Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:47, контрольная работа
В процессе социального развития однотипные или близкие по содержанию своей деятельности и по выполняемым функциям социальные организации нередко объединяются в более крупные социальные общности, которые в значительной степени упорядочивают поведение входящих в данные организации людей.
1. Понятие и типы социальных институтов стр. 2
2. Структура, функции и дисфункции социальных институтов.
Критерии эффективности социальных институтов. «Эластичность» современных социальных институтов. стр. 6
3. Литература
Содержание:
1. Понятие и типы социальных институтов стр. 2
2. Структура, функции и дисфункции социальных институтов.
Критерии эффективности социальных институтов. «Эластичность» современных социальных институтов. стр. 6
3. Литература стр. 10
Тема: Социальные институты.
1. Понятие и типы социальных институтов.
В процессе социального развития однотипные или близкие по содержанию своей деятельности и по выполняемым функциям социальные организации нередко объединяются в более крупные социальные общности, которые в значительной степени упорядочивают поведение входящих в данные организации людей.
Одним из таких общественных объединений, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений и взаимодействий, их более или менее рациональную упорядоченность, являются социальные институты.
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum —установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
Следует иметь в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифиц
Социальные институты могут быть охарактеризованы с двух позиций: а) с точки зрения внешней, формальной структуры; б) с точки рения внутренней, содержательной деятельности.
Рассмотрим, к примеру, такой важный социальный институт, каковым является юстиция. Со своей внешней стороны она выступает как специфическая совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.) и учреждений (прокуратура, суд, места заключения), снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих вполне определенную, конкретную, а именно правоохранительную функцию. По своему внутреннему содержанию данный социальный институт представляет собой совокупность определенных стандартизированных образцов поведения полномочных лиц, обеспечивающих функцию поддержания правопорядка в обществе.
Исходя из такой структуры рассматриваемого феномена, М. Вебер выделил две характерные особенности социального института.
1. Социальный институт предстает как совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных - профессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навыков, умений и т.п.
2. Наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входящим в состав данного социального института, и специфического аппарата, осуществляющего санкции по соблюдению установленных в нем норм и правил, в том числе и принуждение.
Благодаря этим особенностям социальный институт представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах общества- экономике, политике, культуре, семье, социальной сфере. Эти же особенности дают возможность социальному институту служить конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие.
Для социологического анализа социальных институтов и особенностей их функционирования в обществе существенное значение имеет их типологизация.
В зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности социальные институты подразделяются на формальные и неформальные. Формальные социальные институты при всех их существенных различиях объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъектами в данном объединении осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятельности и самообновляемость таких институтов (государство, армия, церковь, система образования и др.) обеспечивается строгой регламентацией социальных статусов, ролей, функций, прав и обязанностей, распределением ответственности между участниками социального взаимодействия, а также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность социального института. Выполнение же определенного круга обязанностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняемых функций. Для выполнения своих функций формальный социальный институт имеет учреждения, в пределах которых (например, школа, вуз, техникум, лицей и т.п.) организуется вполне определенная профессионально ориентированная деятельность людей; осуществляется управление социальными действиями, контроль за их осуществлением, а также необходимые для всего этого ресурсы и средства.
Неформальные социальные институты хотя и регулируются в своей деятельности определенными нормами и правилами, однако не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п. Примером неформального социального института может служить дружба. Ей присущи многие признаки социального института, такие, скажем, как наличие определенных норм, правил, требований, ресурсов (доверие, симпатия, преданность, верность и др.), но регламентация дружеских отношений не носит формального характера, а социальный контроль осуществляется с помощью неформальных санкций - нравственных норм, традиций, обычаев и т.п.
В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные, спортивные и др.
Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения. В состав этих институтов входят:
1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качестве главных средств деятельности этого социального института используются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и ниспровержения.
2. Система права- социальный инструмент императивного (т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны» и т.п.) регулирования общественных отношений и взаимодействий на основе действующих в обществе законов, совокупность которых ориентирована на обеспечение типичного для данного общества (или данной социальной системы) вида социальных взаимодействий личности с ближайшей социальной средой и обществом в целом.
3. Государство — социальная структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, и, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной сфере общества- политической, экономической, об разовательной и др. - через деятельность правительства.
По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может ограничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.
Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия - финансы, кредит и т.п. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п.
Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею культурными ценностями общества Сюда входят творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.), а также организации и учреждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирующие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.
Институт образования - система объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.
Институт религии— совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, духовная семинария и академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей, их общностей (семейных, территориальных и др.) и общества в целом.
Институт здравоохраношя и социального обеспечения -система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей и т.п. Сюда входят объединения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.
Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций - воспроизводство членов общества, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, братьев и сестер; определяются присущие им социальные статусы и роли.
Система действующих в обществе социальных институтов определенным образом включает каждого индивида и их различные общности (семейные, территориальные, профессиональные, религиозные и др.) в ту или иную сферу деятельности, предписывая им одновременно и нормативно регулируемый тип поведения - в семье, на работе, учебном заведении и т.д. Чем многообразнее социальные институты, действующие в обществе, и чем масштабнее их деятельность, тем большими возможностями развития людей обладает общество, тем более зрелым оно становится в социальном отношении. Поэтому важное значение приобретает выяснение особенностей и тенденций развития социальных институтов.
2. Структура, функции и дисфункции социальных институтов. Критерии эффективности социальных институтов. «Эластичность» современных социальных институтов.
Развитие социальных институтов осуществляется посредством развертывания двух социальных процессов.
Первый из них представляет возникновение новых социальных институтов, как мы показали это выше на примере возникновения государства, институциализации религии и образования. Второй процесс развития социальных институтов - это совершенствование деятельности, структуры и функций уже существующих институциализированных структур. Так, например, в процессе становления государственной независимости Беларуси из недр общественной системы выделяется в самостоятельный правоохранительный институт Конституционный суд, в связи с Чернобыльской катастрофой и участившимися другими катастрофическими событиями (как природного, так и особенно технологического характера) создается Министерство по чрезвычайным ситуациям и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы.
Процесс институциализации, т.е. возникновения, формирования социальных институтов, включает в себя несколько этапов. Первый из них представляет собой возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических, политических, духовных предпосылок и условий. Например, возникновение армии (вооруженных сил) как специального социального института было обусловлено ростом общественного производства и создаваемого им продукта, приведшего к появлению экономического и социального неравенства между людьми, становлению государства, возникновением необходимости иметь хорошо организованные отряды вооруженных людей, способных и готовых в любой момент отразить нападение врагов или распространить власть своего государства на чужие территории, служить опорой властвующих структур (фараон, князь, император и т.д.) и проводимой ими внешней политики.
Вторым этапом институциализации является формирование общих целей, которые должны достигаться совместными и организованными действиями входящих в состав данного социального института людей. Эти цели задаются уже существующим социальным институтом (например, цели вооруженных сил определяются общественным строем и политикой государства, в котором они создаются) либо формируются внутри создаваемого нового социального института (например, цели политической партии, воплощаемые в ее программе, определяются ее лидирующим ядром в процессе создания партии).
Информация о работе Структура, функции и дисфункции социальных институтов