Свобода как Фактор и Эффект

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:07, реферат

Описание работы

Свобода – очень сложное философское понятие, которое в любом случае всегда будет оставаться мифом. Мы будем искать разумное понимание свобода, поэтому сразу же назовем ее абсолютной, то есть идеальной свободой для всех людей. Будем прежде всего исходить из того, что абсолютная свобода – это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений, что мы можем выразить словами: можно все. Однако же мы сразу понимаем, что когда можно все, речь идет о полной вседозволенности, или распущенности и своеволии. Таким образом, абсолютная свобода – это и есть полная вседозволенность. Хотя интуитивно любой человек скажет, что полная вседозволенность – это нечто не просто плохое, но и порой страшное и бесчеловечное. Но не все так просто. Дав человеку эту полную вседозволенность, его остановят его принципы, вскормленные вместе с материнским молоком, в детском саду, в школе в обществе.

Содержание

Оглавление
Предисловие
Определение свободы. Философия свободы, свобода по Фрому, сущность свободы.
Два аспекта свободы для современного человека.
Как понимали свободу философы.
Сущность категории свобода
3.1Свобода человека в обществе.
Свобода как фактор, Свобода как эффект.
Свобода как фактор социального прогресса.
Свобода как эффект.
Список летературы.

Работа содержит 1 файл

Свобода как Фактор и Эффект.docx

— 59.94 Кб (Скачать)

поступенчатость самого изречения: «познайте истину»  – «Наука свободы», и

«истина сделает  вас свободными» – «Действительность  свободы».

Многими философами поднимался вопрос «свободы воли», одни соглашались с ее

существованием, другие нет, но и те и другие видели в ней высшее проявление

свободы. Штайнер  говорит о том, что воля как  таковая несвободна.

Человек, осознающий свои желания, думает, что он свободен, если действует в

соответствии  с ними. Но возникает вопрос, действительно  ли человек свободен

или он только думает, что он свободен, и что все происходит согласно его

воли. Штайнер  придерживается той точки зрения, что подобная свобода является

иллюзорной, и  в подтверждение проводит аналогию с камнем, который получив от

внешней причины  определенное количество движения через  толчок, продолжает с

необходимостью  двигаться и по прекращении толчка. Штайнер пишет : «Допустите

теперь, прошу  вас, относительно камня, что он во время  своего движения мыслит

и знает о  своем стремлении по возможности  продолжить движение. Этот камень,

сознающий лишь свое стремление и отнюдь не ведущий  себя безразлично, будет

думать, что он совершенно свободен и что он продолжает свое движение не по

какой-нибудь причине, а только по той, что он этого хочет. Но это и есть та

человеческая  свобода, о которой все утверждают, что они ею обладают, и

которая состоит  только в том, что люди сознают  свое желание, но не знают

причин, которыми оно определяется".

Настоящая свобода  заключается в раскрепощение  мысли 

III.Сущность категории свобода

3.1 Свобода человека в обществе.

    В  современных условиях и условиях  ускоренного развития цивилизации  роль

личности в  обществе становится все значительнее, в связи  с  этим  все  чаще

возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

    Первая  попытка обоснования точки зрения  объяснения взаимосвязи  свободы

и  необходимости  ее  признания  их  органической  взаимосвязи   принадлежит

Спинозе, который  определил свободу, как осознанную необходимость.

    Развернутая  концепция диалектического единства  свободы и  необходимости

с  идеалистических  позиций  была   дана   Гегелем.   Научное,   диалектико-

материалистическое  решение  проблемы  свободы  и  необходимости  исходит  из

признания объективной  необходимости  как  первичного,  а  воли  и  сознания

человека - как  вторичного производного.

    В  обществе свобода личности ограничивается  интересами общества.  Каждый

человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают  с  интересами

общества. В этом  случае  личность  под  воздействием  общественных  законов

должна поступать  в  отдельных  случаях  так,  чтобы  не  нарушать  интересов

общества, в противном  случае ему грозит наказание от имени  общества.

    В  современных условиях, в эпоху  развития  демократии  проблема  свободы

личности становится все глобальнее. Она  решается  на  уровне  международных

организаций в  виде законодательных  актов  о  правах  и  свободах  личности,

которые в настоящее  время становятся в основу  любой  политики  и  тщательно

охраняются.

    Однако  не все проблемы свободы личности  решены в России и во всем  мире,

так как это  одна из самых тяжелых  задач.  Личности  в  обществе  на  данный

момент исчисляются  миллиардами и каждую  минуту  на  земле  сталкиваются  их

интересы, права  и свободы.

    Неразделимы  и такие понятия как  свобода   и  ответственность,  так   как

свобода не вседозволенность, за  нарушение  чужих  прав  и  свобод  личность

несет ответственность  перед обществом по закону, принятому  обществом.

    Ответственность   - это категория  этики  и   права,  отражающая  особое

социальное и  морально-правовое отношение личности к  обществу,  человечеству

в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного  начала  в

социальную жизнь, приобщение народных  масс  к  самостоятельному  управлению

обществом и  историческому созиданию резко  увеличивает меру личной свободы  и

одновременно  социальной и моральной ответственности  каждого.

    В   праве  гражданская,  административная  и  уголовная  ответственность

устанавливается не формальным путем выяснения состава  преступления, но  и  с

учетом  воспитания  правонарушителя,  его  жизни  и  деятельности,   степени

сознания вины и возможности исправления в  дальнейшем. Это сближает  правовую

ответственность с моральной, то есть осознание индивидом  интересов  общества

в целом и  в  конечном  счете  понимания  законов  поступательного  развития

истории.

    Соблюдение  прав и свобод личности и  ответственность  перед  законом   за

совершенное  преступление  -   является   одним   из   признаков   правового

государства.

