Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:30, курсовая работа
Объектом настоящего исследования является современная российская молодежь в возрасте 26 лет.
Предмет исследования составляют представления современной российской молодежи о странах Северной Европы.
Целью настоящей курсовой работы являются выявление и анализ факторов, обуславливающих выбор молодыми россиянами стран Северной Европы в качестве своего постоянного места жительства.
В рамках очерченной цели ставились следующие конкретные задачи:
1. Выявить особенности северного сотрудничества и процессов североевропейской интеграции;
2. Изучить основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России;
3. Охарактеризовать современную российскую молодежь как особую социально-демографическую группу;
4. Проанализировать образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы;
5. Описать стереотипы восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Северная Европа в системе российских международных отношений в XXI веке…………………………………………………………………………………6
1.1 Северное сотрудничество и процессы североевропейской интеграции………………………………………………………………….6
1.2 Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России………………..10
2. Интеграция российской молодежи в международное сообщество………..14
2.1 Основные характеристики молодежи как особой социально-демографической группы………………………………………………...14
2.2 Образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы……………………………...15
3. Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи ………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...33
Источник:
Леденева Л. И. Российские
студенты за рубежом
[электронный документ] - http://www.socpolitika.ru/rus/
Скандинавия - Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия - один из самых благополучных и развитых регионов Европы. Скандинавам присуща основательность во всем, именно она лежит в основе высокого уровня жизни. У них есть чему поучиться, однако эти страны не торопятся рекламировать свое образование на внешнем рынке, не без основания полагая, что качество говорит само за себя.
Система
образования скандинавских
Во-вторых, в отличие от других европейских стран, предуниверситетская школьная программа длится не два, а три года, так что скандинавы заканчивают гимназию в 19 лет. Что, однако, не мешает скандинавским университетам быть более либеральными по отношению к иностранным абитуриентам. Многие из них готовы взять семнадцатилетнего выпускника российской школы, конечно при наличии у того хорошей подготовки, способностей и знания, по крайней мере, английского языка.
То, что большинство скандинавов говорит на английском, как на родном, - феномен известный. Кстати, не в последнюю очередь благодаря тому, что ряд предметов в школе и особенно в вузе преподается на английском. Причем, число университетских программ на этом языке с каждым годом растет, а учебная литература по отдельным дисциплинам существует исключительно на английском. И это тоже плюс для иностранца.
В Скандинавии самый высокий в Европе бюджет, выделяемый на образование, - 7 - 8% ВВП (при среднем 4,9%).14 Общие принципы образования, провозглашаемые в Северной Европе, - непрерывность, доступность для всех и универсальность. И действительно, шведы, норвежцы, датчане, финны с упорством учатся всю жизнь, посещая всевозможные курсы, тренинги или народные школы - тоже чисто скандинавское изобретение.
Система народных школ, придуманная в XIX веке датским епископом, философом и поэтом Николаем Грундтвигом, была революционной для своего времени, поскольку предполагала невиданную по тем временам свободу и демократичность. Два главных нововведения Грундтвига — диалог, как основной метод обучения, и школьное самоуправление. Народные школы без преувеличения сыграли огромную роль в формировании демократического общества в Скандинавии и сделали скандинавов такими, какие они есть. Кроме того, они оказали влияние на систему образования в этих странах в целом (в частности, такие черты скандинавских учебных заведений, как неформальная атмосфера на занятиях, свобода в выборе курсов и дружеский контакт с преподавателем, идут оттуда).
В народных школах можно изучать практически все что угодно, начиная от серьезных дисциплин (например, философии, международного права, лингвистики) и заканчивая курсами по интересам (например, шитье, керамика, йога, вождение мотоцикла). Есть и чисто скандинавская специализация - «жизнь на свежем воздухе»: походы, ночевки в снежных норах, рыбалка, охота, пикники, альпинизм. Сон в палатке под звездным небом, празднование рождества у костра в ледяной норе, белые ночи в воздушных спальных мешках на каменистых склонах у водопадов - вот она северная романтика.
Скандинавские учебные заведения открыты для иностранцев, но при этом эмиграция, даже квалифицированная (то есть из иностранных выпускников местных вузов) не поощряется. Разрешение на пребывание в стране выдается строго на срок учебы, после окончания которой вы обязаны покинуть гостеприимную Северную Европу.
Среди
мотивов получения
Среди
причин выбора обучения именно в странах
Северной Европы молодые люди отмечают
следующие факторы: высокое качество образования,
желание работать в иностранной компании
в России, желание жить и работать за рубежом,
желание выучить язык и т. д. (Рис. 3).
Рис.
2. Распределение интересов
российских студентов
в странах Северной
Европы
Рис.
3. Ожидаемые изменения
после получения послевузовского
образования в странах
Северной Европы
3. Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи
Задачей исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы, является описание стереотипов восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.
В психологической науке проблеме этнических ауто- и гетеростереотипов посвящено огромное количество исследований, включающих, в частности, анализ феноменов фаворитизма и этноцентризма.
Значительно
менее представлены (по крайней мере,
на материале российского
В рамках данного исследования проведено интервьюирование выпускников ВУЗов Архангельской области, проходивших обучение в университетах стран Северной Европы в 2001 - 2008 учебных годах по широкому спектру специальностей. Количество респондентов составило 37 человек в возрасте 24 - 26 лет, из которых мужчин - 16 человек, женщин - 21.
В исследовании использована нетрадиционная для российских социологических проектов методика - проведение интервью через сеть Интернет.16 Выборочная совокупность сформирована также через Интернет. Поскольку выборка носила чисто целевой характер, жестких требований к ее объему и репрезентативности не предъявлялось. Обеспечение репрезентативности выборки осложнялось также отсутствием информации о генеральной совокупности, поскольку официальная российская статистика, учитывающая зарубежное сообщество российских студентов, отсутствует. Определенными ориентирами могут служить зарубежные источники, в частности, данные ЮНЕСКО о численности иностранных студентов в некоторых странах за отдельные учебные годы.
Респонденты, принявшие участие в интервью, проходили обучение в университетах Финляндии, Швеции, Норвегии.
Большинство
участников опроса (77%) считают Финляндию
дружественным по отношению к России государством.
Противоположного мнения придерживаются
только 8% опрошенных. В целом респонденты
благожелательно настроены по отношению
к этой стране («вызывает
положительные эмоции»;
«все только хорошее»).
Рис. 4. Как вы считаете, Финляндия – это дружественное или недружественное по отношению к России государство?
Полученные
ответы на открытый вопрос «Что в первую
очередь приходит Вам в голову, когда Вы
слышите слово «Финляндия»?» можно разделить
на несколько блоков.
Чаще всего встречаются географические и экономические ассоциации. Несколько реже участники опроса вспоминали исторические события и делились своими представлениями о жителях этой страны.
Среди географических ассоциаций лидируют описания особенностей климата и природы Финляндии. В представлении респондентов, это суровый край озер, лесов и гор (17%):
«Природа, леса, озера, чистый воздух».
«Северный климат».
«Горы в снегу, елки в снегу».
«Сопки, холод, скудная растительность».
«Красивый горный пейзаж».
Что касается экономики, то респонденты говорят о Финляндии как о благополучной, богатой стране с высоким уровнем жизни населения. Респонденты подчеркивали, что жизнь в Финляндии отличается спокойствием и стабильностью(14%):
«Преуспевающая, развитая страна».
«Обеспеченная жизнь».
«Высокое благосостояние».
«Страна достатка».
«Благоустроенное государство, постоянство, спокойствие за будущее».
Респонденты обычно сравнивают жизнь людей в других странах с отечественными реалиями. Не нарушают они эту традицию и в данном случае: сравнение оказывается не в пользу России.
«Жизнь там лучше, чем у нас».
«Люди живут, а не существуют».
«Жить там легче».
«Завидую их хорошей жизни».
«У них и у нас бюджет одинаковый, а живем мы хуже».
Участники опроса упоминали и о товарах, производимых в Финляндии (4%), особо отмечая их хорошее качество.
«Тиккурилла, краски, лаки».
«Сыр «Виола».
«Страна, славящаяся своими товарами».
«Выпускают хорошую обувь, одежду».
Из исторических событий (6%) респонденты чаще всего вспоминают войну с Финляндией 1939 – 1940 годов («как была короткая финская война, но потерь было много»; «позорная война 39-го года»), Великую Отечественную войну («Финляндия была союзницей Гитлера»; «напоминает Великую Отечественную войну»), а также тот факт, что до революции Финляндия входила в состав Российской Империи («раньше это было российское княжество»; «окраина России»; «бывшая провинция российская»).
Респонденты говорили о национальном характере финнов, их внешнем облике (4%). В представлении опрошенных типичные финны являются довольно привлекательными людьми.
«Крепкие, сильные, белокурые люди».
«Высокие блондинки».
«Здоровые, крепкие мужчины».
Респонденты представляют себе жителей Финляндии «спокойными, уравновешенными людьми», «работящими и доброжелательными». Среди отрицательных черт финнов чаще всего называлась страсть к спиртному («люди хорошие, только очень пьющие»).
Говоря
о национальных традициях и привычках
финнов, респонденты вспоминали их
увлечение рыбалкой, зимними видами
спорта, а также знаменитые финские
сауны (2%).
Участники опроса не забыли и об одном из самых знаменитых жителей Финляндии – сказочном Деде Морозе, чья избушка расположена в Лапландии (1%).
Более половины респондентов (69%) считают Норвегию дружественным по отношению к России государством, противоположного мнения придерживаются 8% опрошенных.
Рис. 5. Как вы считаете, Норвегия – это дружественное или недружественное по отношению к России государство?
В представлениях респондентов о Норвегии прослеживаются две основные ассоциативные линии: «географическая» (36%) и «экономическая» (18%).
Географические ассоциации – это прежде всего климат, природа, местоположение (19%): «снежная страна», «север, холодно», «отвесные скалы, морские заливы», «страна холода», «фьорды»; «прекрасная страна озер», «горы, красивая природа».
Информация о работе Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи