Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:07, реферат
Свобода – очень сложное философское понятие, которое в любом случае всегда будет оставаться мифом. Мы будем искать разумное понимание свобода, поэтому сразу же назовем ее абсолютной, то есть идеальной свободой для всех людей. Будем прежде всего исходить из того, что абсолютная свобода – это отсутствие каких-либо ограничений и стеснений, что мы можем выразить словами: можно все. Однако же мы сразу понимаем, что когда можно все, речь идет о полной вседозволенности, или распущенности и своеволии. Таким образом, абсолютная свобода – это и есть полная вседозволенность. Хотя интуитивно любой человек скажет, что полная вседозволенность – это нечто не просто плохое, но и порой страшное и бесчеловечное. Но не все так просто. Дав человеку эту полную вседозволенность, его остановят его принципы, вскормленные вместе с материнским молоком, в детском саду, в школе в обществе.
Оглавление
Предисловие
Определение свободы. Философия свободы, свобода по Фрому, сущность свободы.
Два аспекта свободы для современного человека.
Как понимали свободу философы.
Сущность категории свобода
3.1Свобода человека в обществе.
Свобода как фактор, Свобода как эффект.
Свобода как фактор социального прогресса.
Свобода как эффект.
Список летературы.
Санкт Петербургский
государственный
Кафедра:
Социологии и Политологии
Реферат по социологии и политологии
на тему
«Свобода
как фактор и эффект»
Выполнил: Юдченко Д.А.
Проверил:
Бушуев В.С.
Санкт-Петербург 2010
Оглавление
3.1Свобода человека в обществе.
Свобода как фактор и эффект
«Ни небесные, ни земным, ни смертным,
ни бессмертным не сотворил я тебя, так
что можешь быть свободен по собственной
воле и совести - и сам себе будешь творец
и создатель. Лишь тебе даровал я расти и
меняться по собственной воле твоей.
Ты несешь в себе семя вселенской жизни.»
«Изречение из Талмуда,
Мишна, Абот»
Свобода
– очень сложное философское
понятие, которое в любом случае
всегда будет оставаться мифом. Мы будем
искать разумное понимание свобода, поэтому
сразу же назовем ее абсолютной, то есть
идеальной свободой для всех людей. Будем
прежде всего исходить из того, что абсолютная
свобода – это отсутствие каких-либо ограничений
и стеснений, что мы можем выразить словами:
можно все. Однако же мы сразу понимаем,
что когда можно все, речь идет о полной
вседозволенности, или распущенности
и своеволии. Таким образом, абсолютная
свобода – это и есть полная вседозволенность.
Хотя интуитивно любой человек скажет,
что полная вседозволенность – это нечто
не просто плохое, но и порой страшное
и бесчеловечное. Но не все так просто.
Дав человеку эту полную вседозволенность,
его остановят его принципы, вскормленные
вместе с материнским молоком, в детском
саду, в школе в обществе. Моральные нормы
будут у него в крови через которые он
не сможет перешагнуть. Следовательно
он не сможет себя освободить от заложенного
морального кодекса. Так давайте его освободим,
ограничим его от общества, от общения
с людьми, от любого влиянии факторов которые
могут повлиять на его повадки. В итоге
мы получим дикаря, даже Маугли воспитывали
волки. А этот человек абсолютно свободен,
даже от человеческих мыслей, в нем будет
жить только животный инстинкт. А давайте
освободим от его? Это не возможно, но представьте?
II.Определение свободы. Философия свободы, свобода по Фрому, сущность свободы.
2.1 Два аспекта свободы для современного человека.
В первой главе книги Эрих Фромм ставит вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой. Рассматривая фашистские режимы и отмечая тот факт,
что "в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом,
с каким боролись за нее", Фромм делает вывод: "если на свободу нападают во
имя антифашизма, угроза не становится меньше, чем при нападении самого
фашизма", подразумевая под фашизмом диктатуру типа итальянской или
германской. Кроме этого, для результативной борьбы с фашизмом необходимо
понимать его сущность, борьба же без понимания неадекватна и бесполезна.
Развивая мысль, Фромм констатирует факт, что к моменту прихода фашизма к
власти люди не были к этому готовы -- ни практически, ни теоретически. В
числе тех, кто "осмелился
потревожить благодушный
века" автор называет Ницше, Маркса и Фрейда. Отдавая должное
Фрейду в плане изучения подсознательных процессов, Фромм критикует его за
зажатость в рамках им же построенной теории, что обусловило бесплодность
попыток приложения фрейдовского психоанализа к решению социальных проблем. К
другим заблуждениям Фрейда Фромм относит антисоциальность человеческой
природы, статичное отношение человека к обществу, проведение тесных
параллелей между полем человеческих взаимоотношений и рынком .