    Развитие  человеческой цивилизации требует   и  цивилизованного  развития

права, поэтому  возникла концепция  правового  государства  как  определяющая

любую государственность. Прошло время правового беспредела,  когда  права  и

свободы личности ничем не гарантировались и не  защищались.  Общество  имеет

новые  пути  правового  обустройства  человека,  который  будет   уверен   в

завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

    Правовое  государство гарантирует личности  его  права  и  свободы   и  их

правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип -  подчинение  только

закону и деятельность на основании закона, принятого  обществом  в  условиях

полной демократии.

    Правовое  государство  является  своего  рода  сочетанием   свободы   и

ответственности, когда человек полностью свободен  в  моральном  и  правовом

смысле  с  одной   стороны,   а   за   совершение   преступления   наступает

ответственность - с другой стороны.

    Правовое  государство  и  народовластие  -  это  неразделимые  понятия,

управление и  самоуправление народных масс,  подотчетность  выборных  органов

своим избирателям  и смена этих органов при несправлении  с  возложенными  на

них обязанностями  и задачами, нарушением ими закона.

    Правовое  государство предполагает  закрепление   интересов  личности  на

первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину  и

женщину, создает  все условия для абсолютного  равенства всех членов  общества

перед законом  независимо от происхождения, положения  в обществе.

    Конституция   России  поставила  интересы  личности  на  первое   место.

Первоочередная  задача  для  правоохранительных  органов  -  охрана  личного,

государственного  и  общественного  имущества,  установила  статус  личности,

гарантии прав и  свобод.  Это  подчеркивает  возрастающую  роль  личности  в

современных условиях для ее развития в обществе. 

IV.Свобода как фактор, Свобода как эффект.

    1. Свобода как фактор социального прогресса.

Вопрос 1-ый: "О  чьей свободе - каких социальных субъектах - может в принципе идти речь?" (Или иначе: кто может считаться  субъектом так называемого свободного действия?).

На наш взгляд абсолютно любой социальный субъект  является субъектом свободного действия в том числе и узник тюрьмы. В соответствие с вышеизложенным определяющим здесь является фактор духа и воли, как формы проявления субъекта. Свобода же является атрибутом  социальных условий. Данное положение  являясь всеобщим, не зависит от социального положения и наличия, например, собственности. Оно является одним и тем же для раба и  рабовладельца, для крепостного  и феодала, для рабочего и капиталиста. У каждого из них своя свобода, но с точки зрения диалектических моментов она - суть одно и то же.

Вопрос 2-ой. "Поддается  ли феномен свободы однозначному определению?"

Да. Безусловно поддается в рамках диалектической логики. У Гегеля имеется множество  определений, которые содержательны  и полны глубокого смысла подобно  математическим абстракциям. Они вполне "работоспособны" с учетом новых  знаний и фактов. Более того, новые  знания лишь усиливают их и подтверждают. Отвечая на данный вопрос, Грушин учитывает "интересы свои", "интересы чужие", и это по его мнению приводит к  коллизии. К какой ? Бытие противоречиво, и к этому нечего добавить. Любые  интересы снимаются в необходимости. Любые действия индивида - это всегда действия в условиях необходимости. Его выражение "... свобода индивида может реализоваться и вне  познанной необходимости ... " по меньшей  мере не понятно. То, что не является необходимым, не может иметь отношения  к свободе. Деятельность вне необходимости  лишена всякого смысла.

Вопрос 3-й. "Является ли свобода изначальным и неотъемлемым атрибутом человеческого существования?"

Да, безусловно. Гегель говорит, что дух всегда свободен. Но только ее мера может быть самой  различной. Некоторая мера свободы  всегда имеет место как атрибут  воли. Наиболее существенные ограничения  для нее порождаются природными и социальными условиями бытия. Но как те, так и другие в конечном итоге преодолеваются в процессе социального развития и, в частности, достижениями в области науки  и техники. Свой отрицательный ответ  на данный вопрос Грушин подкрепляет  следующими словами из сочинений  Маркса: " ... первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном также несвободны, как  и сами животные ... ".

Это совершенно верно. Но вместе с этим люди были также  свободны, как животные и птицы. Вообще каждое живое существо свободно и  несвободно в соответствие своему образу жизни.

Вопрос 4-ый. "Каковы предпосылки, или исходные условия, возникновения свободы?".

Главным условием возникновения свободы являются, дух, воля, жизнь и ее прогресс. Поэтому  для всякого живого существа всегда имеется некоторая свобода, в  этом состоит ее абсолютный момент. Но вместе с этим всегда существует и необходимость как второй абсолютный момент. Диалектическое единство этих моментов составляет основу бытия духа и его воли. Поэтому нельзя говорить о каких-то "минимальных условиях" или, что свобода "возникает". Ее диалектика возникла вместе с жизнью. "Завоевать" свободу можно, лишь воспользовавшись наличной свободой. При этом обязательно возникнут  новые возможности и новая  необходимость.

Маркс пишет, что  человек обретает свободу лишь тогда, когда оказывается "по другую сторону  экономической необходимости". В  этом утверждении выражается некоторая  условность, но ни в коем случае не абсолютность. Экономическая необходимость, в  частности бедность, является наиболее унизительной для человеческого  достоинства и только. Подчеркнем, что диалектика свободы, ее противоречия сохраняются в любых условиях, они принципиально не могут быть "преодолены" каким-либо образом. А поэтому можно лишь от одних  условий свободы перейти к  другим условиям. Но невозможно обрести  свободу в абсолютном смысле.

Вопрос 5-ый. "Становится ли свобода действительностью?".

Она всегда является действительностью со всеми теми особенностями, которые обсуждались  выше.

Информация о работе Свобода как Фактор и Эффект