Субкультура и ее место в культуре в целом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.

Работа содержит 1 файл

ТЛ.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

    В культурологии  проблема субкультур рассматривается, как правило, в рамках изучения явления  социализации. Предполагается, что  приобщение к культурным стандартам, восхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические  и иные трудности. Это и порождает  особые жизненные устремления. По мнению некоторых исследователей, существует такое явление, как «культурные  циклы», обусловленные сменой поколений.

    Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален. Где-то преобладает тенденция  сближения с базовой культурой, а где-то стремление к еще большему размежеванию. Еще три века тому назад Франция практически состояла из нескольких десятков этносов со своеобразными культурами, а собственно французской была субкультура Парижа и его окрестностей. Сегодня это  местное своеобразие в значительной степени стерлось, все слилось  в единую французскую культуру. В  Югославии же сербская, хорватская, македонская культуры имели изначально не столь существенные различия, тем не менее результат их взаимоотношений хорошо известен.

    В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается  самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают  протестные и агрессивные заявления  и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. 

    Таким образом, понятие "субкультура" в  первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической и сексуальной принадлежности. Данное понятие концептуализировалось в основном в рамках социологии девиантного поведения (где оно использовалось, в частности, для обозначения культуры "делинквентов", преступников или наркоманов). В ранних объяснениях поведения делинквентов из среды рабочего класса, например, акцентировалась чрезмерная привеженность рабочей молодежи ценностям старшего поколения рабочих (такие, как крутизна и маскулинность, хитрость, а не легковерие, предрасположенность к риску) - как идущая в разрез с господствующими нормами культуры среднего класса (Миллер 1958).

    Понятие "субкультуры" имеет большое  значение в силу того, что фиксирует  факт наличия различных культур  в рамках одного общества. В отличие  от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие  единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур. 
 

    Глава 2. Контркультура  как универсальный  атрибут общества

    2.1. Возникновение понятия  «контркультура»  и его сущность

    Контркультура - понятие в современной культурологии  и социологии; используется для обозначения  социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также  отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическом отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".

    Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал  либеральную оценку ранних хиппи  и битников; принадлежит американскому  социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру.

    В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта  перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые  сюжеты общекультурного потока. К  обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

    В истории  культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей  начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для  широких социальных общностей. В  этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.

    Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультуры. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура. 

    Культурный  процесс, как и научный, рождает  новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - контркультура. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.

    В истории  постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление  новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое  требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую  культуру. Но чтобы возникла принципиально  иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

    Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт, архаика. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собственное ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.

    В современном  мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений  между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в  соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.

    В контексте  подобных исследований понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным  значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а  вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую  ценностную революцию. Контркультура, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.

    Противостояние  господствующей культуре, рождение новых  ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий  себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви с Римской империей.

    Всякая  новая культура, культура конкретной эпохи возникает в процессе осознания  кризиса предшествующей социокультурной  парадигмы. С этой точки зрения "первое осевое время" (Ясперс) есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи  возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в  языческом сознании античности. Контркультурными были движение киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.

    Э. Тирьякян (Канада) еще в середине 70-х гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. Зарубежные публикации к. 80-нач. 90-х гг. свидетельствуют о том, что в современном мире происходит "революция сознания". Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание контркультуры как ядра будущих культурных парадигм становится в западной культурологии традиционным.

    Российское  общество находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождаются  новые социокультурные группы, имеющие  специфический менталитет, образ  жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.2. Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»

    Развитие  культуры определяется самыми разнообразными факторами. Внутри общественных групп  возникают специфические культурные феномены, закрепляющиеся в манере поведения, особенностях ментальности и языка. Поскольку субкультуры  достаточно автономны, можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этих сообществ.

    Однако  в истории культуры известны такие  примеры, когда локальные комплексы  культурных ценностей начинают активно  внедряться в культуру и претендовать на универсальность. Они выходят  за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные установки  для широких масс. В этом случае можно уже говорить не о субкультуре, а о контркультуре.

    В современной  культурологии и социологии понятие  контркультуры используется для  обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным  культурным ценностям. Нередко оно  отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое  отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные  процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Современная молодежь в МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 

                          3.1. Специфика молодежной субкультуры

    Как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная  группа, молодежь первой воспринимает новые формы развития вместе со всеми  позитивными и негативными явлениями. Максимум её интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов. Условия жизни, особенно в крупных городах, создают предпосылки для объединения молодежи в различные группы и движения, а также для формирования коллективного сознания в этих группах, общих представлений и ценностей. Неформальные объединения молодёжи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения каких-либо результатов, а также компенсаторную, связанную с отсутствием свободы в официальных структурах.

    Проблема  молодежной субкультуры стала предметом  специального изучения сравнительно недавно - с середины 50-х годов ХХ века. Её появление связано с динамично  развивающимся западным обществом. Для традиционных обществ эта  проблема не была столь актуальна (независимо от возраста люди ориентируются на сходные ценности: слушают одну музыку, исполняют одни танцы). Жизнь западного  общества подвержена постоянной модернизации, расширению возможностей выбора, в  результате чего возникают серьезные  противоречия в культуре, в способах коммуникации, ценностных ориентациях, образе жизни «отцов» и «детей».

    Появление молодежной субкультуры обусловлено  тем, что в цивилизованном обществе значительно возрастает период социализации людей (нередко до 30 лет). Молодой  человек перестает быть ребенком с физиологической точки зрения, но по социальному статусу еще  долго не принадлежит к миру взрослых. Экономическая самостоятельность  еще не достигнута в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит  миру взрослых, а социально - миру отрочества, то есть социальная зрелость отодвигается на более поздний срок.

    Специфика молодежной субкультуры заключается  в её неопределенном социальном статусе, активном поиске вариантов развития, когда молодые люди активно «примеряют на себя» социальные роли взрослых. Сфера, где проще всего проявлять самостоятельность, - досуг. Это не только общение, но и социальная игра. В динамично развивающихся обществах семья частично утрачивает функцию передачи социального опыта. Вступая в юношеский возраст, молодой человек ищет новые социальные связи. Неформальные группы образуют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Характерными чертами молодежных субкультур являются максимализм, игровое начало, поиск идеала.

Информация о работе Субкультура и ее место в культуре в целом