Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является современная российская молодежь в возрасте 26 лет.

Предмет исследования составляют представления современной российской молодежи о странах Северной Европы.

Целью настоящей курсовой работы являются выявление и анализ факторов, обуславливающих выбор молодыми россиянами стран Северной Европы в качестве своего постоянного места жительства.

В рамках очерченной цели ставились следующие конкретные задачи:

1. Выявить особенности северного сотрудничества и процессов североевропейской интеграции;

2. Изучить основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России;

3. Охарактеризовать современную российскую молодежь как особую социально-демографическую группу;

4. Проанализировать образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы;

5. Описать стереотипы восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Северная Европа в системе российских международных отношений в XXI веке…………………………………………………………………………………6

1.1 Северное сотрудничество и процессы североевропейской интеграции………………………………………………………………….6

1.2 Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России………………..10

2. Интеграция российской молодежи в международное сообщество………..14

2.1 Основные характеристики молодежи как особой социально-демографической группы………………………………………………...14

2.2 Образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы……………………………...15

3. Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи ………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая_2_курс_Маша[1].doc

— 572.00 Кб (Скачать)

Источник: Леденева Л. И. Российские студенты за рубежом [электронный документ] - http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/analytics/document11593.shtml Проверено 12.05.2010 

     Скандинавия - Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия - один из самых благополучных и развитых регионов Европы. Скандинавам присуща основательность во всем, именно она лежит в основе высокого уровня жизни. У них есть чему поучиться, однако эти страны не торопятся рекламировать свое образование на внешнем рынке, не без основания полагая, что качество говорит само за себя.

     Система образования скандинавских стран  строится примерно по одной модели и имеет общие особенности. Во-первых, большая часть учебных заведений  в этих странах - государственные, более того немногочисленные частные школы и вузы получают от государства субсидии. Поэтому образование в Скандинавии бесплатное, приходится платить только регистрационные и небольшие студенческие взносы. Так что основная статья расходов иностранного студента - проживание и питание. А в Дании студентам даже выплачивают стипендию и выдают ссуду на обучение. Впрочем, ссуду можно получить и в Норвегии, Швеции и Финляндии.

     Во-вторых, в отличие от других европейских  стран, предуниверситетская школьная программа длится не два, а три  года, так что скандинавы заканчивают гимназию в 19 лет. Что, однако, не мешает скандинавским университетам быть более либеральными по отношению к иностранным абитуриентам. Многие из них готовы взять семнадцатилетнего выпускника российской школы, конечно при наличии у того хорошей подготовки, способностей и знания, по крайней мере, английского языка.

     То, что большинство скандинавов  говорит на английском, как на родном, - феномен известный. Кстати, не в последнюю очередь благодаря тому, что ряд предметов в школе и особенно в вузе преподается на английском. Причем, число университетских программ на этом языке с каждым годом растет, а учебная литература по отдельным дисциплинам существует исключительно на английском. И это тоже плюс для иностранца.

     В Скандинавии самый высокий в Европе бюджет, выделяемый на образование, - 7 - 8% ВВП (при среднем 4,9%).14 Общие принципы образования, провозглашаемые в Северной Европе, - непрерывность, доступность для всех и универсальность. И действительно, шведы, норвежцы, датчане, финны с упорством учатся всю жизнь, посещая всевозможные курсы, тренинги или народные школы - тоже чисто скандинавское изобретение.

     Система народных школ, придуманная в XIX веке датским епископом, философом и  поэтом Николаем Грундтвигом, была революционной  для своего времени, поскольку предполагала невиданную по тем временам свободу и демократичность. Два главных нововведения Грундтвига — диалог, как основной метод обучения, и школьное самоуправление. Народные школы без преувеличения сыграли огромную роль в формировании демократического общества в Скандинавии и сделали скандинавов такими, какие они есть. Кроме того, они оказали влияние на систему образования в этих странах в целом (в частности, такие черты скандинавских учебных заведений, как неформальная атмосфера на занятиях, свобода в выборе курсов и дружеский контакт с преподавателем, идут оттуда).

     В народных школах можно изучать практически  все что угодно, начиная от серьезных  дисциплин (например, философии, международного права, лингвистики) и заканчивая курсами по интересам (например, шитье, керамика, йога, вождение мотоцикла). Есть и чисто скандинавская специализация - «жизнь на свежем воздухе»: походы, ночевки в снежных норах, рыбалка, охота, пикники, альпинизм. Сон в палатке под звездным небом, празднование рождества у костра в ледяной норе, белые ночи в воздушных спальных мешках на каменистых склонах у водопадов - вот она северная романтика.

     Скандинавские учебные заведения открыты для  иностранцев, но при этом эмиграция, даже квалифицированная (то есть из иностранных выпускников местных вузов) не поощряется. Разрешение на пребывание в стране выдается строго на срок учебы, после окончания которой вы обязаны покинуть гостеприимную Северную Европу.

     Среди мотивов получения послевузовского  образования в странах Северной Европы (Рис. 2) на первом месте отмечают получение новых знаний (29%), далее идут - детализация имеющихся знаний (МБА – 21% и аспирантура – 8%).15

     Среди причин выбора обучения именно в странах Северной Европы молодые люди отмечают следующие факторы: высокое качество образования, желание работать в иностранной компании в России, желание жить и работать за рубежом, желание выучить язык и т. д. (Рис. 3). 

Рис. 2. Распределение интересов российских студентов в странах Северной Европы 

 

Рис. 3. Ожидаемые изменения после получения послевузовского образования в странах Северной Европы 
 

3. Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи

     Задачей исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы, является описание стереотипов восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.

