Технологии социальной работы с детьми-инвалидами

Автор: Ольга Шамко, 21 Ноября 2010 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: технологизация деятельности специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Цель курсовой работы: систематизировать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Задачи курсовой работы:

1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов

2. изучить причины и структуру детской инвалидности

3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в центре лечебной реабилитации

Гипотезы:

1. Реабилитационная система мероприятий способствует повышению мотивации родителей к сотрудничеству.

2. Система реабилитации создаёт общее улучшение состояния здоровья детей с ограниченными возможностями.

В работе использован метод библиографического анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………………………….......9

1.1. Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей- инвалидов…………………………………………………………………..…….9

1.2. Причины и структура детской инвалидности………………………….…12

Глава 2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………………………..…14

2.1. Технологии социальной реабилитации инвалидов………………….14

2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, использующиеся в условиях Центра лечебной реабилитации детей-инвалидов……………………….…...…………… 20

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………...………35

Работа содержит 1 файл

курсач технология соц[1].раб..doc

— 176.50 Кб (Скачать)

      В задачу социально-медицинской работы входят:

      - психодиагностика ребенка с целью прогноза возможности его реабилитации и определения его реабилитационного потенциала;

      - составление карт комплексной реабилитации детей;

      - оказание стационарной амбулаторной и патронажной помощи;

      - проведение диагностических мероприятий;

      - организация необходимой консультативной помощи специалистов;

      - внедрение и использование новых высокоэффективных технологий реабилитации.

       Отдельную пользу приносят уроки социально-бытовой  ориентировки. Важным в коррекционной работе оказывается одновременное воздействие на двигательную и речевую системы дифференцирование, в зависимости от форм и степени нарушений.

       Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.

       Программа реабилитации — это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее [19;139].

       Реабилитационная  работа в соответствии с решениями  специалистов, членов семьи и самого ребенка-инвалида строится па основе ряда методов, например: психотерапии, игротерании, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, элементах анималотерапии и др.

       Важная  задача психотерапии детей с особенностями  развития -формирование у них чувства  уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективны те направления психотерапии, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игротерапия — наиболее распространенный метод работы с детьми.

    Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам — воде, песку, веточкам, камешкам и т. д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. Для коррекционных целей специалисты используют сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Этот метод основывается на принципе, заключающемся в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями.

    Арт-терапевтическое  рисование (изотерапия) способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т. д.

    На  эмоциональное состояние детей  благоприятное воздействие оказывает  музыкотерапия, в частности вокал. Он способствует стабилизации эмоционального состояния. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии.

    Метод хобби-терапии позволяет расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности, среди которых; макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, флористика, цветоводство, пение, танцы, спорт, кукольный театр. При этом выбор того или иного вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях. Гардеиотерапия — это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. Если это работа с флорой, то анимало-, или зоотерапия, — система лечения общением с животными [19;140].

    Оно стимулирует у ребенка желание  и умение слушать, учиться, трудиться и дает возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе. При этом самым ценным личностным сдвигом можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности. Наиболее подходящими для анималотерапии оказываются, конечно, кошки, собаки, волнистые попугайчики, морские свинки.

    В социальном обслуживании инвалидов необходим учет характера проблемы, а также особенностей человека с инвалидностью, его возможностей, которые могут быть представлены ближайшим социальным окружением — семьей, родственниками, друзьями; образования, профессии, способностей к творчеству и т. д. 
 
 

      2.2. Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, использующиеся в условиях Центра лечебной реабилитации

      Центр реабилитации был  создан в Москве летом 1989 года, как дополнительная к  существующим альтернативная структура  для оказания всесторонней помощи детям  с нарушениями психического и  речевого развития, не имеющих возможности получить помощь в существующих государственных учреждениях. Его появление имеет свою предысторию [15;49].

