Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа
Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как дети-инвалиды.
Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.
-видах и
формах социально-бытовой
Группы адаптационного обучения формируются по нозологическому принципу. По окончании адаптационного обучения инвалид и его семья получают знания. умения и навыки «жизни с инвалидность».
Обучение инвалида самообслуживанию, передвижению
Обучение инвалида самообслуживанию осуществляется социальным работником. Обучение проводится в учебной комнате), имеющей соответствующее оснащение (столы, кресла, учебную доску, экран, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, технические средства реабилитации), а также книги, картинки (криптограммы).
Группы инвалидов,
а также методические приемы их обучения,
формируются в зависимости от
вида функциональных нарушений, например,
для обучения инвалидов с умственной
отсталостью используются криптограммы,
а для инвалидов с поражением
опорно-двигательного аппарата —
технические средства реабилитации.
Для обучения социальным навыкам
могут применяться
Для обучения навыкам самообслуживания может использоваться жилой модуль, оснащенный техническими средствами реабилитации. Сроки обучения для инвалида индивидуальны.
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации
Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации включает:
-подбор модели
технического средства с
-обучение
инвалида (если нужно — членов
его семьи) навыкам
—мелкий ремонт и сервисное обслуживание технического средства.
Обеспечение
инвалида техническими средствами реабилитации
осуществляет специалист по социальной
работе, социальный работник, техник по
техническим средствам
Организация жизни инвалида в быту
Обслуживание
инвалида на дому может выявить необходимость
организации жизни инвалида в
быту, включая архитектурно-
помещений с заменой раковин, унитаза, душа, ванны или их переоборудование; переоборудование газовой (электро-) плиты; установку дополнительной сигнализации (в т. ч. домофона); снятие порогов; расширение дверных проемов; установку поручней; установку пандусов и др. Организацию этой работы осуществляет специалист по социальной работе и архитектор.
Психологическая реабилитация инвалида
Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом психотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.
Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи и правильном понимании и налаживании межличностных взаимоотношений, связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов, с методикой семейного воспитания, с формированием семейных и супружеских отношений в молодых семьях и созданием в них благоприятного микроклимата и др.
Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших у него социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать свои внутренние ресурсы и решить его проблемы.
Психокоррекция, как активное психологическое воздействие, должно обеспечить преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т. д.) для приведения указанных показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
Социально-психологический
патронаж на основе систематического
наблюдения за клиентами должен обеспечить
своевременное выявление
Психопрофилактическая
работа представляет собой комплекс
мероприятий, направленных на приобретение
клиентом психологических знаний, формирование
у него общей психологической
культуры, своевременное предупреждение
возможных психологических
Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид).
Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психо-травмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормы поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям.
Психологический
тренинг может также включать
когнитивный тренинг
Это должно быть значительное помещение, оснащенное легко передвигаемой мебелью, магнитофоном, другими необходимыми пособиями и предметами, используемыми в психологической работе. В случае проведения видеотренинга необходимо наличие видеокамеры, видеомагнитофона. Групповая психотерапия, как правило, проводится раз в неделю в течение 4 месяцев. Индивидуальная психотерапия может включать цикл посещений инвалидом психотерапевта (ориентировочно, один раз в неделю в течение 5 недель с длительностью сеанса 50 минут)1.
Социально-средовое обучение
Социально-средовое обучение проводится социальным работником, специалистом по социальной работе, психологом. Оно включает обучение социальному общению, социальной независимости и социализацию.
Обучение общению
Программы обучения инвалидов общению должны быть построены в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, характера и степени функциональных нарушений и ограничений жизнедеятельности. Обучение может включать занятия, групповые тренировки и игры. Занятия раскрывают правила общения в различных социальных структурах (дома, в учебном заведении, в общественных учреждениях и предприятиях и т. д.), а тренировки и игры моделируют различные жизненные ситуации (посещение друзей, дискотеки, кафе и т. д.). Для этих целей могут использоваться учебные программы, социально ориентированные на развитие у инвалидов способностей и навыков общения в стандартных социокультурных ситуациях.
Обучение общению включает обучение инвалида пользованию техническими средствами коммуникации, информации и сигнализации, в том числе:
-оптическими средствами (лупы, бинокли и телескопы, расширители поля зрения, призматические очки и др.):
-телефонами
(телефоны с текстовым вводом-
-средствами
связи «лицом к лицу» (наборы
и шаблоны букв и символов,
генераторы голоса, головные усилители
индивидуального пользования,
-слуховыми
средствами (слуховые средства ушные,
заушные, вмонтированные в
-средствами сигнализации (звуковой информатор ("электронная сиделка»), системы подачи сигнала тревоги и др.).
Обучение
общению предусматривает также
снятие коммуникативных барьеров, характерных
для инвалидов, возникающих вследствие
ограничения возможности
Включение инвалида в сеть массовой коммуникации может быть обеспечено путем предоставления ему информации о социальной литературе (для слепых, слабовидящих), специальных библиотеках (для инвалидов всех категорий, для инвалидов по зрению, по слуху).
Обучение социальной независимости
Обучение социальной независимости направлено на формирование навыков самостоятельного проживания (распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.). Обучение включает занятия и тренировки. Для обучения используются специальные технические средства (программы тренировки потребительских навыков, обращению с деньгами; программы обучения мерам безопасности, временным навыкам, тренинг с уличными знаками и др.)1.
Социализация инвалида
Социализация
инвалида — процесс освоения инвалидом
социально значимых норм, ценностей,
стереотипов поведения, их корректировка
при освоении различных форм социального
взаимодействия. Под социализацией
также понимается освоение инвалидами
знаний, навыков, стереотипов поведений,
ценностных ориентации, нормативов, обеспечивающих
их полноценное участие в
Обучение предусматривает предоставление помощи инвалиду в компенсации психологических изменений (когда врожденный или приобретенный дефект занимает центральное место в формировании и становлении личности), в формировании положительных установок, на развитие других способностей инвалидов, что будет компенсировать инвалидность.
Обучение должно быть направлено на овладение инвалидом стандартными схемами поведения и взаимодействия, на освоение инвалидом окружающей обстановки и полноценного существования в ней.
Обучение
должно включать адаптационные консультирование
и организацию социального
Процесс социализации имеет свои особенности в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, пола и возраста инвалида, особенностей его социального положения.
Так, например,
у инвалидов с умственной отсталостью
известную степень
У инвалидов
в возрасте 16—25 лет наличие ограничения
жизнедеятельности может
Социально-экономическое
положение инвалидов (образование,
квалификация, семья, экономическое
положение, уровень урбанизации
местности, где проживает инвалид,
и др.) играет важную роль в его
социализации. Неблагоприятное социально-
Реабилитация средствами культуры
Искусство и
культура являются прекрасными образовательными
и реабилитационными
Искусство способно сделать жизнь многих инвалидов богатой и содержательной.
Мероприятия по социально-культурной реабилитации должны осуществляться культорганизатором. К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) могут привлекаться любые другие специалисты (социальные работники, врачи, патологи и др.).
Мероприятия по социально-культурной реабилитации инвалидов могут включать:
-концерты
художественной