Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как дети-инвалиды.
Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 121.22 Кб (Скачать)

-видах и  формах социально-бытовой помощи  инвалиду, методах ухода за ним,  видах технических средств реабилитации  и особенностях их эксплуатации; видах реабилитационных учреждений, их местоположении и спектре  оказываемых ими услуг, и т.  д.

Группы адаптационного обучения формируются по нозологическому  принципу. По окончании адаптационного обучения инвалид и его семья  получают знания. умения и навыки «жизни с инвалидность».

Обучение  инвалида самообслуживанию, передвижению

Обучение  инвалида самообслуживанию осуществляется социальным работником. Обучение проводится в учебной комнате), имеющей соответствующее оснащение (столы, кресла, учебную доску, экран, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, технические средства реабилитации), а также книги, картинки (криптограммы).

Группы инвалидов, а также методические приемы их обучения, формируются в зависимости от вида функциональных нарушений, например, для обучения инвалидов с умственной отсталостью используются криптограммы, а для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата —  технические средства реабилитации. Для обучения социальным навыкам  могут применяться вспомогательные  средства (программы обучения личным навыкам, способности выполнять  бытовую деятельность и др.).

Для обучения навыкам самообслуживания может  использоваться жилой модуль, оснащенный техническими средствами реабилитации. Сроки обучения для инвалида индивидуальны.

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации включает:

-подбор модели  технического средства с учетом  ИПР;

-обучение  инвалида (если нужно — членов  его семьи) навыкам пользования  техническим средством;

—мелкий ремонт и сервисное обслуживание технического средства.

Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации осуществляет специалист по социальной работе, социальный работник, техник по техническим средствам реабилитации. При необходимости (в сложных  случаях) привлекается врач-специалист по реабилитации.

Организация жизни инвалида в быту

Обслуживание  инвалида на дому может выявить необходимость  организации жизни инвалида в  быту, включая архитектурно-планировочное решение проблемы адаптации помещения к потребностям инвалида. Оно может включать перепланировку жилых помещений и санитарно-гигиенических

помещений с  заменой раковин, унитаза, душа, ванны  или их переоборудование; переоборудование газовой (электро-) плиты; установку дополнительной сигнализации (в т. ч. домофона); снятие порогов; расширение дверных проемов; установку поручней; установку пандусов и др. Организацию этой работы осуществляет специалист по социальной работе и архитектор.

Психологическая реабилитация инвалида

Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом психотерапевтом, включая психологическое  консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.

Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи и правильном понимании и налаживании  межличностных взаимоотношений, связанных  со способами предупреждения и преодоления  семейных конфликтов, с методикой  семейного воспитания, с формированием  семейных и супружеских отношений  в молодых семьях и созданием  в них благоприятного микроклимата и др.

Социально-психологическое  консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших у него социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать свои внутренние ресурсы и решить его проблемы.

Психокоррекция, как активное психологическое воздействие, должно обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т. д.) для приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.

Социально-психологический  патронаж на основе систематического наблюдения за клиентами должен обеспечить своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, которые могут усугубить трудную жизненную ситуацию клиента, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.

Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической  культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений.

Психогигиеническая  работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для  полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта  на рабочем месте, в семье и  других социальных группах, в которые  включен инвалид).

Психологические тренинги, как активное психологическое  воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психо-травмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормы поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям.

Психологический тренинг может также включать когнитивный тренинг психических  функции (память, внимание), в задачи которого входит «тренировка» психических  функций посредством определенного  рода нагрузок.

Это должно быть значительное помещение, оснащенное легко  передвигаемой мебелью, магнитофоном, другими необходимыми пособиями  и предметами, используемыми в  психологической работе. В случае проведения видеотренинга необходимо наличие видеокамеры, видеомагнитофона. Групповая психотерапия, как правило,    проводится раз в неделю в течение 4 месяцев. Индивидуальная психотерапия может включать цикл посещений инвалидом психотерапевта (ориентировочно, один раз в неделю в течение 5 недель с длительностью сеанса 50 минут)1.

Социально-средовое обучение

Социально-средовое обучение проводится социальным работником, специалистом по социальной работе, психологом. Оно включает обучение социальному  общению, социальной независимости  и социализацию.

Обучение  общению

Программы обучения инвалидов общению должны быть построены  в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, характера и степени функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности. Обучение может включать занятия, групповые тренировки и игры. Занятия раскрывают правила общения в различных социальных структурах (дома, в учебном заведении, в общественных учреждениях и предприятиях и т. д.), а тренировки и игры моделируют различные жизненные ситуации (посещение друзей, дискотеки, кафе и т. д.). Для этих целей могут использоваться учебные программы, социально ориентированные на развитие у инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях.

