Функции социальных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Социальные институты занимают, важное место в жизни общества Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки значения функций социальных институтов в жизни современного общества. Объектом исследования в работе выступают понятие и признаки социального института как явления, его функции, теоретические положения социологической науки относящиеся к отдельным основным социальным институтам. Предметом исследования являются социальные явления, процессы, научные точки зрения касательно социальных институтов современного общества. Целью работы является определение понятия и признаков социального института, его основным функций, определение основных социальных институтов, их признаков и функций. Задачи: - дать определение социального института; - определить признаки социальных институтов; - определить функции социальных институтов; - определить признаки и функции социальных институтов семьи, образования и религии. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, приложения и списка литературы.

Содержание

Введение 3 стр.
I. Социальные институты 4 стр.
1.1 Функции социальных институтов 5 стр.
1.2. Признаки социальных институтов 11стр.
II. Институционализация 16 стр.
Заключение 23 стр.
Приложения 26 стр.
Список литературы 28 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по социологии.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по образованию

Филиал  ФГОУ ВПО СибАГС в  г. Усть-Илимске 
 
 

Кафедра гуманитарных и общих  естественнонаучных дисциплин 
 
 

Учебная дисциплина: Социология 
 

Курсовая  РАБОта

Функции социальных институтов 
 
 

                                                       Выполнила: Романова

                                      Наталья Александровна

                                     Студентка 001 группы 
 
 

                                                                       Проверил: Коновалов                               Леонид Вячеславович,

                               Преподаватель 
 
 
 
 
 

Усть-Илимск

2011

Содержание

Содержание 2 стр.

Введение 3 стр.

I. Социальные институты 4 стр.

1.1 Функции  социальных институтов 5 стр.

1.2. Признаки  социальных институтов 11стр.

II. Институционализация 16 стр.

Заключение 23 стр.

Приложения 26 стр.

Список  литературы 28 стр.

 

Введение

Социальные институты  занимают, важное место в жизни общества Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки значения функций социальных институтов в жизни современного общества. Объектом исследования в работе выступают понятие и признаки социального института как явления, его функции, теоретические положения социологической науки относящиеся к отдельным основным социальным институтам. Предметом исследования являются социальные явления, процессы, научные точки зрения касательно социальных институтов современного общества. Целью работы является определение понятия и признаков социального института, его основным функций, определение основных социальных институтов, их признаков и функций. Задачи: - дать определение социального института; - определить признаки социальных институтов; - определить функции социальных институтов; - определить признаки и функции социальных институтов семьи, образования и религии. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, приложения и списка литературы.  

Социальные  институты

Социальные  институты - исторически сложившиеся  устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в  целом.

Понятие "социальный институт" ввел Герберт  Спенсер, который, однако, использовал  термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим  организмом, Спенсер выделил в  социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с  органами биоорганизма.

Социальные  учреждения, по Спенсеру, рассматриваются  как устойчивый организованный тип  деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в  течение длительного периода  времени, и являющийся условием устойчивого  функционирования общества.

Спенсер выделил основные социальные институты  — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство  и т.п.

Большинство социологических школ подходят к  изучению социальных институтов, отталкиваясь от спенсоровского понимания институционализации общественной жизни. Так, Г.В. Осипов говорит: "Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей". По А.А. Радугину, "Социальный институт — это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения".

Есть  и другой подход к социальным институтам. Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был  свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, "Социальный институт —  это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним".

В первом — спенсоровском подходе —  делается акцент на функциональность социального института, во втором —  веблоновском — на нормативность.

Таким образом, сущность социального института  заключается не в системе социальных норм, определяющих деятельность людей  в отдельных сферах общественной жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение жизненных  потребностей общества. 

 

    1. Функции социальных институтов

     Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д.'Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами:

1. Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5. Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Социальные  институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся  устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых  разнообразных значениях. Говорят  об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства  и т. д. Первое, чаще всего употребляемое  значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в  себя ряд моментов. Одним из необходимых  условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в  целях удовлетворения тех или  иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность  в воспроизводстве человеческого  рода и воспитании детей, реализует  отношения между полами, поколениями  и т. д. Институт высшего образования  обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить  свои способности для того, чтобы  реализовать их в последующей  деятельности и обеспечивать свое существование  и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также  условия для их удовлетворения являются первыми, необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и  отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный  характер, обладают своим собственным  системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой  самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты  могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся  устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью  их функций.

Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система  ценностей, норм, идеалов, а также  образов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само  по себе наличие этих социокультурных  элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы  они стали достоянием внутреннего  мира личности, были интернализованы  ими в процессе социализации, воплотились  в форму социальных ролей и  статусов. Интернализация индивидам всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенно совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

     Итак, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для  данного института. На основе всего  вышеизложенного, можно дать следующее  определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Информация о работе Функции социальных институтов