Автор: Ольга Шамко, 21 Ноября 2010 в 23:15, курсовая работа
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: технологизация деятельности специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель курсовой работы: систематизировать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов
2. изучить причины и структуру детской инвалидности
3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в центре лечебной реабилитации
Гипотезы:
1. Реабилитационная система мероприятий способствует повышению мотивации родителей к сотрудничеству.
2. Система реабилитации создаёт общее улучшение состояния здоровья детей с ограниченными возможностями.
В работе использован метод библиографического анализа.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………………………….......9
1.1. Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей- инвалидов…………………………………………………………………..…….9
1.2. Причины и структура детской инвалидности………………………….…12
Глава 2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………………………..…14
2.1. Технологии социальной реабилитации инвалидов………………….14
2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, использующиеся в условиях Центра лечебной реабилитации детей-инвалидов……………………….…...…………… 20
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………...………35
В 2000 году в Центре появилась группа, в которой занимались дети раннего возраста с тяжелыми нарушениями развития: генетические синдромы, сочетание аутизма, ДЦП и эпилепсии и др. После нескольких лет занятий состояние всех этих детей значительно улучшилось: увеличились возможности их адаптации в группе, кто-то научился ходить, некоторые начали говорить. Тем не менее, большинство этих детей не смогли попасть в другие образовательные учреждения, так как состояние оставалось по-прежнему тяжелым.
Родители этих детей поняли, что в существующей ситуации ни детского сада, ни школы для их детей не найдется, и надо что-то делать самим. Они вступили в ассоциацию «Дорога в мир», которая была создана родителями таких же детей для того, чтобы вместе искать пути дальнейшего развития и образования для своих детей. Сейчас в Москве работает созданная этой ассоциацией школа для детей, которые не говорят, не могут самостоятельно передвигаться, не владеют основными навыками самообслуживания. Никакая другая школа не берется работать с такими детьми - их же невозможно научить, например, писать или рисовать. Тем не менее, эти дети имеют такое же право на образование, как и все остальные. Более того, только в условиях постоянных занятий возможно их развитие, улучшение физического и психологического состояния. В школе эти дети учатся взаимодействовать с другими людьми, общаться, играть с педагогами и друг с другом. Реабилитационная деятельность направлена на формирование у детей предметно-практической деятельности и самообслуживания, развитие представлений об окружающем мире. Некоторые дети в такой школе учатся читать, осваивают элементарные математические понятия, основы счета.
Нельзя не заметить, что контингент детей очень утяжелился. В последнее время все чаще приходится сталкиваться с тяжелыми проблемами, с которыми семье ребенка просто некуда обратиться. Такие дети остаются в центре надолго: для того, чтобы вывести их в социум, с каждым необходимо работать несколько лет. В центре реабилитации занимаются самые разные дети. Возраст - от младшего (1-3 года) до подросткового [15;51]. Иногда даже после 20 лет молодые люди продолжают ходить на занятия. В силу тяжелых нарушений они не смогли поступить в коррекционную школу, получить образование, и теперь в государственной системе для них нет рабочего места - они вынуждены постоянно находиться дома, круг их общения ограничен только родственниками и близкими знакомыми. В Центре для них организованы мастерские, где они работают, видят результаты своего труда. Кроме этого здесь у них есть возможность общаться с другими людьми. Пока наше общество еще не готово принять людей, настолько отличающихся от так называемой «нормы».