      В середине 80-х годов группа специалистов работала в детской психоневрологической больнице №6, на так называемой «логоплощадке», созданной еще в 30-е годы профессором Гиляровским для работы с заикающимися дошкольниками. Можно сказать, что это был первый в нашей стране пример комплексной работы с проблемным ребенком, с ребёнком-инвалидом: на этой базе работали врачи-психиатры, другие медики, а также педагоги, психологи и музыкальные работники.

      В 1988 году «Логоплощадку» закрыли, а детей предложили отправить в логопедический детский сад. Такое решение было неприемлемо для многих пациентов: в тяжелых случаях заикания, требующих комплексного воздействия из-за наслоения различных невротических проблем, необходим врач, а в логопедическом детском саду его нет; в обычной больнице, в свою очередь, нет педагогической системы реабилитации. После закрытия «логоплощадки» специалисты вместе с родителями стали искать место для организации Центра, где таким детям могут помочь. И этим местом должна была быть не больница, где специалист работает не с человеком, а с болезнью, забывая о личности больного.

      Помещение для работы с детьми нашлось совершенно случайно: замечательный человек помог найти квартиру, в которой можно было заниматься с детьми. Вначале в Центре работали 5 специалистов: логопед, дефектолог, занимающийся с глубоко умственно отсталыми детьми, а также педагог, музыкальный терапевт и реабилитолог. Раз в неделю приходил врач-невролог.

      В первый год в этом помещении занималось около 30 человек. Хотя Центр создавался для работы с заикающимися детьми, постепенно среди них стали появляться и другие, число которых росло. Выходило это поневоле: значительному количеству детей обращаться было просто некуда. Причина проста: государство уже давно организовало очень строгую и достаточно стройную систему помощи детям-инвалидам с конкретными проблемами: есть дошкольные и школьные учреждения для слепых, для глухих, для умственно отсталых, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речи. Система выстроена, но оказалось, что многие дети как бы проваливаются между ее зубцами в никуда. Анализ контингента детей, обратившихся за помощью в Центр, позволяет выделить основные группы детей, а также тех, помощь которым является недостаточной и односторонней.

      1. Прежде всего, это дети раннего  возраста (до трех лет) с нарушениями  формирования и функционирования  речевых и интеллектуальных процессов разного происхождения и степени выраженности. Помощь им в государственных учреждениях малоэффективна, а зачастую и полностью отсутствует. В поликлинике за ними наблюдает педиатр, в лучшем случае, невропатолог. Логопеды при поликлиниках работают с детьми не младше 3-4 лет, а к этому возрасту имеющиеся дефекты часто закрепляются. Патронажных и консультативных служб психолога, педагога или дефектолога по помощи детям раннего возраста - практически нет, хотя хорошо известно, что чем раньше ребенок включается в реабилитационный процесс, тем эффективнее оказываемое на него воздействие.

      2.  Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и, в частности, с нарушениями общения. К этой группе относятся и дети с ранним детским аутизмом. Распространенность синдрома аутизма составляет сегодня до 20 случаев на 10 тысяч детского населения, что в несколько раз превышает количество слепых и глухих детей; несмотря на это, в стране не существует широко поставленной помощи таким детям. Сюда можно отнести также детей с другими эмоционально-волевыми нарушениями, такими, как ранняя детская шизофрения, психопатии и тяжелые неврозы; таким детям также очень трудно найти помощь, если при первичной диагностике ребенка отнесли к «неперспективным».

      3.  Дети с глубокой умственной  отсталостью, часто вызванной генетическими нарушениями. Дефекты интеллектуального развития у данного контингента детей сочетаются с искаженным развитием личности и часто сопровождаются двигательными расстройствами. Необходимо раннее начало занятий с такими детьми, осуществление постепенного перехода от индивидуальной работы к микрогрупповой с целью подготовки их к обучению в специализированных школах, с которыми Центр поддерживает постоянный контакт. Специальные учреждения для дошкольников в системе образования отсутствуют, а имеющиеся в системе социальной защиты носят стационарный характер, вырывая ребенка из семьи.