Обучение  общению включает обучение инвалида пользованию техническими средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе:

-оптическими  средствами (лупы, бинокли и телескопы,  расширители поля зрения, призматические  очки и др.):

-телефонами (телефоны с текстовым вводом-выходом,  в том числе телефоны с Брайлеровским текстом, громко говорящие телефоны, индикаторы набора телефонного номера, головные телефоны); внутренними разговорными устройствами;

-средствами  связи «лицом к лицу» (наборы  и шаблоны букв и символов, генераторы голоса, головные усилители  индивидуального пользования, слуховые  трубки и др.);

-слуховыми  средствами (слуховые средства ушные,  заушные, вмонтированные в оправу  очков, нательные; тактильные, т.  е. трансформирующими звуки в  вибрацию; слуховые средства с  имплантатом и др.);

-средствами  сигнализации (звуковой информатор ("электронная сиделка»), системы  подачи сигнала тревоги и др.).

Обучение  общению предусматривает также  снятие коммуникативных барьеров, характерных  для инвалидов, возникающих вследствие ограничения возможности передвижения, слабой доступности для инвалидов  объектов среды жизнедеятельности, средств массовой информации, учреждений культуры. Поэтому в программу  обучения общению входят занятия, представляющие инвалиду информацию об имеющихся в  районе его проживания объектах инфраструктуры, отвечающих требованиям безбарьерной пространственной среды, а также о транспортной службе для инвалидов. При необходимости, совместно со специалистами но социально-бытовой адаптации решаются вопросы обеспечения инвалида техническими средствами для передвижения. В процессе обучения инвалида могут быть решены вопросы его интеграции в межличностные коммуникативные структуры (группы общения в рамках ассоциаций инвалидов, клубы, службы знакомств и др.).

Включение инвалида в сеть массовой коммуникации может  быть обеспечено путем предоставления ему информации о социальной литературе (для слепых, слабовидящих), специальных  библиотеках (для инвалидов всех категорий, для инвалидов по зрению, по слуху).

Обучение  социальной независимости

Обучение  социальной независимости направлено на формирование навыков самостоятельного проживания (распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать  в общественной деятельности и др.). Обучение включает занятия и тренировки. Для обучения используются специальные  технические средства (программы  тренировки потребительских навыков, обращению с деньгами; программы  обучения мерам безопасности, временным  навыкам, тренинг с уличными знаками  и др.)1.

Социализация  инвалида

Социализация  инвалида — процесс освоения инвалидом  социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения, их корректировка  при освоении различных форм социального  взаимодействия. Под социализацией  также понимается освоение инвалидами знаний, навыков, стереотипов поведений, ценностных ориентации, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия.

Обучение  предусматривает предоставление помощи инвалиду в компенсации психологических  изменений (когда врожденный или  приобретенный дефект занимает центральное  место в формировании и становлении  личности), в формировании положительных  установок, на развитие других способностей инвалидов, что будет компенсировать инвалидность.

Обучение  должно быть направлено на овладение  инвалидом стандартными схемами  поведения и взаимодействия, на освоение инвалидом окружающей обстановки и  полноценного существования в ней.

Обучение  должно включать адаптационные консультирование и организацию социального участия  инвалида, оно должно подготовить  его к адекватным ответам на требование окружения и активным воздействием на него.

Процесс социализации имеет свои особенности в зависимости  от вида инвалидизирующей патологии, пола и возраста инвалида, особенностей его социального положения.

Так, например, у инвалидов с умственной отсталостью  известную степень самостоятельности  можно достичь с помощью интенсивного развития поведенческих навыков, заучивания и использования ими стереотипных наборов действия, необходимых и  стандартных жизненных ситуациях. Специальный тренинг таких инвалидов  должен обеспечить восприятие ими окружающего  общества и реакцию на него в виде стереотипных для культуры представлении  и действий.

У инвалидов  в возрасте 16—25 лет наличие ограничения  жизнедеятельности может усугубить  трудности жизнеобеспечения и общения, имеющиеся в этом возрасте, что  может вызвать изменение личности, ее социальную изоляцию и привести к асоциальному поведению. Программы  социализации инвалидов должны быть направлены в сторону преодоления  имеющихся ограничений жизнедеятельности, на поиск путей реализации собственных  возможностей.

Социально-экономическое  положение инвалидов (образование, квалификация, семья, экономическое  положение, уровень урбанизации  местности, где проживает инвалид, и др.) играет важную роль в его  социализации. Неблагоприятное социально-экономическое  положение инвалида нередко приводит к тому, что он остается без квалифицированной  помощи; уровень их социализации —  приспособление к сложившимся условиям1.

Реабилитация  средствами культуры

Искусство и  культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных  жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков  общения; формирование активной жизненной  позиции.

Искусство способно сделать жизнь многих инвалидов  богатой и содержательной.

Мероприятия по социально-культурной реабилитации должны осуществляться культорганизатором. К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) могут привлекаться любые другие специалисты (социальные работники, врачи, патологи и др.).

Мероприятия по социально-культурной реабилитации инвалидов могут включать:

-концерты  художественной самодеятельности;вернисажи выставок изобразительного творчества инвалидов; занятия музыкально-драматического коллектива; занятия вокальной студии; занятия в школе компьютерной грамотности; занятия в школе ремесел; занятия в студии «Декоративный костюм»; занятия в студии рисования; занятия в кружках вышивания, художественного вязания, шитья, скульптуры; занятия в хореографической студии.

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)