Технология социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Процесс обновления российского общества
привел к значительным изменениям во всех сферах жизнедеятель-
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред-
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды
деятельности, значительно расширились возможности проявления
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство.

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Введение.

  Актуальность  темы. Процесс обновления российского общества 
привел к значительным  изменениям во всех сферах жизнедеятель- 
ности в нашей стране. Вместе с тем он породил много новых, неред- 
ко острых и неоднозначных проблем. С одной стороны, появились 
новые формы собственности, типы предприятий, профессий, виды 
деятельности, значительно расширились возможности проявления 
инициативы, а с другой - усиливается социальное неравенство. Такое расслоение коснулось и молодого поколения.

  Проблемы  с которыми сегодня сталкивается современная моло- 
дежь в России: нестабильность и агрессивные тенденции в обществе, 
социально - правовая незащищенность, утрата семьей функции эф- 
фективного института социализации, невостребованность специали- 
стов, возможность потери работы, невыплаты заработной платы, от- 
сутствие перспективы служебного роста - способствуют ухудшению 
ее положения на рынке труда.

  Устойчивый  уровень молодежной безработицы(1996г -34%, 1999г 
- 32%, 2010г -34,5%)' дает основание считать, что молодежь сегодня 
самая неконкурентоспособная категория населения. Это объясняется 
тем, что молодежь не имеет жизненного опыта, не способна приме- 
нять полученные знания в реальной жизни и не может найти свою 
нишу в обществе.

Разработанность темы. В настоящее время в научной литературе 
и других публикациях проблеме молодежной безработицы уделяется 
большое внимание.

  Однако, несмотря на широкое освещение в различной  литературе 
проблем занятости молодежи, некоторые моменты этой проблемы 
остаются без должного внимания: профориентация молодежи от 18

до 28 лет, профподготовка молодежи от 18 до 24 лет и проблема тру- 
доустройства молодежи от 25 до 29 лет.

  Социальная  политика в данной демографической  группе направле- 
на в основном на воспроизводство населения и является наиболее 
приоритетным блоком в общей социальной политике.

  Объект  исследования. Объектом исследования является молодежь 
в возрасте от 17 до 29 лет. Это в основном молодежь, учащаяся в 
средних школах и профессиональных училищах, молодежь завер- 
шившая профессиональную подготовку и молодые люди, имеющие 
определенную квалификацию, и нуждающиеся в трудоустройстве.

  Предмет исследования - деятельность государственных органов и 
органов службы занятости населения по содействию занятости и 
оказанию помощи молодым людям.

  Целью исследования является попытка найти пути решения про- 
блемы молодежной безработицы. Этой целью обусловлены следую- 
щие задачи исследования:

  -   изучение  молодежи, как социально-демографической  группы 
общества;

  -   изучение  ценностных ориентацией, социального статуса и мате- 
риального положения молодых людей от 17 до 29 лет;

-    изучение  положения молодежи на рынке  труда;

       -   исследование эффективности действия молодежной политики в 
области занятости;

  -   разработка  предложений по смягчению положения молодежи в 
области занятости.
 
 
 
 
 
 
 

1 Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государствен- 
ного доклада Правительству Российской Федерации/ Гос. ком. РФ по молодежной политике. Руков. авт. кол. Б. 
А. Ручкин, В. А. Родионов. Отв. ред. В. А. Луков, В. А. Родионов, Б. А. Ручкин - М, 2000г

   Гипотеза. Молодое поколение в большинстве своем оказалось без 
надежных социальных ориентиров, выбор жизненного пути стал оп- 
ределяться не способностями и интересами молодого поколения, а 
конкретными обстоятельствами.

  Если общество не в состоянии создать для  молодежи условия для 
ее самореализации и дать возможность участвовать в процессе раз- 
вития общества, то следует ожидать следующие негативные послед- 
ствия: обесценивание труда у молодых людей; рост социального 
пессимизма, трудовой пассивности; криминализации молодого поко- 
ления, увеличения дивиантного поведения; обострение негативных 
проблем в сфере образования, физического, интеллектуального, ду- 
ховного и нравственнного развития молодежи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1.  Молодежь, как особая группа общества.

          Социальный  портрет молодежи.

   1.1 Молодежь, как социально-демографическая группа общест- 
ва.

  Понятие «российская молодежь» в начале 90-х годов характеризу- 
ется как социально-демографическая группа общества, выделяемая 
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей 
социального положения и обусловленных тем или другим социаль- 
но-психологическим свойством, которое определяется уровнем со- 
циально-экономического, культурного развития, особенностями со- 
циализации в российском обществе.

  Это значит, что молодежь как демографическая  категория объеди- 
няет население в пределах 15-летнего возрастного интервала. На мо- 
лодежный возраст приходятся главные социальные и демографиче- 
ские события в жизненном цикле человека: завершение общего обра- 
зования, выбор профессии и получение профессионального образо- 
вания, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение 
детей. За относительно короткий отрезок жизни молодежь пережива- 
ет смену своего социального статуса несколько раз.

  Подростки до 18 лет-это в основном учащиеся средних школ и 
профессиональных учебных заведений. Как правило, они находятся 
на иждивении родителей, продолжают или завершают получение 
общего или специального образования и не имеют полноценных прав 
(избирательных, вступления в брак).

