальных
услуг
по информационному обеспечению, образованию,
трудоустройству,
здравоохранению и организации отдыха,
социальному обслужива-
нию, поддержке в трудной жизненной ситуации,
является одной из
основ эффективной государственной молодежной
политики. В 1996-
1997гг. Президентом Российской Федерации
неоднократно ставилась
задача приступить к законодательному
закреплению государствен-
ных минимальных стандартов по основным
показателям уровня жиз-
ни, разрабатывался законопроект, однаконе
удалось выработать да-
же подходы к решению этой актуальной
задачи.
Зафиксированные
в президентской программе «
ожидаемые конечные результаты ее реализации
оказались не выпол-
нимыми. Система предусмотренных мероприятий
не может обеспе-
чить выполнения столь масштабных задач
- задач социального раз-
вития всей России на многие десятилетия.
Достичь значимых успе-
хов не удалось и по причине отсутствия
финансирования и ресурс-
ного обеспечения.
Значительное
сдерживающее влияние на реализацию
Программы
оказывает слабая законодательно - нормативная
база государствен-
ной молодежной политики, как на федеральном,
так и на региональ-
ном уровне; отсутствие
устойчивой и полностью сформированной
системы органов по молодежной политике
в субъектах Российской
Федерации; сложности в организационном,
материально - техниче-
ском и кадровом обеспечении основных
направлений президентской
программы.
3.2
Деятельность социальных
служб работающих с
молодыми
людьми.
Впервые
понятие «социальная служба для
молодежи» появилось в
апреле 1991года в тексте Закона СССР «Об
общих началах государ-
ственной молодежной молодежной политики
в СССР». С принятием
данного законодательного акта изменилась
сама концепция социаль-
ной работы с молодежью. Главный акцент
делается не на предостав-
лении необходимой помощи, а на минимальной
стартовой поддерж-
ке.
В целом
социальные службы для молодежи осуществляют
свою
деятельность по более чем 20 направлениям.
Наиболее распростра-
ненными услугами, которые оказывают социальные
службы, являют-
ся психолого-педагогическое консультирование
подростков и моло-
дежи, экстренная психологическая помощь
по телефону, социальная
реабилитация, профориентация и трудоустройство
молодежи, социо-
культурные услуги, информационная и правовая
помощь молодым
людям.
Специфика
социальной работы с молодежью заключается
в том,
что молодежь рассматривается не как объект
воспитания, а в качест-
ве субъекта социального действия, социального
обновления.
Данные
концептуальные подходы учитываются
при создании со-
циальных служб для молодежи, которые:
оказывают
поддержку преимущественно в
связи с проблемами
жизненного старта (следовательно, предоставляют
более широкий
комплекс услуг);
учитывают особенности молодежной субкультуры;
разрабатывают и апробируют инновационные программы;
привлекают общественные организации.
Анализ
деятельности комитета по осуществлению
государственной
молодежной политики позволяет выделить
следующие основные це-
ли социальной работы с молодежью:
создание
системы социального
лостной государственно-общественной
системы социально-психоло-
гического сопровождения человека;
выявление
факторов, обуславливающих развития
асоциального
поведения несовершеннолетних и молодежи;
оказание
помощи несовершеннолетним и молодежи,
оказав-
шимся в тяжелой жизненной ситуации;
увеличение
степени самостоятельности
сти контролировать свою жизнь и более
эффективно разрешать воз-
никающие проблемы;
создание условий,
при которых человек, не смотря на
физиче-
ское увечье, душевный срыв или жизненный
кризис, может жить, со-
храняя чувство собственного достоинства
и уважение к себе со сто-
роны окружающих; и как конечная цель-
достижение такого результата, когда необходимость
в помощи
социального работника у клиента отпадает.32
Одним из
главных направлений работы с
молодежью является со-
действие в трудоустройстве. Значительная
роль в этом вопросе при-
надлежит органам государственной службы
занятости, которые обя-
32 В
помощь организатору социальных служб
работающих с молодежью (методическое
пособие).- Волгоград:
Волгоград. Институт молодежи, 1994.- 59 с.
заны подыскивать
безработным подходящую работу, а
в случае не-
обходимости — помочь им в повышении квалификации,
получении
новой профессии.
Служба занятости
занимается также подбором кадров для
работода-
телей, информированием населения и работодателей
о состоянии
рынка труда, консультированием населения
по законодательству о
занятости и труде.
3.3 Направления содействия занятости молодежи в России.
За время
экономических реформ в России многое
изменилось в
жизни нашего общества, но, к сожалению,
далеко не в лучшую сто-
рону. Назрела объективная необходимость
разработки различных
направлений содействия занятости молодежи,
являющейся трудовым
потенциалом общества, и в первую очередь
повышения их конку-
рентоспособности.
В данной
категории населения выделяется
ряд возрастных групп,
занимающих определенное положение на
рынке труда,35 и для каж-
дой из них разрабатывается специальная
программа занятости.
Анализируя
положение различных групп
и характерные для них формы занятости,
можно сделать вывод о
том, что основными направлениями снижения
безработицы и вовле-
чения молодежи в сферу труда являются
трудоустройство, профес-
сиональная ориентация и профподготовка
(переподготовка).
Сложности,
связанные с решением проблемы вовлечения
молоде-
жи в сферу труда, в настоящее время предопределяют
необходи-
мость разработки региональных программ
содействия занятости. Та-
кие программы могли бы содержать следующие
разделы:
- «Демографическая
и социально-экономическая
не. Анализ занятости молодежи»;
- «Анализ и прогноз рынка труда в регионе»;
«Сдерживание
массового высвобождения и стабилизация
заня-
тости. Разработка концепции активной
политики занятости молоде-
жи в регионе»;
«Содействие
в трудоустройстве, выборе профессии,
профес-
сиональном обучении. Система мероприятий
по обеспечению заня-
тости безработной
молодежи. Разработка региональных программ
профессионального обучения молодежи»;
«Создание
организационно-экономического механизма
для
осуществления тесного сотрудничества
всех заинтересованных сто-
рон (работодателей, центров занятости,
учебных заведений и т.д.)
при разработке и реализации программы
занятости молодежи»;
«Оформление
правовой основы взаимодействия заинтересован-
ных сторон при осуществлении региональной
программы занято-
сти».
Одним из
путей решения проблемы трудоустройства
молодежи
может быть более тесное сотрудничество
центров занятости с рабо-
тодателями, получение исчерпывающей
информации об имеющихся
свободных рабочих местах. В настоящее
время создаются и внедря-
ются компьютерные программы, предусматривающие
формирование
банка данных по учету вакансий.
Содействие
трудоустройству могло бы развиваться
по следующим
направлениям:
- формирование банка данных о вакансиях по профессиям;
налаживание
тесных контактов службы занятости
с вновь соз-
даваемыми предприятиями;
оповещение
работодателей о состоянии рынка рабочей
силы и
населения о наличии свободных рабочих
мест;
разработка
мероприятий по сохранению рабочих
мест в период
массовых высвобождений;
открытие
молодежных бирж труда, проведение ярмарок
вакан-
сий специалистов;
субсидирование
работодателей и предпринимателей, создаю-
щих дополнительные рабочие места для
молодежи;