Структура общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в определении роли и места общественного мнения как социального института. Задачи данной работы:
1) выявить функции общественного мнения;
2) исследовать особенности и технологии формирования общественного мнения и его влияние на общество, а также их взаимовлияние.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общественное мнение: механизмы формирования, функции, проблемы изучения……………………………………………………………….4
1.1. Структура, сущность и содержание общественного мнения……………4
1.2. Функции общественного мнения…………………………………………8
Глава 2……………………………………………………………………………13
2.1. Формирование и влияние общественного мнения……………………….13
2.2. Управление общественным мнением в связях с общественностью…….16
2.3 Базовые характеристики общественного мнения в экономических и социальных сферах жизни общества…………………………………………...20
2.4 Общественное мнение в России……………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложение………………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Связи с общественностью КУРСОВАЯ.docx

— 68.30 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский  Государственный Университет»

 

Кафедра________________________________________

 

Курсовая работа

 

Дисциплина________________________________________________________________________________________________________

Тема______________________________________________________

__________________________________________________________

 

Выполнил__________________________

Форма обучения_____________________

Группа_________________Курс________

Зачетная книжка №__________________

ФИО_______________________________

___________________________________

Проверил__________________________

___________________________________

 

 

 

Хабаровск 2012 г.

 

План:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общественное мнение: механизмы формирования, функции, проблемы изучения……………………………………………………………….4

    1. Структура, сущность и содержание общественного мнения……………4
    2. Функции общественного мнения…………………………………………8

Глава 2……………………………………………………………………………13

2.1. Формирование и влияние общественного мнения……………………….13

2.2.  Управление общественным мнением в связях с общественностью…….16

2.3 Базовые характеристики общественного мнения в экономических и социальных сферах жизни общества…………………………………………...20

2.4 Общественное мнение в России……………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………….....29

Список используемой литературы……………………………………………...31

Приложение………………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время ситуация с общественным мнением внешне выглядит вполне благополучно. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело  высказываются по самым острым и  злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным  средствам массовой информации.

Общественное мнение отражает реальное состояние общественного  сознания, интересы, настроения и чувства  классов в социальных группах  общества. В общественном мнении проявляется  конкретное состояние общественного  сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует  внимание на определённых сторонах, процессах  бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения  их оценки с точки зрения интересов  социальной группы, класса, народа в  целом.

Актуальность проблемы обусловлена  тем, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как  оно не есть просто сумма тех частных  мнений, которыми люди обмениваются в  узком, частном кругу семьи или  друзей.

Именно возможность публичного высказывания населения по проблемам  общественной жизни и влияние  этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

Цель данной курсовой работы состоит в определении роли и места общественного мнения как социального института. Задачи данной работы:

1)    выявить функции общественного мнения;

2) исследовать особенности и технологии формирования общественного мнения и его влияние на общество, а также их взаимовлияние.

Глава 1. Общественное мнение: механизмы формирования, функции, проблемы изучения.

1.1 Структура, сущность  и содержание общественного мнения.

Когда же возникает общественное мнение? Какие факторы детерминируют  его появление и функционирование? Как утверждает большинство ученых, занимающихся исследованием этого  феномена, таких факторов несколько, но важнейшими являются социальные интересы людей.

Общественное мнение формируется  там и тогда, где и когда  на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающая существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирования общественного мнения. Не вызовет  больших дискуссий давно известный факт типа «Лошади едят овес» или «Волга впадает в Каспийское море» или сообщение о том, что «я только что пришел из театра», а «дважды два – четыре». Мы просто констатируем очевидное. Подобное положение вещей можно наблюдать и в сфере общественного сознания. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаше всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления общественного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискуссионный характер. Даже метафизический подход к обсуждаемой проблеме по принципу «да или нет» порождает различные варианты ответов или путей достижения цели.

Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения - уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу  высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса. Механизм формирования общественного мнения изучен еще слабо. Безусловно, то, что выработка общих мнений предполагает борьбу индивидуальных. Если же общее мнение сформировалось по общезначимым, актуальным и типичным для данного общества вопросам, то оно, приобретая инвариантные черты, выступает как общее мнение, ибо является выражением социального целого. Но дело не только в масштабе проблем, по которым формируется общественное мнение, но и в том, как, с каких позиций вырабатывается сначала коллективное, групповое, а затем межгрупповое суждение, отношение к тем или иным социальным проблемам. Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса - структура, сущность и содержание общественного мнения. По этому поводу существуют предположения:

1) общественное мнение  есть конкретный вывод определенной  общности людей по тем или  иным проблемам, итог мыслительной деятельности людей;

2) критериями отбора при  формировании общественного мнения  служат общественные интересы  и потребности. Только те явления  или факты общественной жизни  становятся его объектами, которые  приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

3) массовые суждения людей  обладают различной степенью  объективности (истинности). Это  объясняется тем, что мнения  могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных  взглядов и ошибочных представлений.  В случае недостатка объективной  информации люди компенсируют  ее слухами, интуицией и т.д.  Общественное мнение, не имеющее  в своей основе твердого научного  фундамента, может быть ошибочным.  Научная критика нередко заменяется предрассудками;

4) общественное мнение  выступает в качестве специфической  побудительной силы, регулирующей  поведение людей, их практическую  деятельность. Выступая в качестве  регулирующей силы, оно относится  к активной, т.е. овладевшей массами,  части общественного сознания. Общественное  мнение в этом случае не  только отражает определенный  уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая, как мощное средство общественного воздействия;

5) общественное мнение  представляет собой специфический  продукт взаимодействия людей,  своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших  новое качество, а не сводимое  к простой сумме индивидуальных мнений

Образование общественного  мнения подчиняется правилу нелинейного  сложения (отдельное мнение может  стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т.д.). При  решении проблемы субъекта общественного  мнения необходимо различать понятия  субъект и выразитель. В качестве выразителя могут выступать отдельные  лица, группы людей. Что касается субъекта общественного мнения, то в данном качестве выступают общество в целом, народ, партия, международная общественность и т.п. Средства массовой информации - газеты, радио, телевидение - могучие  рычаги формирования и выражения  общественного мнения.

Итак, не любое групповое, коллективное мнение становится или  является общественным, а лишь то, что  соответствует критериям «социальный интерес», «дискуссионность», «компетентность». А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как: индивидуальное, групповое, или общее, мнение общественности, или общественное. Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения этого феномена имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что общественное мнение имеет свои корни в социальной среде и, в конечном счете, в экономических отношениях; это не противоречит тому, что всякое данное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ производства».

Основной базой для  получения эмпирических данных при  изучении общественного мнения является опросник. От качества его подготовки во многом зависит объективность  исследования. Еще в 40-е годы XX в. крупный специалист по изучению общественного  мнения Дж. Гэллап (р. 1908) (США) для совершенствования  методики изучения общественного мнения разработал так называемый пятимерный план. Он совершенно справедливо утверждал, что самым ответственным моментом в интервью является формулировка вопросов. (Не зря говорят: каков вопрос - таков ответ) По мнению Гэллапа, «ничто не является столь трудным и столь важным, как выбор и формулировка вопросов». В недостаточно квалифицированных опросах чаще всего встречаются следующие ошибки: вопросы задаются людям, которые не владеют информацией по изучаемой теме, не имеют представления о предмете разговора; интервьюер не обращает внимания на такие тонкости: кто выносит суждения «с ходу», а кто взвешивает все «за» и «против», а уже потом высказывает свое мнение; вопросы сформулированы таким образом, что респонденты вкладывают в ответы различный смысл, так как один и тот же вопрос различными людьми понимается по-разному; интервьюеры-профессионалы, а особенно журналисты, делают упор на дихотомические ответы «да» или «нет». Но на многие сложные вопросы нельзя отвечать однозначно. В мире нет ничего, что можно трактовать только в черном или белом цвете. Даже белый цвет содержит, как известно, семь оттенков цветов; опрашивающий часто игнорирует мотив респондента, почему тот придерживается того или иного мнения; интервьюеры не всегда в ладах с психологией и потому не могут оценить интенсивность выраженного мнения.

Пятимерный план Гэллапа  помогал свести до минимума отмеченные недостатки. В нем предусматривалось  исследование 5 аспектов, связанных  с изучением общественного мнения: знание предмета разговора опрашиваемым; его общие взгляды, социальная, политическая ориентация; причины, почему респондент придерживается этих взглядов; взгляды по специфическим аспектам темы разговора (проблемы); интенсивность. В институте Гэллапа всегда использовались пять категорий вопросов: фильтрующие; открытые, или свободные; причинные; специфические; выявляющие интенсивность мнений.

Фильтрующие вопросы позволяют  выявить осведомленность респондента (опрашиваемого) о конкретной проблеме. При помощи открытого вопроса  определяются взгляды, ориентация человека, у которого берется интервью. Причинные  вопросы позволяют определить, почему респондент придерживается именно таких  взглядов. Эти вопросы важны для  получения представления о качественной характеристике мнения. Специфические  вопросы содержат конкретные предложения  о решении той или иной проблемы. Они предполагают краткий утвердительный или отрицательный ответ. С помощью  вопросов пятой категории уточняется, насколько глубока убежденность опрашиваемых. Например, какие шаги сделает тот или иной человек  для реализации своих взглядов, есть ли возможность изменить его точку зрения и т.п.

 

1.2 Функции общественного  мнения

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех  или иных социальных институтов и  отдельных лиц, в первую очередь  от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного  мнения характерны следующие функции: экспрессивная, консультативная, директивная.

1. Экспрессивная функция  - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает  определенную позицию по отношению  к любым фактам и событиям  в жизни общества, действиям различных  институтов, лидеров государства.  Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Таким образом, объективным содержанием общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективным. Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны широких масс населения.

Информация о работе Структура общественного мнения