Автор: Ольга Шамко, 21 Ноября 2010 в 23:15, курсовая работа
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: технологизация деятельности специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель курсовой работы: систематизировать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов
2. изучить причины и структуру детской инвалидности
3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в центре лечебной реабилитации
Гипотезы:
1. Реабилитационная система мероприятий способствует повышению мотивации родителей к сотрудничеству.
2. Система реабилитации создаёт общее улучшение состояния здоровья детей с ограниченными возможностями.
В работе использован метод библиографического анализа.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………………………….......9
1.1. Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей- инвалидов…………………………………………………………………..…….9
1.2. Причины и структура детской инвалидности………………………….…12
Глава 2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………………………..…14
2.1. Технологии социальной реабилитации инвалидов………………….14
2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, использующиеся в условиях Центра лечебной реабилитации детей-инвалидов……………………….…...…………… 20
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………...………35
В
работе использован метод
Структура
работы: Курсовая работа представлена
двумя главами. Первая глава раскрывает
содержание понятия детской инвалидности
и существующих видов реабилитации детей
- инвалидов. Во второй главе раскрываются
технологии социальной реабилитации детей
с ограниченными возможностями. Объём
курсовой работы составляет 39 страниц.
Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1. Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей-инвалидов
Латинское слово «инвалид» означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности [9;219].
В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалид определён как «человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни [9;220].
Согласно Декларации о правах инвалидов: инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [9;220].
За рубежом к категории
В России официально принят термин "дети-инвалиды".
Ребенок-инвалид
- ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями
в физическом и (или) умственном развитии,
имеющий ограничение жизнедеятельности,
обусловленное врожденными, наследственными,
приобретенными заболеваниями, следствиями
травм [27;7]. Ограничение жизнедеятельности
- отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности
ребенка вследствие нарушения здоровья,
которое характеризуется ограничением
способности осуществлять самообслуживание,
передвижение, ориентацию, общение, контроль
за своим поведением, обучение, игровую
и трудовую (с 14 лет) деятельность. Реабилитация
- процесс и система медицинских, психологических,
педагогических, социально-экономических
мероприятий, направленных на устранение
или возможно более полную компенсацию
ограничений жизнедеятельности, вызванных
нарушением здоровья со стойким расстройством
функций организма.
Реабилитация инвалидов включает в себя
медицинскую, профессиональную и социальную
реабилитацию:
1. медицинская реабилитация осуществляется
для восстановления или компенсации утраченных
или нарушенных функциональных способностей
человека до социально значимого уровня
и включает в себя восстановительную терапию,
реконструктивную хирургию, протезирование;
2. профессиональная реабилитация понимается
как процесс восстановления конкурентоспособности
инвалидов на рынке труда и система, включающая
мероприятия по профессиональной ориентации,
профессиональному образованию, профессионально-
Профессиональная реабилитация детей
с отклонениями в развитии представляет
собой профессиональную ориентацию как
комплекс мероприятий, направленных на
формирование профессионального самоопределения,
соответствующего индивидуальным возможностям,
особенностям каждой личности и запросам
общества;
3. социальная реабилитация означает систему
и процесс развития или восстановления
способностей инвалида к самостоятельной
общественной и семейно-бытовой деятельности
путем реализации системы мероприятий
по социально-средовой ориентации и социально-бытовой
адаптации, проведению различных видов
патронажа, социальному обслуживанию,
а также социально-бытовому образованию
и социально-бытовому устройству.
Таким
образом, ценностью становится не просто
жизнь, а жизнь без болезней и
вызванных ими страданий и ограничений.
1.2. Причины и структура детской инвалидности
Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие:
1.
биологические - высокий уровень
хронических, врожденных и
2.
медико-организационные - позднее
выявление заболевания,
3.
социально-средовые - ухудшение экологической
обстановки, пищевой дефицит, социальное
неблагополучие семей, неблагоприятные
условия труда женщин, отсутствие возможности
для здорового образа жизни.
Рост числа безнадзорных детей сопровождается
значительным ростом травм и отравлений,
приводящих к инвалидности (наступление
инвалидности).
Более чем у 60% детей-инвалидов отмечаются
сочетанные нарушения способностей передвигаться,
производить точные движения, говорить,
адекватно вести себя, контролировать
собственные действия [27;9-10].
При
низкой культуре брака и планирования
семьи, при нарастающей патологии
беременности и родов, то есть при
растущем числе мало жизнеспособных
новорожденных, как правило, происходит
накопительный эффект в детской
популяции больных с
В
структуре детской инвалидности
(на примере Санкт-Петербурга)преобладают
врожденные аномалии развития (24%), заболевания
нервной системы (17%), психические расстройства
и расстройства поведения (17%), заболевания
внутренних органов (16%). Выросло количество
детей-инвалидов с заболеваниями органов
пищеварения[27;8].
В целом структура детской инвалидности
в Санкт-Петербурге стабильна на протяжении
последних трех лет.
Хроническая заболеваемость в детских
дошкольных учреждениях и общеобразовательных
учреждениях постоянно растет. Показатели
хронической заболеваемости (на 1000 человек
населения) в детских дошкольных учреждениях
составляли: в 1998 году - 206,2%, в 1999 году -
211,1%; в общеобразовательных учреждениях
в 2000 году - 261,3%, в 2001 году - 271,6% [27;11].
Вместе
с тем необходимо отметить, что
благодаря комплексной и
Таким
образом, мероприятия по повышению
эффективности профилактики детской
инвалидности в Санкт-Петербурге должны
быть направлены на основные группы факторов,
провоцирующих детскую инвалидность,
которые были подробно изучены в ходе
реализации целевой медико-социальной
программы Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды"
в 1998-2000 годах . Кроме того, для снижения
врожденных аномалий развития необходимо
продолжить мероприятия по пренатальной
диагностике патологических состояний
плода, скринингу новорожденных на врожденные
и наследственные заболевания. Для дальнейшего
снижения хронической пораженности детей
необходимо расширение отделений (центров)
реабилитации при детских поликлиниках,
укрепление материально-технической базы
реабилитационных учреждений здравоохранения.
Глава 2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1. Технологии социальной реабилитации с инвалидами
I. По функциям применения следует выделить следующие технологии:
1.
Психологические (
2.
Социально-психологические (
3. Медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека),
4. Финансово-экономические (позволяющие обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами).
II. По области применения выделяются следующие технологии:
1. Диагностика (установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации).
2. Коррекция (изменение социального статуса, экономического, ' культурного уровня, ценностей, ориентации клиента).
3. Реабилитация (помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента).
4. Профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков).
5. Адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему) [19;136].
Технологии социальной реабилитации включают совокупность приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность. Рассмотрим конкретные технологические задачи реабилитации детей-инвалидов и специфику некоторых приемов и методов, включенных в такую деятельность.
Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой.
1. Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.
2. Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.
3. Педагогическая реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками но самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребенка психологическую уверенность к собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.
4. Социально-экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.
5. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.
6. Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
7. Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую их эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми-инвалидами участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченны-
8. Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы [19;137-138].
Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение папами и мамами занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.
В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.
К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:
1. диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;
2. составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;
3. организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;
4. психологическое консультирование родителей;
5. обучение родителей основам реабилитации;
6. освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;
7. определение критериев эффективности реабилитации;
8.
разработка методик для социально-бытовой
ориентации.
Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:
- осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;
- сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;
- правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательство
- организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;
- привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;
- консультации юриста [19;139].
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми-инвалидами