      4. Дети с органическими поражениями центральной нервной системы, в том числе: с гидроцефалией, детским церебральным параличом, с эпилепсией и эписиндромом. Последние дети практически лишены любых видов помощи, кроме медицинской; в нарушение закона их повсеместно не принимают в детские учреждения.

      5. Дети с сочетанием 2-х и более  нарушений развития, вызванных, в том числе, генетическими причинами. Например, ребенка, который парализован и слабо видит, не возьмут ни в сад для слабовидящих, ни в сад для детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Примером такого сочетания нарушений являются многие генетические синдромы, например, синдром Дауна. Сейчас в Москве существует "Ассоциация Даун-синдром", объединяющая родителей детей с таким заболеванием, но в то время эти дети оставались без помощи. Детям с другими генетическими синдромами «повезло» еще меньше - для них и сейчас нет места, где бы их приняли и помогли.

      6. Дети дошкольного и младшего  школьного возраста с трудностями  обучения, вызывающими школьную и социальную дезадаптацию. Это дети, которые по всем показателям считаются объективно здоровыми, но с трудом овладевают навыками письма, чтения, счета. Специальное обследование выявляет у них атипии развития или же минимальные мозговые дисфункции, которые и являются причинами школьной неуспеваемости. Сходные проявления наблюдаются у детей с трудностями адаптации в детском коллективе или в семье; сюда же можно отнести детей с различными невротическими синдромами. Такие нарушения социального взаимодействия в дошкольном возрасте могут быть малозаметны, однако при поступлении в школу они становятся причиной тяжелых расстройств. Обычные методы обучения оказываются для этих детей неадекватными: дополнительные занятия только утомляют ребенка, написание многочисленных диктантов не улучшают грамотность, бесконечное повторение таблицы умножения не помогает научиться считать и решать задачи и т.д. Учителя опускают руки и советуют родителям больше заниматься дома или вообще перевести ребенка в другой класс, школу. Этим детям требуются специальные реабилитационные занятия [15;50].

      Но  ведь дети должны получать помощь в  каждом случае! Есть «Стандартные правила  обеспечения равных возможностей для  инвалидов», принятые Генеральной Ассамблеей ООН. Одна фраза из этой резолюции объясняет, для чего мы работаем, для чего существует наш Центр «Принцип равенства прав предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение». Потребности в воспитании и обучении естественны для ребенка, и мы должны обеспечить ему удовлетворение этих потребностей. Еще одна цитата: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах» [15;50].

      Для этого и был создан Центр лечебной реабилитации - негосударственная, некоммерческая организация. Центр рос, развивался, увеличивалось количество детей, посещающих занятия, и специалистов, работающих с ними.

      В первые годы существования Центра занятия  с детьми проводились на средства, полученные от спонсоров. Многие зарубежные организации и частные лица сочувствовали  детям, которые родились не такими, как остальные, или стали «другими»  в результате болезни. Они давали деньги, чтобы с детьми работали необходимые им специалисты, некоторые спонсоры приезжали в Центр, чтобы познакомиться с детьми и понять, какая еще помощь может быть полезна. Кроме этого, специалисты Центра зарабатывали деньги сами, выполняя заказы на научно-исследовательские работы для министерства или департамента образования. Сейчас уже несколько лет часть стоимости занятий оплачивают родители детей, получающих помощь в Центре.

      То, что Центр существует, есть результат изменений в нашем обществе. Появляются различные ассоциации, частично создаваемые родителями. Они организуют новые виды детских образовательных учреждений.

      Можно выделить  следующие этапы, которые  проходят дети-инвалиды, пришедшие  впервые в центр реабилитации:

      - Первый этап. На данном этапе ребенок должен познакомиться с распорядком дня в учреждении, в какое время он будет посещать центр.

      - На этом этапе происходит адаптация  к новым условиям, к общению  с другими людьми.

      - Этот этап характеризуется адаптацией  к реабилитационным мероприятиям, которые будут проводиться с ребенком, адаптацией к работникам центра, к микроклимату группы, в которой он будет заниматься.

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми-инвалидами