Сейчас Центр имеет большой опыт подготовки к школе детей с различными нарушениями развития, в том числе, с аутизмом. Те, кто по своему интеллектуальному развитию может обучаться по массовой программе, учатся в обычных школах по месту жительства. Специалисты Центра взаимодействуют с учителями этих школ - приглашают их на занятия, которые посещает ребенок, обсуждают способы организации обучения детей. Если посмотреть на организа-цию жизни обычного здорового ребенка, можно увидеть, что в его развитии и обучении участвуют разные специалисты. В школе с ними работает классный руководитель и другие педагоги, в детском саду - воспитатели; за здоровьем следит педиатр и при необходимости направляет ребенка к врачам других специальностей; после уроков нередко ребенок взаимодействует с педагогами дополнительного образования - тренер в спортивной секции, руководитель кружка, педагоги в музыкальной школе и др. Во многих образовательных учреждениях работает психолог — следит за развитием ребенка, его взаимоотношениями с родителями и сверстниками. Каждый специалист видит ребенка со «своей» стороны, замечает определенные успехи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в ходе развития.
Тем
более важен такой
Для проведения диагностической, консультативной, реабилитационной и лечебной работы в Центре лечебной реабилитации для работы с каждым ребенком применяется так называемый «командный подход»: в «команду» объединяются специалисты, имеющие разные знания и навыки, но разделяющие клинический подход к ребенку. Для каждого ребенка создается своя уникальная команда специалистов, обеспечивающая все виды помощи, которые ему необходимы:
1. педагоги являются центральными фигурами любой группы, создают необходимую для детей атмосферу «общего дома». осуществляют связь между всеми участниками группового процесса; играют обучающую роль, в том числе, осуществляют обучение детей различным дисциплинам;
2. дефектологи участвуют в формировании познавательных навыков;
3. логопеды занимаются формированием речи и исправлением речевых дефектов; психологи осуществляют психо-коррекционную работу с детьми, проводят семейное консультирование, коррекцию детско-родительских отношений, дают рекомендации по комплектованию групп, использованию социально-психологических механизмов групповой деятельности;
4. нейропсихологи проводят системный нейропсихологический анализ состояния психических процессов, разрабатывают программы коррекционного обучения, проводят коррекционные мероприятия в случаях атипий или дисфункций развития познавательной сферы;
5. специалисты-реабилитологи занимаются по специальным программам , разработанным для различных категорий детей и способствующим преодолению нарушений развития;
6. специалисты в области ЛФК, массажа, формирования двигательной сферы ребенка занимаются развитием движений и коррекцией двигательных расстройств, которыми в большинстве случаев сопровождаются нарушения психического и познавательного развития ребенка;
7. специалисты-мастера предпрофессиональной подготовки занимаются формированием профессиональных навыков и подготовкой к будущей профессии подростков и молодых людей с серьезными нарушениями психического развития;
8. врачи (невропатолог, психиатр, педиатр) осуществляют медицинский контроль за состоянием детей, медикаментозную терапию, дают направления и рекомендации по занятиям ЛФК, проведению массажа; на основе их заключений на клинических базах проводятся осмотры врачами других специальностей, параклинические исследования [15;52].
Помимо своего профессионального предназначения каждый специалист играет в группе как бы определенную роль, которая может быть постоянной, но может и меняться в зависимости от обстоятельств. Эта роль зависит от личности взрослого, особенностей его характера, отношения к детям. Как правило, в команде специалистов такие роли гармонично складываются сами собой, но в некоторых случаях приходится играть роль необходимого, но отсутствующего в наличии «персонажа».
Для поддержания атмосферы общего дома в группе есть человек, который всех организует, объединяет, все знает и может помочь в любой ситуации — общая «мама». Во время игры по отношению к ребенку может исполняться роль «друга», «старшего брата» и т. п. В группе подготовки к школе появляются новые роли: «учитель», который знает, что и когда нужно делать, «помощник», подсказывающий, как выполнить требование «учителя»; остается роль «друга», который ничего не требует, может просто поиграть с ребенком во время перемены.
Работу команды координирует один специалист, ответственный за ребенка. Он определяет, в какой момент провести дополнительную консультацию врача, вместе с врачом разрабатывает курс реабилитационных мероприятий, набор необходимых занятий, уменьшение или увеличение нагрузки ребенка в Центре. Очень важно, чтобы специалисты работали вместе, регулярно обсуждали результаты своей работы, делились наблюдениями, высказывали свои пожелания, рекомендации другим специалистам.