  Молодежь 18-24 лет объединяет молодых работников, студентов и 
молодых людей, завершающих или завершивших в основном про- 
фессиональную подготовку.
 

9

  Молодежь  25-29 лет-это люди, как правило, уже сделавшие про- 
фессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, не- 
который жизненный и профессиональный опыт.

  Названные возрастные категории молодежи следует  выделять при 
рассмотрении различных социально-экономических, демографиче- 
ских, политических проблем, ибо младшая, средняя и старшая моло- 
дежные группы имеют свои специфические интересы, которые сле- 
дует учитывать в молодежной и семейной политике.
 

  Молодежь- это социальная группа, которую составляют люди, ос- 
ваивающие и присваивающие социальную субъектность, т.е. объек- 
тивно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от 
преимущественного свойства быть объектом социализации к пре- 
имущественному свойству быть субъектом социальной деятельно- 
сти, имеющие социальный статус молодых и являющихся по само- 
идентификации молодыми, а так же распространенные в этой соци- 
альной группе тезаурусы (ценностно-нормативные и информацион- 
но-ориентационные комплексы) и выражающий и отражающий их 
символический и предметный мир.5

  Молодежь  как специфическая часть общества имеет свои специ- 
фические проблемы, обусловленные возрастом:

  -   «В  любом обществе молодежь тесно  связана с идеей зависимо- 
сти».

  -   «В  любом обществе большая часть  молодежи (студенты, уча- 
щиеся и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому ис- 
ключена из процесса распределения продуктов этого производства, 
живет в «кредит»...».

  -   «В  любом обществе большинство молодых  людей не обладает 
личной самостоятельностью в принятии решений касающихся их 
жизни».

  -   «В  любом обществе перед молодыми  людьми стоит проблема 
выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии».

  -   «Во  всех обществах молодые люди  решают проблему нравст- 
венного и духовного самоопределения...»

      «Во всех обществах молодые люди решают проблему выбора 
спутника жизни, вопрос о том, сколько иметь в семье детей».6

  Хотелось  бы сказать еще и о том, что  молодежи в любом обществе 
свойственны такие особенности: стремление к изменениям, готов- 
ность идти на жертвы, подверженность влияниям, сочетающаяся со 
склонностью оспаривать истины и мнения, постоянное стремление 
немедленно осуществить свою мечту. Развивающиеся особенности 
ук молодежи и делают ее специфической, обособленной по отноше- 
нию к другим поколениям.7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6Ильи5 Ковалева А. И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999. С. 150. 

Ильинский И.М. и  др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции перспективы, - М.: 
Ин-т молодежи - Голос, 1999.-С. 22-42.

7 РешетовП. Н.  Молодежь: Идеология. Политика. - М.: Молодая гвардия, 1975. - С. 4

8 Молодежь Российской  Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения  Государствен- 
ного доклада Правительству Российской Федерации/ Государственный комитет Российской Федерации по мо- 
лодежной политике. Рук. авт. кол. Б.А. Ручкин, В. А. Родионов. Отв. ред. В. А. Луков, В. А. Родионов, Б. А. 
Ручкин - М, 2000.
 

      1.2 Ценностные ориентации молодого поколения

  Позитивные  тенденции в развитии молодого поколения  в процессе 
реформ.

  Российская  молодежь в своем большинстве  принимает идеи демо- 
кратического общества, свободы мнений, свободы выбора собствен- 
ного пути. По социально- политическим установкам и ценностным 
ориентациям она в целом поддерживает демократию. Как реальность 
современной России большинством молодежи признается свобода 
выражения своих политических взглядов, возможность поступать в 
соответствии с совестью убеждениями, более трети ценят возмож- 
ность участия в выборах и воздействия на политическую ситуацию в 
стране. Молодежь является политическим резервом, прежде всего 
для заинтересованных в проведении реформаторского курса. Две 
трети молодых россиян не хотели бы возврата к прошлому.

  В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, 
свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях 
общества с рыночной экономикой (таб.2) . Значительная часть моло- 
дежи настроена на продолжение реформ (за переход к рыночной 
экономике высказалось 78% 17-летних; 68% 24-летних; 64% 30- 
летних).

  Однако масштабные социальные процессы, отражающие кризис 
нашего государства, предопределили распространение негативных 
тенденций в положении российской молодежи.

  Отход от ценностей социализма и в то же время слабая разрабо- 
танность идеалов, контуров нового общественного уклада привели к 
кризису ценностей в обществе в целом, который определил слож- 
ность и пестроту ценностного мира и поведения молодежи. Духов- 
ный мир юношества характеризуется усилением дифференциации 
идейных, нравственных, политических, гражданских позиций. Толь- 
ко каждый десятый представитель молодежи готов безоговорочно 
подчиняться требованиям закона, каждый третий молодой человек 
убежден в том, что хороши любые доходы.

  В своем стремлении достичь благосостояния, и как можно быст- 
рее, многие юноши и девушки утрачивают нравственный самокон- 
троль.

  Каждый  седьмой планирует поправить  свои дела любым путем, в 
том числе и противозаконными действиями.10

  В сознании молодых людей происходит формирование образа кри- 
минального государства, в котором преступность выступает как но- 
вый центр власти. Образ криминального государства делает бес- 
смысленным демократические процедуры, на которых и основывает- 
ся возможность граждан влиять на ход общественных изменений. В

Информация о работе Технология социальной работы