Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является современная российская молодежь в возрасте 26 лет.

Предмет исследования составляют представления современной российской молодежи о странах Северной Европы.

Целью настоящей курсовой работы являются выявление и анализ факторов, обуславливающих выбор молодыми россиянами стран Северной Европы в качестве своего постоянного места жительства.

В рамках очерченной цели ставились следующие конкретные задачи:

1. Выявить особенности северного сотрудничества и процессов североевропейской интеграции;

2. Изучить основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России;

3. Охарактеризовать современную российскую молодежь как особую социально-демографическую группу;

4. Проанализировать образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы;

5. Описать стереотипы восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Северная Европа в системе российских международных отношений в XXI веке…………………………………………………………………………………6

1.1 Северное сотрудничество и процессы североевропейской интеграции………………………………………………………………….6

1.2 Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России………………..10

2. Интеграция российской молодежи в международное сообщество………..14

2.1 Основные характеристики молодежи как особой социально-демографической группы………………………………………………...14

2.2 Образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы……………………………...15

3. Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи ………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая_2_курс_Маша[1].doc

— 572.00 Кб (Скачать)

     В экономическом контексте Норвегия, по мнению респондентов, представляет собой высокоразвитую и благополучную страну, стабильное государство (10%). Согласно представлениям опрошенных, это государство «добилось высоких экономических показателей», и люди там «живут свободно, богато». В некоторых суждениях участники опроса акцентируют внимание на том, что живут норвежцы «лучше нас». В 7% ответов упоминаются конкретные продукты питания, производимые в Норвегии: «масло сливочное, топленое»; «морепродукты»; «замороженные продукты», – и отмечается их высокое качество. О том, что на территории Норвегии расположены месторождения нефти и газа, вспоминает 1% опрошенных.

     Отвечая на вопрос об ассоциациях, вызванных  словом «Норвегия», 2% респондентов останавливаются на особенностях национального характера, образа жизни и внешнего облика норвежцев: «могучий, северный, терпеливый народ»; «трудолюбивые люди, моряки; земли у них мало, но они подняли страну».

     Среди знаменитых жителей Норвегии респонденты чаще всего упоминают великих путешественников и покорителей севера – Руаля Амундсена, Тура Хейердала и Фритьофа Нансена, композитора и дирижера Эдварда Грига, драматурга Генриха Ибсена.

      Более половины респондентов (65%) считают Швецию дружественным по отношению к России государством, противоположного мнения придерживаются 10% опрошенных. 

Рис. 6. Как вы считаете, Швеция – это дружественное или недружественное по отношению к России государство?

      Швеция  ассоциируется со следующими понятиями:

     1. Благополучная, стабильная страна с высоким уровнем жизни - 26%.

     «Зажиточная страна»; «страна достатка»; «цивилизованная страна»; «высокая оплата труда населения»; «достаток, свободная обеспеченная жизнь»; «высокая степень социальной защиты населения»; «страна развитой экономики и счастливых людей»; «благосостояние, высокий уровень жизни»; «респектабельная, стабильная страна»; «высокоразвитая страна с хорошим экономическим развитием, одним из лучших в Европе».

     2. Красивая природа, горнолыжные курорты - 6%.

     «Живописная местность»; «красивые поля»; «курорты, лыжи, свежий воздух»; «зимний курорт».

     3. «Социализм с человеческим лицом» - 4%.

     «Страна, исповедующая марксизм-ленинизм в полном смысле»'; «нормальное социалистическое государство»; «разумный социализм»; «социализм с человеческим лицом»; «социализм на капиталистический манер».

     4. Спорт - 2%.

     «Спорт»; «хоккейная команда хорошая».

     5. Банки - 2%.

     «Банк и счета».

     6. Товары шведских фирм - 2%.

     «Автомобили VOLVO»; «продукты»; «бытовая техника»; «косметика».

     7. Страна, соблюдающая нейтралитет - 1%.

     «Нейтральная страна»; «нейтралитет».

     Страны Северной Европы представляют собой яркий пример конкурентоспособных инновационных экономик, стабильно занимая лидирующие места в рейтинге конкурентоспособности экономик мира, составляемом Всемирным экономическим форумом. В отличие от большинства стран Европы, обладающих аналогичными широкими и универсальными системами социальных гарантий, но сталкивающихся с серьезными проблемами, как политического, так и социально-экономического характера, страны Северной Европы сохраняют высокую динамику развития. Этому способствует сочетание уникальных условий северных стран – исторические традиции эгалитаризма, наличие в обществе политического компромисса по основным вопросам развития стран, высокий уровень социального сплочения и коллективизма, широкие права профсоюзов.

     Не менее значимым условием конкурентоспособности экономик северных стран является их эффективная трансформация в новых условиях. В последнее десятилетие северные страны предприняли масштабные усилия в сфере инновационного и технологического развития, уделяя огромное внимание образованию и научным исследованиям.

     Анализ развития экономик северных стран показывает, что конкурентоспособность их экономик основывается на трех компонентах:

     1. высокий уровень политической культуры, обусловленный наличием компромисса в обществе по основным вопросам развития, практически полное отсутствие коррупции и свободная пресса;

     2. широкая и эффективная программа социальной защиты населения, которая направлена на стимулирование производительных сил общества;

     3. значительное внимание инновационной деятельности, науке и образованию, позволившее странам создать мощный инновационный базис, основанный на высоких технологиях и эффективном внедрении инноваций в реальный сектор.

     По данным Европейского Центрального Банка на начало 2006 г., удельный вес Швеции, Финляндии и Дании в совокупном ВВП стран Европейского Союза был относительно небольшим и составил 5,1%.17

     В то же время, по показателю ВВП на душу населения, Швеция, Финляндия, Исландия, Дания, Исландия и Норвегия значительно превышают среднеевропейский уровень и близки к наивысшим показателям в Европейском Союзе.

