Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как дети-инвалиды.
Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 121.22 Кб (Скачать)

В социокультурную  реабилитацию входит также рекреации. Социокультурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы  стимулировать инвалидов к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. Культорганизатор может использовать традициошше формы ре креации (посещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов, участие в массовых досуговых мероприятиях и др.). При этом обязательно должно учитываться доступное здание для инвалидов. Возможны специфичные для инвалидов развивающие рекреационные формы (арттерапия, хореографическое искусство для лиц с нарушением слуха, театрально-кукольное искусство для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, искусство скульптуры для лиц с нарушаем зрения, живопись, графика, музыка для лиц с нарушением слуха, с поражением опорно-двигательной системы). Приемлемая и привлеки тельная досуговая деятельность, должны обеспечить инвалидам возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

Рекреация должна обеспечивать интеграцию инвалида в  oбщюю социокультурную среду, для чего культорганизатор и специалист по социальной реабилитации должны взаимодействовать с имеющимися в районе проживания инвалида специальными учреждениями культуры (клубами, библиотеками, театрами и др-) общественными организациями инвалидов, благотвори тельными обществами и др.

Реабилитация  методами физической культуры и спорта

Реабилитацию  инвалидов методами физической культуры и спорта осуществляет специалист по физической культуре и спорту.

В его задачи входят:

-информирование  и консультирование инвалида  по этим вопросам;

-обучение  инвалида навыкам занятий физкультуре  и спортом;

-оказание  содействия инвалидам и их  взаимодействии со спортивными организациями;

-организация  и проведение занятий и спортивных  мероприятии.

Следует помнить, что инвалидам доступно значительное количество видов спорта. Так. инвалиды с патологией органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата могут заниматься биатлоном, боулингом, велосипедом, гандболом, горнолыжным спортом, дзюдо, «колясочным баскетболом», «колясочным волейболом», «колясочным регби», конным спортом, сидячимI конькобежным спортом, легкой атлетикой (бегом, метанием копья. молота, диска, прыжками в длину, высоту), настольным I теннисом, плаванием, равнинными лыжами, стрельбой из лука, сидячим хоккеем, шахматами, фехтованием, футболом и др.

Отделение социальной реабилитации может использовать те виды физкультуры и спорта, которые  можно организовать с учетом требований к помещению, оборудованию, спортивному  инвентарю и т. д. Например, для  организации соревнований лиц с  поражением зрения нужны светонепроницаемые очки,мячи для гандбола и волейбола, приспособления для стрельбы у слепых. Оборудование соревнований атлетов с поражением опорно-двигательного аппарата должны включать спортивные протезы, спортивные коляски и др.

Для занятий  физкультурой необходимы различные  тренажеры, велоэргометр и др.

Все занятия  физкультурой и спортом должны проводиться  под наблюдением врача-специалиста  по реабилитации и медицинской сестры.

социальный  работа семья ребенок инвалид

Решение личных проблем

Решение личных проблем инвалида проводится врачом-специалистом по реабилитации и медицинской сестрой. Оно включает консультирование по вопросам полового воспитания, контроля рождаемости, сексуальных отношений. При необходимости  врач направляет инвалида на консультацию к сексопатологу.

Оказание  юридической помощи инвалидам

Оказание  юридической помощи инвалиду осуществляется юристом и включает:

-        консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, реабилитацию, должно давать клиентам полное представление о положенных им по закону правах на обслуживание и путях их защиты от возможных нарушений;

- оказание  помощи в подготовке жалоб  на неправильные действия социальных  служб или работников этих  служб, нарушающие или ущемляющие  законные права инвалида, помощь  инвалиду в юридически грамотном  изложении в жалобах сути обжалуемых  действий, требования поустранению допущенных нарушений;

- оказание  юридической помощи в оформлении  документов (на получение положенных  по закону льгот, пособий, других  социальных выплат; для удостоверения  личности; для трудоустройства и  др.) должно обеспечить разъяснение  клиентам содержания необходимых  документов в зависимости от  их предназначения, изложения и  написания текста документов  или заполнение форменных бланков. написание сопроводительных писем;

- оказание  юридической помощи или содействие  инвалиду в решении вопросов  социальной реабилитации должно  обеспечить разъяснение сути  и состояние интересующих клиента  проблем, определение предполагаемых  путей им решения и осуществление  практических мер по решению  этих проблем;

- содействие  в подготовке и направлении  в соответствующие инстанции  необходимых документов, личное  обращение в указанные инстанции,  если в этом возникает необходимость,  контроль за прохождением документов  и др.(дивицина с.р. с детьми группы риска)

Педагогическая  реабилитация включает в себя в первую очередь мероприятия воспитательного  и обучающего характера в отношении  несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел, по возможности, знаниями, умениями и  навыками самоконтроля и осознанного  поведения, самообслуживания, получил  необходимый уровень общего или  дополнительного школьного образования.

