Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Социальные институты занимают, важное место в жизни общества Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки значения функций социальных институтов в жизни современного общества. Объектом исследования в работе выступают понятие и признаки социального института как явления, его функции, теоретические положения социологической науки относящиеся к отдельным основным социальным институтам. Предметом исследования являются социальные явления, процессы, научные точки зрения касательно социальных институтов современного общества. Целью работы является определение понятия и признаков социального института, его основным функций, определение основных социальных институтов, их признаков и функций. Задачи: - дать определение социального института; - определить признаки социальных институтов; - определить функции социальных институтов; - определить признаки и функции социальных институтов семьи, образования и религии. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, приложения и списка литературы.
Введение 3 стр.
I. Социальные институты 4 стр.
1.1 Функции социальных институтов 5 стр.
1.2. Признаки социальных институтов 11стр.
II. Институционализация 16 стр.
Заключение 23 стр.
Приложения 26 стр.
Список литературы 28 стр.
Федеральное Агентство по образованию
Филиал
ФГОУ ВПО СибАГС в
г. Усть-Илимске
Кафедра
гуманитарных и общих
естественнонаучных
дисциплин
Учебная
дисциплина: Социология
Курсовая РАБОта
Функции
социальных институтов
Преподаватель
Усть-Илимск
2011
Содержание
Содержание 2 стр.
Введение 3 стр.
I. Социальные институты 4 стр.
1.1 Функции социальных институтов 5 стр.
1.2. Признаки социальных институтов 11стр.
II. Институционализация 16 стр.
Заключение 23 стр.
Приложения 26 стр.
Список литературы 28 стр.
Введение
Социальные институты
занимают, важное место в жизни общества
Социологи рассматривают институты как
устойчивый комплекс норм, правил, символов,
регулирующих различные сферы человеческой
жизнедеятельности и организующих их
в систему ролей и статусов, с помощью
которых удовлетворяются основные жизненные
и социальные потребности. Каждый институт
выстраивается вокруг стандартного решения
определенного набора проблем. Институт
семьи главное внимание уделяет воспроизведению,
социализации и материальному обеспечению
детей; экономические институты – производству
и реализации товаров и услуг; политические
институты – защите граждан друг от друга
и от внешних врагов; религиозные институты
– усилению социальной солидарности и
согласия; институты образования – передаче
культурного наследия из поколения в поколение.
Разумеется, эта классификация слишком
упрощена. Один институт может быть многофункциональным,
в то время как несколько институтов могут
участвовать в выполнении одной и той
же функции. Актуальность темы исследования
обусловлена необходимостью оценки значения
функций социальных институтов в жизни
современного общества. Объектом исследования
в работе выступают понятие и признаки
социального института как явления, его
функции, теоретические положения социологической
науки относящиеся к отдельным основным
социальным институтам. Предметом исследования
являются социальные явления, процессы,
научные точки зрения касательно социальных
институтов современного общества. Целью
работы является определение понятия
и признаков социального института, его
основным функций, определение основных
социальных институтов, их признаков и
функций. Задачи: - дать определение социального
института; - определить признаки социальных
институтов; - определить функции социальных
институтов; - определить признаки и функции
социальных институтов семьи, образования
и религии. Структура работы: работа состоит
из введения, двух глав заключения, приложения
и списка литературы.
Социальные институты
Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом.
Понятие
"социальный институт" ввел Герберт
Спенсер, который, однако, использовал
термин "социальное учреждение".
Сравнивая общество с биологическим
организмом, Спенсер выделил в
социальной системе отдельные
Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.
Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.
Большинство социологических школ подходят к изучению социальных институтов, отталкиваясь от спенсоровского понимания институционализации общественной жизни. Так, Г.В. Осипов говорит: "Социальный институт — это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно-ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределяется решаемой социальной задачей". По А.А. Радугину, "Социальный институт — это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения".
Есть и другой подход к социальным институтам. Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института. По Веблену, "Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним".
В первом — спенсоровском подходе — делается акцент на функциональность социального института, во втором — веблоновском — на нормативность.
Таким
образом, сущность социального института
заключается не в системе социальных
норм, определяющих деятельность людей
в отдельных сферах общественной
жизни, а в самой деятельности,
направленной на удовлетворение жизненных
потребностей общества.
Представители
институциональной школы в
1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.
3. Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:
1. Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
4. Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
5. Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.
6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс
институционализации включает в
себя ряд моментов. Одним из необходимых
условий появления социальных институтов
служит соответствующая социальная
потребность. Институты призваны организовывать
совместную деятельность людей в
целях удовлетворения тех или
иных социальных потребностей. Так, институт
семьи удовлетворяет
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидам всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенно совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Итак,
каждый социальный институт характеризуется
наличием цели своей деятельности,
конкретными функциями, обеспечивающими
достижение такой цели, набором социальных
позиций и ролей, типичных для
данного института. На основе всего
вышеизложенного, можно дать следующее
определение социального