Дисфункция Социального
Института
- нарушение нормального
взаимодействия соц. ин-та с
соц. средой, в качестве к-рой
выступает об-во. Основой взаимодействия
служит реализация главной функции
соц. ин-та - удовлетворение конкретных обществ. потребностей.
В условиях интенсивного протекания обществ.
процессов, ускорения темпов соц. перемен
может возникнуть ситуация, когда изменившиеся
обществ. потребности не находят адекватного
отражения в структуре и функциях соответствующих соц. ин-тов.
В рез-те деятельности соц. ин-та могут
возникнуть явления дисфункций. Эти явления
могут оказываться в сфере как внешней
- материальной, организационной, так и
внутренней, в содержании их деятельности.
С т.зр. организационной явления Д.с.и.
могут выражаться в недостатках подготовленных
кадров, материальных средств, организационных
несовершенствах и т. д. С содержательной
т.зр. (что гораздо более важно) дисфункции в деятельности соц. ин-та
выражаются в неясности целей его деятельности,
неопределенности функции, падении его
соц. престижа и авторитета. Несоответствие деятельности
ин-та характеру обществ. потребностей
ведет к снижению значения служебной роли
данного соц. ин-та, что ведет к вырождению
его отдельных функций в "символическую",
ритуальнуюдеятельность, т. е. деятельность, не
направленную на достижение рациональной цели (бюрократизм) . Дисфункция в деятельности соц. ин-та
н-лицо в случае потери его существенного
качества - деперсонализации деятельности. Принцип деперсонализации означает,
что обеспечение все функций ин-та не зависит
исключительно от особенностей личности
тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным
ин-том, не зависит только от их склонностей,
предпочтений и иных субъективных моментов.
Это положение достигается четким определением соц. ролей и объективно
действующим механизмом, обеспечивающим
их должное исполнение. Потеря деперсонализации
означает, что ин-т перестает действовать
в соответствии с объективными потребностями
и объективно установленными целями, меняя
свои функции в зависимости от интересов
отдельных лиц их персональных качеств
и свойств. В силу этих обстоятельств соц.
ин-т все менее ориентируется на достижение
основной цели своего существования -
обеспечение конкретной обществ. потребности.
В своей совокупности Д.с.и. могут приводить
к таким явлениям, как должностные злоупотребления,
протекционизм, взяточничество, иные нарушения
законности, связанные с осуществлением
соответствующих должностных функций.
Главное, однако, заключается в том, что
неудовлетворенная обществ. потребность (как рез-т дисфункции соц.
ин-та) может вызвать к жизни стихийное
появление нормативно неурегулированных
видов деятельности, стремящихся восполнить
дисфункцию ин-тов, однако за счет нарушения
существующих норм и правил (в т.ч. правового
характера). В своих крайних проявлениях
подобного рода активность может выражаться в противоправной
деятельности. Так, дисфункции нек-рых
экономич. ин-тов могут оказать влияние на возникновение имущественных,
хозяйственных правонарушений определенного
вида (спекуляции, кражи и т. д.). Предупреждение подобного рода правонарушений
может быть обеспечено в случае, если:
а) соответствующая обществ. потребность
найдет адекватное отражение в функционировании
наличных или вновь создаваемых соц. ин-тов;
б) произойдет изменение, трансформация самой этой
обществ. потребности; в) в обществ. сознании
произойдет изменение в оценке данной
потребности. Лит.: Келле В.Ж. Наука как компонент социальной
системы. М., 1988; Яковлев A.M. Социология экономической преступности.
М., 1988; Кистяковский Б. А. В защиту прав//Вехи.
Сборник статей о русской интеллигенции.
М., 1990. С. 101-131; Покровский И.А. Перуново
закля-тье//Из глубины. Сборник статей
о русской революции, м-. 1991. С. 259-277; Смелзер
Н. Социология. М., 1994. A.M. Яко&гее