Тем не менее, Фромм закладывает в основу своего анализа фундаментальные
открытия Фрейда -- роль подсознательных сил в человеческом характере и
зависимость этих сил от внешних воздействий, подчеркивая, что его анализ,
кроме того, основан на предположении о наличии особой связи индивида с
внешним миром и динамичности связи между человеком и обществом.
Далее Фромм вводит понятие адаптации. Статическая адаптация есть появление
новых привычек, характер же человека остается при этом неизменным.
Динамическую адаптацию Фромм объясняет на примере ребенка, подчиняющегося
строгому отцу. Подавленная враждебность, которая может развиться по отношению
к отцу, становится динамическим фактором характера. Она может усилить страх
ребенка перед отцом и привести тем самым к еще большему подчинению; может
вызвать беспредметный бунт против жизни вообще. Далее Фромм определяет невроз
как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для
индивида иррациональными. Однако обратное, вообще говоря, неверно: "...
социально-психологические явления, проявляющиеся у целых общественных групп и
сопоставимые с невротическими, например наличие ярко выраженных
разрушительных или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию
к социальным условиям, иррациональным и вредным для взрослых людей. Почему
такие явления нельзя считать невротическими, мы обсудим позднее".
Далее Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей приспосабливаться почти
к любым условиям жизни и о границах этой приспособляемости. Отвечая на него,
он выделяет приобретенные потребности (изначально не присущие человеку) и
потребности физиологические (обусловленные человеческой природой). Для
удовлетворения потребностей человек должен трудиться, условия же его работы
определяются тем обществом, в котором он родился. Оба фактора -- потребность
жить и социальная система -- не могут быть изменены отдельным индивидом и
именно они определяют развитие тех его черт, которые имеют большую
пластичность .
Кроме физиологических
потребность связи с окружающим миром, не связанная с физическим контактом,
неудовлетворение которой (моральная изоляция) приводит к возникновению
психических расстройств.
По Фромму, существует еще одна причина, обусловливающая необходимость
принадлежности к обществу: субъективное самопознание. Способность
мыслить позволяет человеку осознать себя как индивидуальное существо;
сознавая свою отдельность, неизбежность болезней и старости, человек не может
не чувствовать свою незначительность в сравнении с окружающим миром. Если
человек не имеет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы
направляла его жизнь и придавала ей смысл, его переполняют сомнения, которые
в итоге парализуют его способности действовать, то есть жить. Основные
положения социальной психологии Фромма заключаются в том, что а) человек есть
продукт исторической эволюции в синтезе с врожденными законами, но не то или
другое в отдельности; б) у человека существуют физиологические потребности и
ему свойственно избегать морального одиночества; в) в процессе динамической
адаптации у индивида развивается ряд стимулов, мотивирующих его чувства и
действия; г) стремление к удовлетворению этих новых потребностей становится
силой, воздействующей
на процесс общественного
Главная идея книги, по Фромму, которую он закладывает в основу своего
исследования, заключается в следующем: "Человек перерастает свое
первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится
"индивидом" -- и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее
альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с
миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору
с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его природу и
индивидуальность"
2.2 Как понимали свободу философы.
Блаженный Августин (354-430)
Августин был объективным идеалистом и связывал свободу с божественным
предопределением. Суть этого учения в следующем. Первые люди до грехопадения
обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно
использовали
эту свободу и после
могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже
не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению
и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Без предопределенной
божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Эту позицию
Августин отстаивал в ожесточенной полемике с одним из церковных писателей —
Пелагием, который утверждал, что спасение человека зависит от его собственных
нравственных усилий. Учение Августина о предопределении можно назвать
религиозным фатализмом. Идеи Августина по этому вопросу породили широкую и
острую дискуссию, длившуюся многие века (даже сейчас). Следовательно жизнь
человека, его поступки предопределены и свободы, как таковой не существует.
Б. Спиноза (1632-1677) объяснял и связывал свободу с мышлением.
Мышление - самое загадочное свойство человеческого тела, которое в силу
своей загадочности
как раз и дает больше всего
поводов для различных
- так же невозможно
отделить от человеческого
"протяженность". Мышление - не что иное, как способ активного действования
протяженного тела человека, живущего среди других протяженных тел и
взаимодействующего с ними. Отсюда и общее понимание природы мышления, т.е. это
присущая каждому мыслящему существу способность строить свои действия,
сообразуясь с формой и расположением всех других тел, а не с особой формой и
особым расположением частиц, из коих оно само устроено. Мышление в
идеале, в пределе своего развития, есть поэтому способность человека
осуществлять свою активную деятельность в мире сообразно
совокупной мировой необходимости.
И. Кант (1724-1804) принимает и разрешает антиномию,
противополагающую между собою идеи необходимости и свободы. Существует