Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа
Актуальность темы. Процесс обновления российского общества
привел к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды
деятельности, значительно расширились возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство.
Введение.
Актуальность
темы. Процесс обновления российского
общества
привел к значительным изменениям
во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил
много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной
стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий,
профессий, виды
деятельности, значительно расширились
возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное
неравенство. Такое расслоение коснулось
и молодого поколения.
Проблемы
с которыми сегодня сталкивается современная
моло-
дежь в России: нестабильность и агрессивные
тенденции в обществе,
социально - правовая незащищенность,
утрата семьей функции эф-
фективного института социализации, невостребованность
специали-
стов, возможность потери работы, невыплаты
заработной платы, от-
сутствие перспективы служебного роста
- способствуют ухудшению
ее положения на рынке труда.
Устойчивый
уровень молодежной безработицы(1996г
-34%, 1999г
- 32%, 2010г -34,5%)' дает основание считать, что
молодежь сегодня
самая неконкурентоспособная категория
населения. Это объясняется
тем, что молодежь не имеет жизненного
опыта, не способна приме-
нять полученные знания в реальной жизни
и не может найти свою
нишу в обществе.
Разработанность
темы. В настоящее время в научной литературе
и других публикациях проблеме молодежной
безработицы уделяется
большое внимание.
Однако, несмотря
на широкое освещение в различной
литературе
проблем занятости молодежи, некоторые
моменты этой проблемы
остаются без должного внимания: профориентация
молодежи от 18
до 28 лет, профподготовка
молодежи от 18 до 24 лет и проблема тру-
доустройства молодежи от 25 до 29 лет.
Социальная
политика в данной демографической
группе направле-
на в основном на воспроизводство населения
и является наиболее
приоритетным блоком в общей социальной
политике.
Объект
исследования. Объектом исследования
является молодежь
в возрасте от 17 до 29 лет. Это в основном
молодежь, учащаяся в
средних школах и профессиональных училищах,
молодежь завер-
шившая профессиональную подготовку и
молодые люди, имеющие
определенную квалификацию, и нуждающиеся
в трудоустройстве.
Предмет
исследования - деятельность государственных
органов и
органов службы занятости населения по
содействию занятости и
оказанию помощи молодым людям.
Целью
исследования является попытка найти
пути решения про-
блемы молодежной безработицы. Этой целью
обусловлены следую-
щие задачи исследования:
- изучение
молодежи, как социально-демографической
группы
общества;
- изучение
ценностных ориентацией,
риального положения молодых людей от
17 до 29 лет;
- изучение положения молодежи на рынке труда;
- исследование
эффективности действия молодежной политики
в
области занятости;
- разработка
предложений по смягчению
области занятости.
1 Молодежь
Российской Федерации: положение, выбор
пути. Основные выводы и предложения Государствен-
ного доклада Правительству Российской
Федерации/ Гос. ком. РФ по молодежной политике.
Руков. авт. кол. Б.
А. Ручкин, В. А. Родионов. Отв. ред. В. А.
Луков, В. А. Родионов, Б. А. Ручкин - М, 2000г
Гипотеза.
Молодое поколение в большинстве своем
оказалось без
надежных социальных ориентиров, выбор
жизненного пути стал оп-
ределяться не способностями и интересами
молодого поколения, а
конкретными обстоятельствами.
Если общество
не в состоянии создать для
молодежи условия для
ее самореализации и дать возможность
участвовать в процессе раз-
вития общества, то следует ожидать следующие
негативные послед-
ствия: обесценивание труда у молодых
людей; рост социального
пессимизма, трудовой пассивности; криминализации
молодого поко-
ления, увеличения дивиантного поведения;
обострение негативных
проблем в сфере образования, физического,
интеллектуального, ду-
ховного и нравственнного развития молодежи.
Раздел 1. Молодежь, как особая группа общества.
Социальный портрет молодежи.
1.1
Молодежь, как социально-демографическая
группа общест-
ва.
Понятие
«российская молодежь» в начале
90-х годов характеризу-
ется как социально-демографическая группа
общества, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик,
особенностей
социального положения и обусловленных
тем или другим социаль-
но-психологическим свойством, которое
определяется уровнем со-
циально-экономического, культурного
развития, особенностями со-
циализации в российском обществе.
Это значит,
что молодежь как демографическая
категория объеди-
няет население в пределах 15-летнего возрастного
интервала. На мо-
лодежный возраст приходятся главные
социальные и демографиче-
ские события в жизненном цикле человека:
завершение общего обра-
зования, выбор профессии и получение
профессионального образо-
вания, начало трудовой деятельности,
вступление в брак, рождение
детей. За относительно короткий отрезок
жизни молодежь пережива-
ет смену своего социального статуса несколько
раз.
Подростки
до 18 лет-это в основном учащиеся
средних школ и
профессиональных учебных заведений.
Как правило, они находятся
на иждивении родителей, продолжают или
завершают получение
общего или специального образования
и не имеют полноценных прав
(избирательных, вступления в брак).
Молодежь
18-24 лет объединяет молодых работников,
студентов и
молодых людей, завершающих или завершивших
в основном про-
фессиональную подготовку.
9
Молодежь
25-29 лет-это люди, как правило, уже сделавшие
про-
фессиональный выбор, имеющие определенную
квалификацию, не-
который жизненный и профессиональный
опыт.
