Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как дети-инвалиды.
Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 121.22 Кб (Скачать)

• спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные, отношения с родителями;

• давать необходимые  объяснения;

• не предпринимать  ничего в одиночку.

Можно наметить пять тактик работы с родителями в  зависимости от того, как взаимодействует  социальный работник с одной семьей или с группой родителей —  напрямую или опосредованно, развивается  ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу  и без участия социального  работника.

Рассмотрим  эти тактики.

1. Непосредственная  работа с конкретной семьей

• Социальный работник (или другой специалист) наносит  визит семье и в ходе его:

обращает  внимание на внешнее состояние и  окружение дома, подъезда, квартиры; старается увидеться не только с  матерью, но и с отцом, другими  детьми и взрослыми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тог достиг школьного возраста); отвечает на вопросы родителей;

наблюдает за тем, как в семье обращаются с  ребенком, обучают и развивают  его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем.

• Родители наносят  визит социальному работнику (или  другим специалистам) и в ходе его:

наблюдают, как  специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в группе или на приеме, во время тестирования); специалисты  отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалисты  наблюдают, как родители обращаются с ребенком; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;

демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.

• Социальный работник:

организует  консультацию с представителями  других служб, если это необходимо ему  для лучшего понимания и решения  проблем или если это может  помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);

предлагает  родителям заполнить карты и  схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;

приглашает  родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка.

самостоятельно  или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома;

организует  собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом  выполнения реабилитационного плана;

предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания;

передает  родителям письменное заключение с  рекомендациями занятий на дому;

обсуждает с  родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и  хранятся в папке;

приглашает  родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию  в проведении занятий;

организует  для родителей встречу со студентами-практикантами  или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали  мнение о предоставляемых услугах.

2. Опосредованная  работа с конкретной семьей  предусматривает следующее:

запись информации и комментариев родителями и специалистами  в специальном дневнике (например, каждую неделю); анализ записей в  домашнем дневнике наблюдений при встрече  со специалистом;

представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации;

письменные  извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов;

контакты  по телефону;

выдача родителям  в библиотеке книг (или в видеотеке  фильмов) по рекомендации специалиста;

выдача родителям  на дом специальных игр или  учебных пособий;

заполнение  родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка; проведение родителями на дому игр и занятий;

занятия в  выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха;

предоставление  родителям возможности знакомиться  с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка;

выдача родителям  на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;

перечисление  телепрограмм, которые целесообразно  смотреть родителям вместе с детьми.

3. Непосредственная  работа с группой родителей  предусматривает следующее:

встречи с  родителями в офисе социального  учреждения или в комнате для  занятий, обмен информацией, отчет  о ходе реабилитации и успехах  ребенка, обсуждение планов на будущее;

выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;

организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие  практические занятия на дому;

организация специального курса для родителей  по той иди иной тематике;

показ слайдов  или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла;

организация открытого урока или занятия  со специалистом; открытый день или  вечер в реабилитационном центре; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей  и специалистов; привлечение родителей  к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;

помощь родителям  в организации групповых экскурсий  для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.);

интервьюирование  родителей об их отношении к услугам  и дальнейших ожиданиях.

4. Опосредованная  работа с группой родителей  предусматривает следующее:

предоставление  родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;

рассылка  информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких  случаях следует обращаться к  конкретным специалистам;

подготовка  информационного бюллетеня и  его регулярная рассылка;

организация выставки книг или игрового материала  в методическом кабинете или Уголке для родителей;

подготовка  письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

подготовка  буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации  результатов;

выдача родителям  книг .чадом или копирование для них нужных фрагментов;

рассылка  или передача вопросников для  выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей;

организация стенда или доски объявлений в  комнате, в которой родители ожидают  детей;

составление статей для местных журналов или  газет, предоставление родителям вырезок  из журналов и газет;

подготовка  учебного пособия или руководства  для родителей.

5. Развитие  контактов между семьями предназначено  для того, чтобы:

способствовать  развитию сети нянь среди группы родителей;

организовать  посещение опытным родителем  семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;

помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;

участвовать в регулярных встречах родителей  на дому или в специальном месте;

привлекать  отцов к починке или наладке  оборудования;

добиваться  того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров;

добиваться  того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние  на развитие законодательства и порядка  предоставления услуг, на принятие решений  психолого-медико-педагогической комиссией; помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей.

Некоторые аспекты  работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать  следует с матерью ребенка, так  как в основном она всегда и  приходит на консультацию и оказывается  в курсе всех проблем и событий  в жизни семьи. Однако это ошибочный  взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.

Поэтому, начиная  работу с семьей, нужно познакомиться  не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами  семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к  обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Для того чтобы  преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно  использовать следующие ресурсы:

• работа в  команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;

• обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;  

организация консилиума, группы поддержки для  самих специалистов, где можно  делиться успехами или обсуждать  неудачи. находить совместное решение проблемы;

• использование  публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому:

• регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в  неделю, в две недели или в шесть  недель);

• подчеркивание  способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;

• использование  вспомогательных материалов, пособий  для родителей;

• привлечение  к работе не только родителей, но и  других членов семьи, родственников;

• внимание к  более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и  обо всей семье);

• организация  групп поддержки, в которых обсуждаются  результаты и проблемы (обычно в  такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет  способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

 

Список литературы

1.  Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.

2.  Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб/ пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова. – М.: Издательский центр « Академия», 2001. – 192с.

3.  Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Багаева – 2-е изд. – М.: Феникс , 2006.

4.  Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: Краткий курс лекций / Н.Ф. Дивицына. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 351с.

5.  Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] : Конспект лекций/ Н.Ф. Дивицина. – Ростов н/Д : «Феникс», 2005. – 285с.

6.  Дивицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: Учеб. пособие / Н.Ф.Дивицина. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ГПСС, 2006. – 325с.

7.  Конституция Российской Федерации, 1993

8.   Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 304с.

9.   Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие / В. И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2005. – 576с.

10.   Современная энциклопедия социальной работы [Тест] / Под Ред. Академика РАН В.И.Жукова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 412с.

11.   Содержание и методика социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов / Под ред. Профессора Е.А Сигиды. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 346с.

12.   Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ. – 2007. – 80с.

13.   Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред.д.п.н. Проф. Н.Ф. Басова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 364с.

14.  Справочник социального работника / В. Д. Альперович ( и др.) [Текст]: / под общ. ред. Е. П. Агапова, В. А Шапинского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.

15. Справочник  социального педагога [Текст]: защита  детства в Российской Федерации  / Т. Н. Поддубная ,А. О. Поддубный ; науч. ред. Н.Р.Чумичева. – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 473с.

16. Технология  социальной работы [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. И.Г.Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

17. Технологии  социальной работы [Текст]: Учебник  / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400с.

18. Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие -3-е изд / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 668с.

19. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие / Е. И. Холостова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.:  Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. – 240с.

20. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/ Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, - 2002. – 340с.

21. Черницкая, А.А. Технология социальной работы [Текст]: Учебник / А.А. Черницкая и др. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. – 400с.

22. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина. СПБ.: Питер, 2004

23 .Федеральный  закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ  « О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста и  инвалидов».

24. Федеральный  закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ  « О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации».

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)