Структура, функции и дисфункции социальных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

В процессе социального развития однотипные или близкие по содержанию своей деятельности и по выполняемым функциям социальные организации нередко объединяются в более крупные социальные общности, которые в значительной степени упорядо­чивают поведение входящих в данные организации людей.

Содержание

1. Понятие и типы социальных институтов стр. 2


2. Структура, функции и дисфункции социальных институтов.
Критерии эффективности социальных институтов. «Эластичность» современных социальных институтов. стр. 6


3. Литература

Работа содержит 1 файл

Социальные институты.doc

— 87.00 Кб (Скачать)


Содержание:

 

 

 

1. Понятие и типы социальных институтов                                                                      стр. 2

 

 

2. Структура, функции и дисфункции социальных институтов.

Критерии эффективности социальных институтов. «Эластичность» современных социальных институтов.                                                                                    стр. 6

 

 

3. Литература                                                                                                                                            стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:   Социальные институты.

 

 

1. Понятие и типы социальных институтов.

 

 

 

В процессе социального развития однотипные или близкие по содержанию своей деятельности и по выполняемым функциям социальные организации нередко объединяются в более крупные социальные общности, которые в значительной степени упорядо­чивают поведение входящих в данные организации людей.

              Одним из таких общественных объединений, которые обес­печивают относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий, их более или менее рациональную упорядоченность, являются социальные институты.

              Социальный институт или общественный институт (от лат.  institutum —установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

              Следует иметь в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института.

Социальные институты могут быть охарактеризованы с двух позиций: а) с точки зрения внешней, формальной структуры; б) с точки рения внутренней, содержательной деятельности.

Рассмотрим, к примеру, такой важный социальный институт, каковым является юстиция. Со своей внешней стороны она высту­пает как специфическая совокупность лиц (прокуроры, судьи, ад­вокаты и др.) и учреждений (прокуратура, суд, места заключения), снабженных определенными материальными средствами и осуще­ствляющих вполне определенную, конкретную, а именно правоох­ранительную функцию. По своему внутреннему содержанию дан­ный социальный институт представляет собой совокупность опре­деленных стандартизированных образцов поведения полномочных лиц, обеспечивающих функцию поддержания правопорядка в об­ществе.

Исходя из такой структуры рассматриваемого феномена, М. Вебер выделил две характерные особенности социального ин­ститута.

1. Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.п.

2. Наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, вхо­дящим в состав данного социального института, и специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установлен­ных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.

Благодаря этим особенностям социальный институт пред­ставляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей в жиз­ненно важных сферах общества- экономике, политике, культуре, семье, социальной сфере. Эти же особенности дают возможность социальному институту служить конкретным механизмом, обеспе­чивающим устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие.

Для социологического анализа социальных институтов и особенностей их функционирования в обществе существенное зна­чение имеет их типологизация.

В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формаль­ные и неформальные. Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объеди­нении осуществляется на основе формально оговоренных установ­лений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, цер­ковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регла­ментацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязан­ностей, распределением ответственности между участниками со­циального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Вы­полнение же определенного круга обязанностей связано с разделе­нием труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная про­фессионально ориентированная деятельность людей; осуществля­ется управление социальными действиями, контроль за их осуще­ствлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и сред­ства.

Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, одна­ко не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-цен­ностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде пред­писаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи мно­гие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, сим­патия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный кон­троль осуществляется с помощью неформальных санкций - нрав­ственных норм, традиций, обычаев и т.п.

В зависимости от содержания и направленности деятельно­сти социальные институты подразделяются на политические, эко­номические, социальные, социокультурные, религиозные, спор­тивные и др.

Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределе­ния. В состав этих институтов входят:

1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качестве главных средств деятельности этого социального института ис­пользуются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и ниспровержения.

2. Система права- социальный инструмент императивного (т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны» и т.п.) регулирования общественных отношений и взаимодействий на основе действующих в обществе законов, совокупность кото­рых ориентирована на обеспечение типичного для данного обще­ства (или данной социальной системы) вида социальных взаимо­действий личности с ближайшей социальной средой и обществом в целом.

3. Государство — социальная структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной сфере общества- политической, экономической, об­ разовательной и др. - через деятельность правительства.

По определению М. Вебера, господство означает вероят­ность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может огра­ничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.

Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих отно­сительно устойчивую экономическую деятельность, экономиче­ские отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к эко­номическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финан­сы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.

Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распростра­нения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею куль­турными ценностями общества Сюда входят творческие объеди­нения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинемато­графистов, театральных деятелей и др.), а также организации и уч­реждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирую­щие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.

Институт образования - система объединений людей и уч­реждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.

Институт религии— совокупность социальных объедине­ний (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и ук­репление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдель­ных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.

Институт здравоохраношя и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоро­вья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объе­динения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.

Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов обще­ства, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодей­ствий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли.

Система действующих в обществе социальных институтов определенным образом включает каждого индивида и их различ­ные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписы­вая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведе­ния - в семье, на работе, учебном заведении и т.д. Чем многооб­разнее социальные институты, действующие в обществе, и чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями раз­вития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Поэтому важное значение приобретает выяснение особенностей и тенденций развития социальных инсти­тутов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура, функции и дисфункции социальных институтов. Критерии эффективности социальных институтов. «Эластичность» современных социальных институтов.

 

 

 

Развитие социальных институтов осуществляется посредст­вом развертывания двух социальных процессов.

Первый из них представляет возникновение новых социаль­ных институтов, как мы показали это выше на примере возникно­вения государства, институциализации религии и образования. Второй процесс развития социальных институтов - это совершен­ствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциализированных структур. Так, например, в процессе становления государственной независимости Беларуси из недр общественной системы выделяется в самостоятельный правоохра­нительный институт Конституционный суд, в связи с Чернобыль­ской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического ха­рактера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.

              Процесс институциализации, т.е. возникновения, формиро­вания социальных институтов, включает в себя несколько этапов. Первый из них представляет собой возникновение в обществе оп­ределенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение ар­мии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и созда­ваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государст­ва, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой мо­мент отразить нападение врагов или распространить власть своего государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики.

Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и орга­низованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социаль­ным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового соци­ального института (например, цели политической партии, вопло­щаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии).

Информация о работе Структура, функции и дисфункции социальных институтов