Субкультура и ее место в культуре в целом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.

Работа содержит 1 файл

ТЛ.docx

— 69.30 Кб (Скачать)

                                                       Введение

    Современное состояние культуры исследователи  нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся  культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные  изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.

    Одновременно  разворачиваются два разнонаправленных  процесса: с одной стороны, мы наблюдаем  явление глобализации, которое ведет  к усреднению культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить  и поддержать культурную самобытность.

    Современное общество становится более разнообразным, культура превращается в «мультикультуру», она все более дифференцируется внутри себя. Между личностью и общественным целым обнаруживается растущее напряжение. Проблема культурной самоидентификации личности сегодня становится ключевой.

    В картине  развития современной культуры можно  обнаружить противоречивые процессы, имеющие подчас противоположную направленность. Происходит усложнение внутренней структуры общества, связанное со все большим дроблением социальных групп и выявлением разнообразных культурных потребностей и ориентиров. Современная культура вбирает в себя множество субкультур.

    В культурологии  проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции  социализации. Предполагается, что  приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические  и иные трудности. Это и порождает  особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает  себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений.

    Последнее время для характеристики внутренних градаций в системе культуры и  процессов, происходящих в культуре современного общества, все более широко используется понятие субкультуры. Это специфическое образование, отражающее культурную неоднородность общества и фиксирующее устойчивое или временное отличие ценностных ориентаций, социальных и культурных устремлений конкретной группы людей от господствующей в обществе культуры. В послевоенный период на Западе, а затем и в России получили распространение различные молодежные субкультуры, характеризующие специфические настроения и стремления молодежи к самовыражению в культурных формах - внешний вид и одежда, поведение, формы общения и т.д., - отличных от общепринятых. При этом существование конкретных молодежных субкультур в большинстве случаев было недолговечным. Мода на них менялась, одни субкультуры заменялись другими: хиппи, панки, скинхеды и т.д.

    Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно  вступает с ней в  противоборство или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. Контркультурным было, например, молодежное движение 60-х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против истеблишмента.

    Различие  субкультуры и контркультуры  не всегда можно установить с достаточной  определенностью. Некоторые субкультуры  враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды. Так, криминальный мир имеет  свою субкультуру - ценности, нормы, язык, даже примитивную художественную культуру (блатные песни). Она чужда и  враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных  групп. С другой стороны, наблюдается  стремление использовать понятие контркультуры  для описания процессов возникновения  инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.

    Исходя  из вышеизложенного проблема соотношения  понятий «контркультура» и «субкультура»  является чрезвычайно актуальной. 
 
 

    
              Глава 1. субкультура и ее место в культуре в целом

                           1.1. Генезис понятия «субкультура»

 

    Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой  эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.

    Даже в античной культуре, которая немецкому поэту Гёльдерлину казалась целостной и монолитной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, представляющих собой не плод мифотворческой фантазии, а "два действитвительного средоточия единого бытия" (В. Шмаков), порождающих и восхождение и спады потока жизни.

    В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции  и образования элитарное и  массовое, официальное и народное, языческое и христианское. Так, в  средневековом миросозерцании и  жизненном строе новое духовное, т. е. христианское, начало сосуществовало со старым, языческим.

    В эпоху  Возрождения необозримый мир  смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной  культуре средневековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.

    Культуры  различных эпох демонстрируют сложный  спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но официальная серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями "контркультура" и "субкультура". Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

    Некоторые образования культуры отражают социальные или демографические особенности  ее развития. Внутри различных обществ, групп рождаются специфические  культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп.

    Субкультурные образования культуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих". Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

    Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты  поведения, типичные только для данной среды.

    Подобного рода феномены мы называем субкультурой: это обозначение фиксирует герметичность  данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных  и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы  сохранить лишь собств. законы в  противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и  о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.

    В современном  мире примером субкультуры можно  считать религиозные секты. Эти  культовые объединения нередко  называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматических лидеры, которые мнят себя пророками или  даже божествами. Во многих сектах царят  единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух  свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие  меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя  работа с культовыми объединениями  не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований  предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

    Субкультурные тенденции в обществе во многом вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

    Субкультуры обладают стойкостью и в то же время  не оказывают воздействия на генеральный  ствол культуры, они рождаются, живут  и устраняются, а ведущий строй  культуры при этом сохраняется. Мангейм  осмыслил эту проблему в традиционных рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены немецким социологом жизненным, биологическим. Решение  сводилось к тому, что субкультуры  обусловлены различиями поколений.

    Проблема  субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.  
 

                                    1.2. Понятие субкультуры

    Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую  группу, компактную, сравнительно небольшую  и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы.

    Например, особые черты присущи укладу жизни  русских камчадалов вследствие удаленности  района их проживания от центра; казаков, которые издавна селились в приграничных районах и создавали особый уклад  жизни, в котором ключевая роль отводилась военной службе, защите отечества  от внешней опасности; старообрядцев, которые выбрали сознательный изоляционизм и пытались сохранить в неприкосновенности древние религиозные и культурные традиции.

    Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными  различиями. Эти особенности в  достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. В художественном фильме Георгия  Данелия «Мимино» главному герою, отправляющемуся из своего горного селения в «большой мир», соседи дают наставление: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать! Могут неправильно понять». В этой курьезной фразе выражено совершенно четкое понимание отличий своей культурной общности от других.

    Обычно  субкультура не стремится к распространению  своей системы ценностей на всю  культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.

    В самом  общем виде субкультуры можно  разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих  закономерностей, имеющих природный  характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.  

    К первой группе можно отнести субкультуры, в основе которых лежат возрастные и этнические различия.

    В Европе вплоть до эпохи Возрождения подростки  воспринимались как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как  и для родителей, надевали такую  же обувь. Мысль о том, что мир  ребенка радикально отличен от мира взрослых, в то время еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась  своеобразная субкультура, которая  и сохраняла, и воспроизводила себя.

Информация о работе Субкультура и ее место в культуре в целом