Важнейшая цель этой деятельности — ее психологическая  составляющая, выработка у ребенка  уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную  жизнь. В ее рамках осуществляются также  профессиональная диагностика и  профессиональная ориентация несовершеннолетнего  инвалида, обучение его соответствующим  трудовым навыкам и умениям.

Профориентация  и профессиональное обучение детей - инвалидов строятся на основе углубленной  профессиональной диагностики их в  процессе взросления (для детей-инвалидов. Разрабатываются показания к тем или иным профессиями, которыми могут заниматься инвалиды. Чаще всего речь идет о массовых профессиях, требующих сравнительно скромной общеобразовательной и профессиональной подготовки. Такой подход оправдан, если речь идет о лицах с ограничениями по интеллекту или об умственно полноценных лицах, не имеющих возможности по условиям своей социализации получить качественное образование.

Еще одним  ресурсом расширения возможностей социально-трудовой реабилитации инвалидов является сфера  творческих занятий. Несмотря на дельные  или даже интеллектуальные ограничения, творческий реабилитационный потенциал  как юных инвалидов может быть довольно значительным.

Федеральное российское законодательство далее  включает такое направление реабилитационной деятельности, как "социальная реабилитация инвалидов", что подразумевает  деятельность по социально-бытовой  адаптации и социально-средовой реабилитации.

Проблемы  осуществления самообслуживания и  самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.

На этапе  первичного освидетельствования ребенка - инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клиницистом-экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту. На следующем этапе выявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости.

В ходе осуществления  технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Сам процесс  социально-бытовой реабилитации инвалидов  должен предусматривать ряд последовательных смысловых технологических составляющих.

Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой  ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует семью, имеющую ребенка - инвалида в его  возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.

Осуществление социально-бытовой реабилитации детей - инвалидов предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных (искаженных) навыков по социально-бытовому самообслуживанию.

Важной составляющей социально-бытовой реабилитации детей - инвалидов является социально-бытовая  адаптация, которая представляет собой  процесс приспособления инвалида к  условиям жизнедеятельности с помощью  специальных вспомогательных устройств  и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к  новым, сложившимся условиям.

Заключительным  этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое  устройство — проживание его в  квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида. (холостова социальная работа с инвалидами 51-66)

Поэтому употребление термина "трудотерапия по отношению  к деятельности, которая является в первую очередь социально-средовой адаптацией, пока еще вызывает определенные затруднения. Затруднения усиливаются тем, что в учреждениях социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями (или на базе отделений комплексных центров социального обслуживания) все шире применяются технологии и именно в таком буквальном смысле слова: создаются мастерские или мини-производств а, где инвалиды могут восстановить или приобрести трудовые навыки, почувствовать свою общественную востребованность и, кроме того, заработать себе дополнительно некоторые средства.

Образовательная реабилитация детей - инвалидов —  сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования. Образовательная  реабилитация частично перекрывается  педагогической, однако социальный смысл этого явления шире. В современных условиях доступ к современному и качественному образованию является одним из важнейших социальных ресурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, развитие и полноценное существование индивидов. Блокада этого доступа для лиц с ограниченными возможностями практически перекрывает для них потенциал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высокого социального статуса.

Поэтому образовательная  реабилитация является в значительной мере путем и средством восстановления и повышения социального статуса  индивида с расстройством тех  или иных функций. Разумеется, этот путь доступен для лиц с высоким  сохранным интеллектом, с наличием способностей осваивать достижения культуры, заниматься современными видами деятельности.

Вообще социокультурная  реабилитация составляет важный элемент  реабилитационной деятельности, так  как удовлетворяет блокированную  у инвалидов потребность в  информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.

Социокультурная деятельность выступает важнейшим  социализирующим фактором, учит людей  общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

В качестве элемента социокультурной реабилитации можно  рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие  также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Рассмотрев  совокупность элементов системы  социальной реабилитации, можно констатировать, что в данном анализе оказалась упущена важная часть процесса восстановления возможностей функционирования индивида. В теоретическом рассмотрении этой деятельности снова наталкиваемся на противоречие в терминологии. Социальная реабилитация как искомый результат реабилитационной деятельности, с одной стороны, может достигаться только в результате совокупности действий в рамках всех названных выше направлений реабилитации, ибо только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей индивида к социальному функционированию. Поэтому можно говорить, что понятие "социальная реабилитация" является обобщенным, выражающим итоговое качество всех форм и направлений.

Социальная  реабилитация включает в себя работу с семьями, где воспитываются  дети, социальный патронаж, организацию  юридических консультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу летнего реабилитационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий.

Накопленный опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, говорит о том, что  существует более эффективный путь компенсации дефекта. Одним из направлений  такой работы является социальная реабилитация. Она приобретает все большее  значение как процесс, осуществляемый Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных  или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения  здоровья со стойким расстройством  функций организма, изменения социального  статуса, девиантного поведения личности. Цель социальной реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация, устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Социальная реабилитация имеют целью уменьшить проявления социальной недостаточности.

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)