Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении роли и места общественного мнения как социального института. Задачи данной работы:
1) выявить функции общественного мнения;
2) исследовать особенности и технологии формирования общественного мнения и его влияние на общество, а также их взаимовлияние.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общественное мнение: механизмы формирования, функции, проблемы изучения……………………………………………………………….4
1.1. Структура, сущность и содержание общественного мнения……………4
1.2. Функции общественного мнения…………………………………………8
Глава 2……………………………………………………………………………13
2.1. Формирование и влияние общественного мнения……………………….13
2.2. Управление общественным мнением в связях с общественностью…….16
2.3 Базовые характеристики общественного мнения в экономических и социальных сферах жизни общества…………………………………………...20
2.4 Общественное мнение в России……………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………………33
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Тихоокеанский Государственный Университет»
Кафедра_______________________
Курсовая работа
Дисциплина____________________
Тема__________________________
______________________________
Выполнил______________________
Форма обучения_____________________
Группа_________________Курс___
Зачетная книжка №__________________
ФИО___________________________
______________________________
Проверил______________________
______________________________
Хабаровск 2012 г.
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общественное мнение:
механизмы формирования, функции, проблемы
изучения…………………………………………………………
Глава 2……………………………………………………………………………
2.1. Формирование и влияние общественного мнения……………………….13
2.2. Управление общественным мнением в связях с общественностью…….16
2.3 Базовые характеристики общественного мнения в экономических и социальных сферах жизни общества…………………………………………...20
2.4 Общественное мнение в России……………………………………………22
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации.
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов в социальных группах общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определённых сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.
Именно возможность публичного высказывания населения по проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.
Цель данной курсовой работы состоит в определении роли и места общественного мнения как социального института. Задачи данной работы:
1) выявить функции общественного мнения;
2) исследовать особенности и технологии формирования общественного мнения и его влияние на общество, а также их взаимовлияние.
Глава 1. Общественное мнение: механизмы формирования, функции, проблемы изучения.
1.1 Структура, сущность
и содержание общественного
Когда же возникает общественное
мнение? Какие факторы детерминируют
его появление и
Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающая существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирования общественного мнения. Не вызовет больших дискуссий давно известный факт типа «Лошади едят овес» или «Волга впадает в Каспийское море» или сообщение о том, что «я только что пришел из театра», а «дважды два – четыре». Мы просто констатируем очевидное. Подобное положение вещей можно наблюдать и в сфере общественного сознания. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаше всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления общественного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискуссионный характер. Даже метафизический подход к обсуждаемой проблеме по принципу «да или нет» порождает различные варианты ответов или путей достижения цели.
Кроме того, нельзя забывать
и о третьем условии
1) общественное мнение
есть конкретный вывод
2) критериями отбора при
формировании общественного
3) массовые суждения людей
обладают различной степенью
объективности (истинности). Это
объясняется тем, что мнения
могут формироваться на основе,
как научных знаний, так и ложных
взглядов и ошибочных
4) общественное мнение
выступает в качестве
5) общественное мнение
представляет собой
Образование общественного
мнения подчиняется правилу
Итак, не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям «социальный интерес», «дискуссионность», «компетентность». А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как: индивидуальное, групповое, или общее, мнение общественности, или общественное. Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения этого феномена имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что общественное мнение имеет свои корни в социальной среде и, в конечном счете, в экономических отношениях; это не противоречит тому, что всякое данное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ производства».
Основной базой для
получения эмпирических данных при
изучении общественного мнения является
опросник. От качества его подготовки
во многом зависит объективность
исследования. Еще в 40-е годы XX в.
крупный специалист по изучению общественного
мнения Дж. Гэллап (р. 1908) (США) для совершенствования
методики изучения общественного мнения
разработал так называемый пятимерный
план. Он совершенно справедливо утверждал,
что самым ответственным
Пятимерный план Гэллапа
помогал свести до минимума отмеченные
недостатки. В нем предусматривалось
исследование 5 аспектов, связанных
с изучением общественного
Фильтрующие вопросы позволяют
выявить осведомленность
1.2 Функции общественного мнения
Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная, консультативная, директивная.
1. Экспрессивная функция
- самая широкая по своему