Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как дети-инвалиды.
Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 121.22 Кб (Скачать)

В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются  различные структуры, которые в  той или иной мере воздействуют на ребенка-инвалида.

На микроуровне  социальной реабилитации ребенок-инвалид  рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего  с семьей. Основной функцией здесь  является воспитание нетипичного ребенка, развитие коммуникативных навыков  и помощь в осознании своей  субъективности.

На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институты образования, социальной работы, медицинские учреждения.

На макроуровне  целью осуществления социальной политики государством выступает интеграция детей-инвалидов в общество.

Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно  взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, по скольку оказывает воздействие, как на макро-, так и на микроуровни. (Дивицина)

 

2. Социальная  реабилитация, как эффективная технология  в работе с семьей, воспитывающей  ребенка с ограниченными возможностями

(РАБОТА С  РОДИТЕЛЯМИ)

Учитывая  исключительную актуальность названной  проблемы, многие реабилитационные центры, созданные в последние годы, работу с родителями определили как одно из приоритетных направлений. Эта работа включает обследование психологического состояния матерей и оказание им консультативной и, при необходимости, психотерапевтической помощи, обучение приемам воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями  здоровья в домашних условиях, оказание помощи в деятельности общественных объединений родителей детей-инвалидов  и многое другое.

Центры реабилитации главной своей задачей считают  проведение адаптации детей с  ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации, обеспечение  комфортного состояния их родителей, формирование у населения адекватного  отношения к детям-инвалидам и  интеграции этих детей в современное  общество.

Основными направлениями  деятельности являются:

• реабилитационная работа с семьей;

• внедрение  новых реабилитационных технологий;

• методическая работа, в том числе с территориальными центрами;

• организация  повышения квалификации социальных работников Сибирского региона.

В центре сложилась  модель работы с семьей, направленная на привлечение ее членов к проведению коррекционно-оздоровительных мероприятий  и на стабилизацию семейных отношений. Эта работа проводится в тесном содружестве  с комплексными территориальными центрами социального обслуживания населения. В их функции входят выявление  семей, имеющих детей-инвалидов, проведение постоянного социального патронажа, организация реабилитационных услуг. Данная модель работы с семьей призвана решать следующие задачи:

• повышение  уровня психического здоровья родителей;

• оптимизация  внутрисемейных отношений;

• расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации;

• обучение родителей  приемам организации игровой  и учебной деятельности детей^

• ознакомление родителёй"с психокоррекционными и психотерапевтическими приемами

 

Коллектив ОРЦ  ведет поиск новых форм работы, способствующих оказанию помощи как  можно большему количеству детей  и дающих возможность максимально  приблизиться к каждой семье, в которой  растет ребенок с ограниченными  возможностями здоровья. К таким  формам можно отнести, например, открытие в каникулярное время санаторной и пансионатной групп для детей. Их работа планируется таким образом, чтобы получить медицинскую, психологическую, педагогическую помощь в них могли и мамы.

Находясь  в центре вместе с ребенком, они  не только принимают участие в  реабилитационном процессе, но и интенсивно обучаются приемам реабилитации с целью их дальнейшего применения в домашних условиях. Специалисты  областного реабилитационного центра используют не только широко известные, хорошо зарекомендовавшие себя технологии, но и внедряют новые, еще не вошедшие в повсеместную практику, например, использование сенсорной комнаты, метод кон-дуктивной терапии Пето и др.

Использование новых реабилитационных технологий при активном участии в реабилитационном процессе родителей позволяет добиваться поставленных задач, коррегировать нарушения двигательных, речевых функций ребенка, оздоравливать его соматическую сферу, что в конечном итоге способствует максимально возможной его адаптации.

Программа реабилитации — это система мероприятий, развивающих  возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального  работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Такая система мероприятий  разрабатывается индивидуально  для каждого конкретного ребенка  и семьи, учитывая как состояние  здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и  потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода  или на более короткий срок —  в зависимости от возраста и условий  развития ребенка.

По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

Программа реабилитации — эти четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане  обязательно предусматриваются  мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных  знаний, психологическая поддержка  семьи; помощь семье в организации  отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу  в нескольких направлениях, подключая  к процессу реабилитации разных специалистов.

Рассмотрим  программу, которая будет включать следующие мероприятия:

• медицинские (оздоровление, профилактика);

• специальные (образовательные, психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитие общей или точной моторики, языка  и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

При этом остальным  членам семьи необходимо разбираться  в тонкостях детского развития, учиться  общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные  дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в  программу реабилитации будут входить  организация благоприятного окружения  ребенка (включая обстановку, специальное  оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного  обмена информацией между специалистом-куратором  и родителями ребенка. При необходимости  куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и  семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в  трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа  реабилитации есть цикличный процесс.

Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие  междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей  в процессе реабилитации, которое  представляет собой наиболее сложную  проблему.

Установлено, что детям удается достичь  гораздо лучших результатов, когда  в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Однако некоторые  специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания  сотрудничать, не просят помощи или  совета.

На первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В  действительности же этого может  не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и  определенных факторов: бедность, ухудшение  здоровья других членов семьи, супружеские  конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность  получить передышку для самих  себя: они испытывают облегчение, когда  ребенок начинает посещать школу  или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

При всем этом важно помнить, что большинство  родителей хотят участвовать  в развитии своего ребенка.

На Западе социально-реабилитационная работа, предполагающая участие родителей, используется немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет эту модель на практике, убеждаются в ее преимуществах по сравнению со старой моделью, когда  специалисты все свое внимание и  все усилия направляли лишь на ребенка, зачастую не проявляя интереса к мнению родителей (например, о том, чему, где  и как они хотели бы учить своего ребенка).

Взаимодействие  с родителями предполагает некоторые  сложности. Нужно быть готовым к  трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между  родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса  услуг по реабилитации) может потребовать  определенных усилий. Однако нужно  помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат  работы с ребенком может быть нулевым: отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность  социально-реабилитационных услуг  — это может подтвердить любой  педагог школы-интерната для детей  с ограниченными возможностями  или специалист реабилитационного  центра.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство  — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии  — «партнерство», — поскольку  оно наиболее точно отражает идеальный  тип совместной деятельности родителей  и специалистов. Партнерство подразумевает  полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и  социальном развитии. Партнерство —  это такой стиль отношений, который  позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Работая с  родителями, необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегии. Даже супруги  могут весьма отличаться друг от друга  своими установками и ожиданиями. Поэтому то, что оказалось удачным  в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать  от семей одних и тех же, униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать и достигать компромисса.

Если ребенок  в состоянии принимать участие  в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может  неожиданно предложить новое решение  проблемы своей реабилитации. Таким образом представления о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей,

Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия  партнеров, поскольку ни один из них  не является более важным или значительным, чем другой.

Поэтому социальному  работнику желательно консультироваться  у родителей так же часто, как  они консультируются у него. Это  важно по крайней мере по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной коммуникации.

Следует поощрять родителей обмениваться знаниями, признавать успехи ребенка, понимать важности тех  или иных занятий, проявлять инициативу. Если эксперт злоупотребляет своей  позицией, подчеркивает свою важность, предпочитает одностороннюю передачу знаний, существует риск увеличения зависимости  от него родителей, снижения их самостоятельности  и уверенности в себе. Социальный работник должен в известной мере делиться своими чувствами, демонстрировать  открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в  его присутствии. Разумеется, родителям  и команде специалистов следует  совместно принимать решения.

В силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной реабилитации при установлении партнерства с родителями детей-инвалидов  должен:

• избегать униформности и приветствовать разнообразие; слушать, наблюдать и достигать договоренности;

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)