     По оценкам Евростата, рост ВВП в странах Северной Европы в 2005 г. существенно опередил среднеевропейские показатели. Самые высокие темпы роста ВВП отмечены в Исландии (5,5%). Входящие в Европейский Союз Швеция и Дания так же продемонстрировали устойчивый рост – 2,6% и 2,2% соответственно.18

Таблица 2

Рейтинги  отдельных социально-экономических  параметров стран 

Северной  Европы

Социально-экономические  параметры Дания Исландия Норвегия Финляндия Швеция
Индекс  эффективности бизнеса 3 1 9 2 8
Индекс  доступности занятия бизнесом 2 5 3 7 6
Индекс  развитости инфраструктуры

бизнеса

6 5 9 2 3
Индекс  экономической свободы 3 7 14 7 6
Индекс  нововведений 12 13 11 1 6
Индекс  развития человеческих

ресурсов

11 2 1 10 4
Индекс  доверия к людям 3 н. д. 1 4 2
Индекс  гражданских и политических

свобод

10 8 9 7 3
Индекс  развития общественных

институтов

1 2 4 3 5
Индекс  коррумпированности 3 2 6 1 4
Индекс  национальной конкурентоспособности (потенциала экономического роста) 4 9 8 2 3

Источник: Зайченко. А. Религиозная культура и социально-экономическое развитие стран Европы [электронный документ] - http://www.gazetaprotestant.ru/index.php/sociology/1746 Проверено 12.05.2010 
 
 

Заключение

      В ходе написания данной курсовой работы были решены следующие задачи:

     1. Выявлены особенности северного  сотрудничества и процессов североевропейской  интеграции;

     2. Изучены основные направления  сотрудничества Совета Министров  Северных Стран с Северо-западным регионом России;

     3. Охарактеризована современная российская  молодежь как особая социально-демографическая  группа;

     4. Проанализированы образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы;

     5. Описаны стереотипы восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.

     6. Выявлены соответствия представлений  современной российской молодежи  о странах Северной Европы  реальной картине мира.

     Во  многом благодаря глубине интеграционных связей между странами Северной Европы практически во всех областях их жизни  территория североевропейских государств превратилась в обширную зону благосостояния, стабильности и мира на европейском  континенте.

     При помощи углубления интеграционных связей между ними каждая из стран региона оказалась в состоянии решать широкий круг актуальных внутренних проблем, устранять базу для конфликтов с другими северными странами, успешно отстаивать свои национальные интересы на мировой арене, наконец, расширять возможности быть услышанными в мировом многоголосии.

     По  уровню и глубине развития интеграционных связей эти государства заметно  превосходят все имеющиеся в  мире межгосударственные интеграционные группировки, включая Европейский Союз. Их опыт в развитии трансграничных интеграционных связей между отдельными регионами, например, в районе Северного Калотта, чрезвычайно полезен для России и стран СНГ как с теоретической, так и с практической точек зрения. По достижениям интеграционных процессов на европейском Севере можно вполне надежно судить о дальнейших шагах и возможных направлениях развития интеграции в рамках Европейского Союза.

     Упомянутыми выше областями полезность опыта  северных стран для Российской Федерации  не ограничивается. Освоение норвежских нефтегазовых ресурсов Северного моря, включая условия участия в нем иностранных компаний, обеспечили быстрый рост благосостояния норвежцев и наращивание научного и технологического потенциала страны. Изучение опыта Норвегии не только в их освоении, но и в диверсификации структуры её экономики, преодолении односторонней зависимости от экспорта углеводородного сырья может быть полезным для России. Не менее значимым для нашей страны оказался норвежский опыт стерилизации избыточной денежной массы («нефтяных денег») и создания стабилизационных и иных фондов для предотвращения опасности заражения российской экономики «голландской болезнью».

     Непосредственный  интерес представляет исследование проблем мира и международной  безопасности в весьма чувствительных для России регионах европейского Севера. В связи с преодолением «холодной войны», эволюцией НАТО, расширением ЕС ситуация на Севере и ее геополитические измерения приобретают качественно новые черты. России необходимо составить адекватное представление о характере и последствиях произошедших изменений.

     Как известно, в районах европейского Севера и Арктики до настоящего времени  сохраняется весьма взрывоопасный  конфликтный потенциал, заложенный в остающихся неурегулированными спорных  вопросах. Особенную актуальность исследованиям этих вопросов придает меняющееся значение Арктики и наличие в ее недрах богатых природных ресурсов, имеющих мировое значение.

     По  оценкам экспертов, в арктических  районах и на шельфе северных морей  сосредоточены громадные запасы как углеводородных, так и иных ресурсов, с освоением которых связаны ближайшие и среднесрочные перспективы развития мировой экономики, в частности, мировой энергетики. 

     Хорошо  известна роль не только России, но и  Норвегии в обеспечении энергетической безопасности Европы. При этом государственная политика обеих соседних стран в отношении доступа иностранных компаний, в частности, из стран-членов ЕС, к их национальным природным ресурсам имеет немало совпадающих элементов. Это создает благоприятные предпосылки для российско-норвежского сотрудничества, в частности, в сфере энергетики. Налаживание российско-норвежского взаимовыгодного взаимодействия в разработке энергетических и других ресурсов европейского Севера имело бы большое значение для обеих стран, способствовало бы снижению конфликтного потенциала в этом районе и внесло бы значительный вклад в обеспечение энергетической безопасности Европы. Изучение этих возможностей и перспектив – важная задача российских исследователей.

Информация о работе Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи