Субкультура и ее место в культуре в целом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.

Работа содержит 1 файл

ТЛ.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

                                             Заключение

    Существенная  особенность человека состоит в  том, что окружение, в котором  он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания  предполагать, что они создают  вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального  поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей.

    Этот  мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

    Культура  современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые  могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

    Каждое  общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются  и разделяются всеми членами  общества. Эту совокупность принято  называть доминирующей культурой, или  всеобщей культурой; В то же время  общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые  всеми людьми данного общества. Иммигрантские  группы, например, развивают смешанную  культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут  в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем  месте жительства.

    Каждая  из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего  остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический  стиль поведения, выражающийся в  одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут  понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей.

    Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской  субкультуры, а жена военного - в  военной зоне. Она может иметь  мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через  несколько возрастных культур, часто  огорчая мать, которая оперирует  ценностями другой возрастной субкультуры.

    В силу ряда социальных, политических или  экономических обстоятельств субкультура  может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Культурологи полагают, что термин "контркультура" приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

    Бандитская  группировка, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты  и нормы, но совершенно противоположные  всеобщим, общепринятым нормам данного  общества. Субкультура бандитской группировки  вступает в конфликт с культурой  общества. Группа бандитов обучает  молодежь такой культуре, которая  находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурны образцам.

    На мой  взгляд, отношения культуры и субкультуры  необходимо рассматривать в рамках концепции развития культуры. Доминирующая культура представляет собой некую  программу развития общества, в рамках которой сосуществуют множество  субкультур, как традиционных, так  и иннованционных (в том числе молодежные субкультуры). Собственно, сегодня само понятие "доминирующая культура" звучит некорректно. Тенденции постмодерна привели к принятию всех культурных форм. Поэтому, на мой взгляд, о современной культуре можно говорить как о совокупности субкультур.

    По мере изменения существующих условий  как со стороны "внешнего" мира (материальные явления), так и со стороны "внутреннего" (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе.

    По моему  мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.

    Таким образом, несмотря на устоявшееся в  науке представление о субкультуре  и контркультуре как о различных  культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией  развития субкультуры. А в целом  субкультура представляет собой  механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Список используемых источников и литературы

    1)Барков В.Ю., Мусиенко Н.Б. Контркультура и неоконсерватизм: противоположность или преемственность развития? // Филос. и социол. мысль. - Киев, 1989. - N 8. - С. 25-34.

    2)Введение в философию / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

    3)Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социол. исслед. - М., 1991. - №10. - С.78-87.

    4)Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. - М.: Гардарики, 2001. - 335 с. (175-186)

    5)Каграманов Ю. Контркультура в зеркале науки // Новый мир. - М., 1981. - N 11. - с. 257-260.

    6)Колтыпина М.В. Контркультурные формы коллективной жизни // Философия, политика, культура: (Тез. к конф.). - М., 1984. - вып. 4. - с. 62-64.

    7)Контркультура и социальные трансформации / Отв. ред. Рачков В.П.; Ред.-сост. Султанова М.А.; АН СССР. Ин-т философии. - М., 1990. - 141 с.

    8)Контркультура и социальные трансформации: Сб. Тезисов современных философов / Отв. ред. М.А. Султанова. Брайтон; М., 1990.

    9)Контркультура, идеология, политика / Отв. ред. Я.М. Бергер. М., 1976.

    10)Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и "новый" консерватизм. - М.: Искусство, 1981. - 264 с.

    11)Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. 261 с.

    12)Панарин А.С. Контркультура - предтеча духовно-этической революции современности // Контркультура и социальные трансформации. М.: Изд-во МГУ, 1990.

    13)Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

    14)Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования. // [Электронный ресурс]. - (Укр.) - http://www.countries.ru /library/typology/rebus.htm

Информация о работе Субкультура и ее место в культуре в целом