Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа
Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как дети-инвалиды.
Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.
• спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные, отношения с родителями;
• давать необходимые объяснения;
• не предпринимать ничего в одиночку.
Можно наметить пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника.
Рассмотрим эти тактики.
1. Непосредственная работа с конкретной семьей
• Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:
обращает
внимание на внешнее состояние и
окружение дома, подъезда, квартиры;
старается увидеться не только с
матерью, но и с отцом, другими
детьми и взрослыми членами семьи;
интервьюирует родителей о
наблюдает за
тем, как в семье обращаются с
ребенком, обучают и развивают
его; демонстрирует стратегии
• Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его:
наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в группе или на приеме, во время тестирования); специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;
демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
• Социальный работник:
организует
консультацию с представителями
других служб, если это необходимо ему
для лучшего понимания и
предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.
самостоятельно
или с участием других специалистов
помогает родителям выбрать книги,
игрушки, специальное учебное
организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана;
предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;
передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому;
обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке;
приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.
2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее:
запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю); анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом;
представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;
письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;
контакты по телефону;
выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста;
выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий;
заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка; проведение родителями на дому игр и занятий;
занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;
предоставление
родителям возможности
выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;
перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми.
3. Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее:
встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;
организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;
организация специального курса для родителей по той иди иной тематике;
показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;
организация открытого урока или занятия со специалистом; открытый день или вечер в реабилитационном центре; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов; привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;
помощь родителям
в организации групповых
интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.
4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:
предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;
рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам;
подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;
организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей;
подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов;
выдача родителям книг .чадом или копирование для них нужных фрагментов;
рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей;
организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей;
составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет;
подготовка учебного пособия или руководства для родителей.
5. Развитие
контактов между семьями
способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;
организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;
участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;
привлекать отцов к починке или наладке оборудования;
добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;
добиваться
того, чтобы родители защищали свои
права, были вовлечены в работу общественных
организаций, оказывающих влияние
на развитие законодательства и порядка
предоставления услуг, на принятие решений
психолого-медико-
Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.
Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:
• работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
• обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;
организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи. находить совместное решение проблемы;
• использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:
• регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель);
• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
• использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников;
• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье);
• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).
Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
Список литературы
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.
2. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб/ пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова. – М.: Издательский центр « Академия», 2001. – 192с.
3. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Багаева – 2-е изд. – М.: Феникс , 2006.
4. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: Краткий курс лекций / Н.Ф. Дивицына. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 351с.
5. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] : Конспект лекций/ Н.Ф. Дивицина. – Ростов н/Д : «Феникс», 2005. – 285с.
6. Дивицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: Учеб. пособие / Н.Ф.Дивицина. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ГПСС, 2006. – 325с.
7. Конституция Российской Федерации, 1993
8. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 304с.
9. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие / В. И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005. – 576с.
10. Современная энциклопедия социальной работы [Тест] / Под Ред. Академика РАН В.И.Жукова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.
11. Содержание и методика социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов / Под ред. Профессора Е.А Сигиды. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 346с.
12. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ. – 2007. – 80с.
13. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред.д.п.н. Проф. Н.Ф. Басова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 364с.
14. Справочник социального работника / В. Д. Альперович ( и др.) [Текст]: / под общ. ред. Е. П. Агапова, В. А Шапинского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.
15. Справочник
социального педагога [Текст]: защита
детства в Российской
16. Технология социальной работы [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. И.Г.Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
17. Технологии социальной работы [Текст]: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400с.
18. Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие -3-е изд / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 668с.
19. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 240с.
20. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/ Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, - 2002. – 340с.
21. Черницкая, А.А. Технология социальной работы [Текст]: Учебник / А.А. Черницкая и др. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. – 400с.
22. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина. СПБ.: Питер, 2004
23 .Федеральный закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
24. Федеральный
закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ
« О социальной защите