Названные
возрастные категории молодежи следует
выделять при
рассмотрении различных социально-экономических,
демографиче-
ских, политических проблем, ибо младшая,
средняя и старшая моло-
дежные группы имеют свои специфические
интересы, которые сле-
дует учитывать в молодежной и семейной
политике.
Молодежь-
это социальная группа, которую составляют
люди, ос-
ваивающие и присваивающие социальную
субъектность, т.е. объек-
тивно связанные на определенном этапе
своей жизни переходом от
преимущественного свойства быть объектом
социализации к пре-
имущественному свойству быть субъектом
социальной деятельно-
сти, имеющие социальный статус молодых
и являющихся по само-
идентификации молодыми, а так же распространенные
в этой соци-
альной группе тезаурусы (ценностно-нормативные
и информацион-
но-ориентационные комплексы) и выражающий
и отражающий их
символический и предметный мир.5
Молодежь
как специфическая часть
фические проблемы, обусловленные возрастом:
- «В
любом обществе молодежь тесно
связана с идеей зависимо-
сти».
- «В
любом обществе большая часть
молодежи (студенты, уча-
щиеся и т.п.) еще не включена в процесс
производства и потому ис-
ключена из процесса распределения продуктов
этого производства,
живет в «кредит»...».
- «В
любом обществе большинство
личной самостоятельностью в принятии
решений касающихся их
жизни».
- «В
любом обществе перед молодыми
людьми стоит проблема
выбора сферы трудовой деятельности, выбора
профессии».
- «Во
всех обществах молодые люди
решают проблему нравст-
венного и духовного самоопределения...»
«Во
всех обществах молодые люди решают проблему
выбора
спутника жизни, вопрос о том, сколько
иметь в семье детей».6
Хотелось
бы сказать еще и о том, что
молодежи в любом обществе
свойственны такие особенности: стремление
к изменениям, готов-
ность идти на жертвы, подверженность
влияниям, сочетающаяся со
склонностью оспаривать истины и мнения,
постоянное стремление
немедленно осуществить свою мечту. Развивающиеся
особенности
ук молодежи и делают ее специфической,
обособленной по отноше-
нию к другим поколениям.7
6Ильи5
Ковалева А. И., Луков В.А. Социология молодежи:
Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999.
С. 150.
Ильинский И.М. и
др. Молодежь планеты: глобальная ситуация
в 90-х годах, тенденции перспективы,
- М.:
Ин-т молодежи - Голос, 1999.-С. 22-42.
7 РешетовП. Н. Молодежь: Идеология. Политика. - М.: Молодая гвардия, 1975. - С. 4
8 Молодежь Российской
Федерации: положение, выбор
ного доклада Правительству Российской
Федерации/ Государственный комитет Российской
Федерации по мо-
лодежной политике. Рук. авт. кол. Б.А. Ручкин,
В. А. Родионов. Отв. ред. В. А. Луков, В. А.
Родионов, Б. А.
Ручкин - М, 2000.
1.2 Ценностные ориентации молодого поколения
Позитивные
тенденции в развитии молодого поколения
в процессе
реформ.
Российская
молодежь в своем большинстве
принимает идеи демо-
кратического общества, свободы мнений,
свободы выбора собствен-
ного пути. По социально- политическим
установкам и ценностным
ориентациям она в целом поддерживает
демократию. Как реальность
современной России большинством молодежи
признается свобода
выражения своих политических взглядов,
возможность поступать в
соответствии с совестью убеждениями,
более трети ценят возмож-
ность участия в выборах и воздействия
на политическую ситуацию в
стране. Молодежь является политическим
резервом, прежде всего
для заинтересованных в проведении реформаторского
курса. Две
трети молодых россиян не хотели бы возврата
к прошлому.
В основной
массе молодежи преобладают настроения
и действия,
свидетельствующие о ее нацеленности
на жизнь и работу в условиях
общества с рыночной экономикой (таб.2)
. Значительная часть моло-
дежи настроена на продолжение реформ
(за переход к рыночной
экономике высказалось 78% 17-летних; 68% 24-летних;
64% 30-
летних).
Однако масштабные
социальные процессы, отражающие кризис
нашего государства, предопределили распространение
негативных
тенденций в положении российской молодежи.
Отход от
ценностей социализма и в то же
время слабая разрабо-
танность идеалов, контуров нового общественного
уклада привели к
кризису ценностей в обществе в целом,
который определил слож-
ность и пестроту ценностного мира и поведения
молодежи. Духов-
ный мир юношества характеризуется усилением
дифференциации
идейных, нравственных, политических,
гражданских позиций. Толь-
ко каждый десятый представитель молодежи
готов безоговорочно
подчиняться требованиям закона, каждый
третий молодой человек
убежден в том, что хороши любые доходы.
В
своем стремлении достичь благосостояния,
и как можно быст-
рее, многие юноши и девушки утрачивают
нравственный самокон-
троль.
Каждый
седьмой планирует поправить
свои дела любым путем, в
том числе и противозаконными действиями.10
В сознании
молодых людей происходит формирование
образа кри-
минального государства, в котором преступность
выступает как но-
вый центр власти. Образ криминального
государства делает бес-
смысленным демократические процедуры,
на которых и основывает-
ся возможность граждан влиять на ход
общественных изменений. В