Регулярно (один раз в неделю) проводятся педсоветы. Специалисты обсуждают изменения, произошедшие с каждым ребенком за последнюю неделю. На педсоветах решаются вопросы об изменении расписания занятий, назначении необходимых консультаций.
Очень важную роль в реабилитационной работе с ребенком принимают его родители. Именно они выполняют основную работу по развитию ребенка и преодолению существующих у него трудностей. Специалисты помогают родителям, дают рекомендации, оценивают происходящую динамику, ставят новые актуальные задачи. Ребенок приезжает на занятия только 1 -2 раза в неделю на несколько часов. Все остальное время, пока ребенок находится дома, его родители выполняют задания, полученные от педагогов, сами ищут способы работы с ним [15;52].
Для адаптации ребенка в группе на занятиях может присутствовать кто-то из близких родственников ребенка (мама, бабушка) - не только для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, но и для более полного понимания родителями и близкими проблем их детей, для освоения форм работы с ними. Именно родители в наибольшей степени заинтересованы в результатах реабилитационной работы. Родители лучше любого специалиста знают своего ребенка, хотя и не обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы самостоятельно помочь ему преодолеть существующие трудности. Активная позиция родителей - одно из требований, которые предъявляются к семье ребенка.
Одной из важнейших задач, которые ставят перед собой специалисты Центра, является включение каждого ребенка, который попал к нам на занятия или на консультацию, в образовательный процесс, повышение его образовательного уровня. Очень часто в результате занятий ребенок с выраженными нарушениями познавательной сферы и поведения становится способен поступить в специализированный детский сад, в который раньше его отказывались принять.
Поступление ребенка в детское учреждение можно считать особенно важным, поскольку там он получит возможность длительное время находиться среди сверстников. Лучше, если это будет интеграционное учреждение, в котором вместе занимаются и играют разные дети.
Опыт работы интегративных детских садов показывает, что маленькие дети готовы принять любого ребенка. Здоровые дети играют вместе с детьми с синдромом Дауна, и никому в голову не приходит не принимать в игру или дразнить менее сообразительного, особенно медлительного или «некрасивого» ребенка. Отрицательное и враждебное отношение к «другому» формируется позже, в более старшем возрасте.
Также в Центре лечебной реабилитации начинают внедрять компьютерные технологии. Использование в работе новых информационных технологий имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль за действиями обучаемого. Однако при всех положительных сторонах компьютер не может заменить педагога.
В заключении можно выделить следующие технологии социальной реабилитации детей-инвалидов, использующиеся в центре:
-
создание групп детей-
-
психологическое
-
проведение консультаций с
-
взаимодействие с различными
государственными учреждениями
и общественными организациями
по вопросам устройства детей-
-
коррекция ценностей детей-
- педагогическая работа с детьми-инвалидами;
-профессиональная
реабилитация, которая включает
формирование профессиональных
навыков и подготовки к
В
нашей стране инвалида на улице можно
встретить редко. Объяснений этому
много: трудно выйти на улицу, люди не
обращают внимания на того, кто находится
рядом с ними или, наоборот, осуждают
того, кто ведет себя непривычным образом.
Другая причина в том, что многие находятся
в изолированных учреждениях (школах-интернатах,
больницах). До сих пор матери, родившей
ребенка с нарушением, еще в роддоме предлагают
отказаться от него, оставить в специализированном
детском доме.
Заключение
Термин
"инвалид" в силу сложившейся
традиции несет в себе дискриминационную
идею, выражает отношение общества,
выражает отношение к инвалиду, как
к социально бесполезной
Главная проблема ребенка с ограниченными
возможностями заключается в его связи
с миром, а ограничении мобильности, бедности
контактов со сверстниками и взрослыми,
в ограниченности общения с природой,
доступа к культурным ценностям, а иногда
- и к элементарному образованию.
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми-инвалидами