     В психологической науке проблеме этнических ауто- и гетеростереотипов  посвящено огромное количество исследований, включающих, в частности, анализ феноменов фаворитизма и этноцентризма.

     Значительно менее представлены (по крайней мере, на материале российского менталитета) исследования стереотипов восприятия стран - субъектов международной  политики, также как и исследования той системы категорий, через призму которой осуществляется восприятие и оценка этих стран. На смену хрестоматийного деления стран на социалистические, капиталистические и развивающиеся, с изменением самой геополитической реальности в массовом сознании российских граждан возникают иные структуры, плохо осознаваемые самими их носителями.

      В рамках данного исследования проведено  интервьюирование выпускников ВУЗов  Архангельской области, проходивших  обучение в университетах стран Северной Европы в 2001 - 2008 учебных годах по широкому спектру специальностей. Количество респондентов составило 37 человек в возрасте 24 - 26 лет, из которых мужчин - 16 человек, женщин - 21.

      В исследовании использована нетрадиционная для российских социологических  проектов методика - проведение интервью через сеть Интернет.16 Выборочная совокупность сформирована также через Интернет. Поскольку выборка носила чисто целевой характер, жестких требований к ее объему и репрезентативности не предъявлялось. Обеспечение репрезентативности выборки осложнялось также отсутствием информации о генеральной совокупности, поскольку официальная российская статистика, учитывающая зарубежное сообщество российских студентов, отсутствует. Определенными ориентирами могут служить зарубежные источники, в частности, данные ЮНЕСКО о численности иностранных студентов в некоторых странах за отдельные учебные годы.

      Респонденты, принявшие участие в интервью, проходили обучение в университетах  Финляндии, Швеции, Норвегии.

 Большинство участников опроса (77%) считают Финляндию  дружественным по отношению к России государством. Противоположного мнения придерживаются только 8% опрошенных. В целом респонденты благожелательно настроены по отношению к этой стране («вызывает положительные эмоции»; «все только хорошее»). 

Рис. 4. Как вы считаете, Финляндия – это дружественное или недружественное по отношению к России государство?

     Полученные  ответы на открытый вопрос «Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово «Финляндия»?» можно разделить на несколько блоков. 

     Чаще  всего встречаются географические и экономические ассоциации. Несколько реже участники опроса вспоминали исторические события и делились своими представлениями о жителях этой страны.

     Среди географических ассоциаций лидируют описания особенностей климата и природы Финляндии. В представлении респондентов, это суровый край озер, лесов и гор (17%):

     «Природа, леса, озера, чистый воздух».

     «Северный климат».

     «Горы в снегу, елки в снегу».

     «Сопки, холод, скудная растительность».

     «Красивый горный пейзаж».

     Что касается экономики, то респонденты говорят о Финляндии как о благополучной, богатой стране с высоким уровнем жизни населения. Респонденты подчеркивали, что жизнь в Финляндии отличается спокойствием и стабильностью(14%):

     «Преуспевающая, развитая страна».

     «Обеспеченная жизнь».

     «Высокое  благосостояние».

     «Страна достатка».

    «Благоустроенное государство, постоянство, спокойствие за будущее».

     Респонденты обычно сравнивают жизнь людей в  других странах с отечественными реалиями. Не нарушают они эту традицию и в данном случае: сравнение оказывается не в пользу России.

     «Жизнь  там лучше, чем  у нас».

     «Люди живут, а не существуют».

     «Жить там легче».

     «Завидую  их хорошей жизни».

     «У них и у нас бюджет одинаковый, а живем мы хуже».

     Участники опроса упоминали и о товарах, производимых в Финляндии (4%), особо отмечая их хорошее качество.

     «Тиккурилла, краски, лаки».

     «Сыр  «Виола».

     «Страна, славящаяся своими товарами».

     «Выпускают  хорошую обувь, одежду».

     Из  исторических событий (6%) респонденты чаще всего вспоминают войну с Финляндией 1939 – 1940 годов («как была короткая финская война, но потерь было много»; «позорная война 39-го года»), Великую Отечественную войну («Финляндия была союзницей Гитлера»; «напоминает Великую Отечественную войну»), а также тот факт, что до революции Финляндия входила в состав Российской Империи («раньше это было российское княжество»; «окраина России»; «бывшая провинция российская»).

     Респонденты говорили о национальном характере  финнов, их внешнем облике (4%). В представлении  опрошенных типичные финны являются довольно привлекательными людьми.

     «Крепкие, сильные, белокурые люди».

     «Высокие  блондинки».

     «Здоровые, крепкие мужчины».

     Респонденты представляют себе жителей Финляндии «спокойными, уравновешенными людьми», «работящими и доброжелательными». Среди отрицательных черт финнов чаще всего называлась страсть к спиртному («люди хорошие, только очень пьющие»).

     Говоря  о национальных традициях и привычках  финнов, респонденты вспоминали их увлечение рыбалкой, зимними видами спорта, а также знаменитые финские сауны (2%).  

     Участники опроса не забыли и об одном из самых  знаменитых жителей Финляндии –  сказочном Деде Морозе, чья избушка  расположена в Лапландии (1%).

     Более половины респондентов (69%) считают Норвегию дружественным по отношению к России государством, противоположного мнения придерживаются 8% опрошенных.

Рис. 5. Как вы считаете, Норвегия – это дружественное или недружественное по отношению к России государство?

     В представлениях респондентов о Норвегии прослеживаются две основные ассоциативные линии: «географическая» (36%) и «экономическая» (18%).

     Географические  ассоциации – это прежде всего  климат, природа, местоположение (19%): «снежная страна», «север, холодно», «отвесные скалы, морские заливы», «страна холода», «фьорды»; «прекрасная страна озер», «горы, красивая природа».

Информация о работе Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи