Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом настоящего исследования является современная российская молодежь в возрасте 26 лет.

Предмет исследования составляют представления современной российской молодежи о странах Северной Европы.

Целью настоящей курсовой работы являются выявление и анализ факторов, обуславливающих выбор молодыми россиянами стран Северной Европы в качестве своего постоянного места жительства.

В рамках очерченной цели ставились следующие конкретные задачи:

1. Выявить особенности северного сотрудничества и процессов североевропейской интеграции;

2. Изучить основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России;

3. Охарактеризовать современную российскую молодежь как особую социально-демографическую группу;

4. Проанализировать образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы;

5. Описать стереотипы восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Северная Европа в системе российских международных отношений в XXI веке…………………………………………………………………………………6

1.1 Северное сотрудничество и процессы североевропейской интеграции………………………………………………………………….6

1.2 Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России………………..10

2. Интеграция российской молодежи в международное сообщество………..14

2.1 Основные характеристики молодежи как особой социально-демографической группы………………………………………………...14

2.2 Образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы……………………………...15

3. Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи ………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая_2_курс_Маша[1].doc

— 572.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Поморский государственный  университет им. М. В. Ломоносова

Факультет управления 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: 

«Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи» 
 
 
 

                   Выполнила:

                   студентка II курса (26 группа)

                   факультета  управления

                   специальность «регионоведение»

                   Малаховская М. А.

                   Научный руководитель:

                доктор  исторических наук, профессор,

                   Соколова  Ф. Х. 
               
               
               

г. Архангельск

2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Северная  Европа в системе российских  международных отношений в XXI веке…………………………………………………………………………………6

    1.1 Северное сотрудничество и процессы североевропейской интеграции………………………………………………………………….6

    1.2 Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России………………..10

2. Интеграция  российской молодежи в международное  сообщество………..14

    2.1 Основные  характеристики молодежи как  особой социально-демографической группы………………………………………………...14

    2.2 Образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы……………………………...15

3. Страны  Северной Европы в представлениях  современной российской молодежи  ………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….29

Список  использованной литературы…………………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Страны Северной Европы по уровню и глубине развития интеграционных связей заметно превосходят имеющиеся в мире межгосударственные интеграционные группировки, включая Европейский Союз. Им удалось создать уникальную систему многосторонних связей во многих областях экономической, политической, социальной, научно-технической и культурной жизни, обозначаемую общим термином - «северное сотрудничество».

     Они входят в лидирующую группу высокоразвитых стран по многим показателям качества жизни и развития человеческого потенциала, состояния окружающей среды, конкурентоспособности национальных экономик, а также по объемам официальной помощи развитию. Хотя их места в мировом табеле о рангах могут год от года меняться, они неизменно остаются по этим показателям в группе государств – мировых лидеров.

     Фундамент этим достижениям был во многом заложен солидарными выступлениями северных стран по жизненно важным для их экономического и социального развития вопросам. Развитие интеграционных связей между ними позволяло решать каждой из стран региона широкий круг актуальных внутренних проблем, устранять базу для конфликтов между северными странами, помогать успешно отстаивать их интересы на мировой арене, наконец, давать им возможность быть услышанными в мировом многоголосии.1

     В настоящее время большинство стран принимают меры по финансовой поддержке молодежи, но ее редко в действительности рассматривают как ресурс будущего. Общество чаще склонно видеть в молодежи либо жертву (которую надо защищать), либо угрозу (от которой надо защищаться). Эти два конфликтные образа имеют своим следствием все более узкое понимание целей и задач молодежной политики, которая, на самом деле, должна быть нацелена не на то, чтобы продлевать молодость путем навязывания молодым людям разного рода готовых суждений и ограничений, а на то, чтобы сделать молодежь рычагом перемен.2

     Нужна новая концепция молодежной политики. Молодость важна для нас сегодня тем, что она представляет собой сейчас, а не тем, что молодые люди заменят нас, став взрослыми, говоря более прозаически. При всем разнообразии молодежи, ее всегда объединяет потребность составить свое мнение о мире, который теперь строится, и важно хотеть и уметь выслушать ее.

     В силу изложенных обстоятельств избранная  тема «Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи»  является актуальной.

     Объектом  настоящего исследования является современная российская молодежь в возрасте 26 лет.

     Предмет исследования составляют представления  современной российской молодежи о  странах Северной Европы.

     Целью настоящей курсовой работы являются выявление и анализ факторов, обуславливающих выбор молодыми россиянами стран Северной Европы в качестве своего постоянного места жительства.

     В рамках очерченной цели ставились следующие  конкретные задачи:

     1. Выявить особенности северного сотрудничества и процессов североевропейской интеграции;

     2. Изучить основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России;

     3. Охарактеризовать современную российскую молодежь как особую социально-демографическую группу;

     4. Проанализировать образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы;

     5. Описать стереотипы восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.

     Для решения поставленных задач использовались: метод системно-структурного анализа, формально-логический метод, метод анализа документов, специализированное опосредованное интервьюирование, метод графического представления данных, метод статистического анализа информации.

     В процессе подготовки курсовой работы использовались труды ученых;

     - по проблемам исследования стран Северной Европы: Васильев В., Воронков Л., Воронов К., Гришин И., Гуртов В., Мезенцев А. и т. д.;

     - по проблемам исследования социологии молодежи: Боряз В., Иконникова С., Леденева Л., Лисовский В., Луков В., Павловский В. и т. д.

     Эмпирическую  базу дипломного проекта составили  данные, полученные по результатам  формализованного опроса 27 молодых людей в возрасте 24 – 26 лет, обучавшихся в университетах стран Северной Европы не менее года.

     В качестве гипотезы рассматривается  предположение, что миграционная привлекательность стран Северной Европы для российской молодежи Северо-западного региона России обусловлена высокими показателями социально-экономического развития, а также возможностью полноценной самореализации.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 

1. Северная Европа  в системе российских  международных отношений  в XXI веке

1.1 Северное сотрудничество и процессы североевропейской интеграции

      Северная  Европа объединяет скандинавские страны и Финляндию. Понятие «скандинавские страны» можно сравнить с понятием «арабские страны» или «латиноамериканские  страны», потому что к скандинавским  странам относятся не только два  европейских государства - Швеция и Норвегия, занимающие самый обширный полуостров в Европе - Скандинавский, но и Исландия, Дания и самоуправляющаяся область последней - Фарерские острова (Рис. 1). Дания расположена на полуострове Ютландия и соседних с ним островах. Исландия занимает одноименный остров на севере Атлантического океана. Дания расположена недалеко от Скандинавского полуострова и отделена от него узким проливом Эресунн (под которым строится железнодорожный туннель), а берега Исландии и Скандинавского полуострова разделяет почти тысяча километров океанских просторов. Самая северная территория региона - архипелаг Шпицберген - лежит в Северном Ледовитом океане.3

      На  официальном уровне Северное сотрудничество осуществляется посредством двух организаций:

     - Северный Совет;

     - Совет Министров Северных Стран.

     Основанный  в 1952 году, Северный Совет является органом межпарламентского сотрудничества стран Северной Европы. Совет состоит  из 87 избираемых членов парламента, представляющих пять стран (Норвегия, Дания, Швеция, Исландия, Финляндия) и три автономные территории (Фарерские острова, Гренландия и Аландские острова).4

     Члены Северного Совета являются представителями  парламентов стран-участниц, назначенными своими политическими партиями.

     

Рис. 1. Страны Северной Европы

     Таким образом, в Северном Совете не существует процедуры прямых выборов.

     Особенность Северного Совета состоит в том, что члены парламента и представители  правительств встречаются на ежегодных Cессиях Северного Совета для обсуждения политических вопросов.

     Руководящим органом Северного Совета является Президиум, а общие Cессии проводятся раз в год каждую осень. В перерыве между ними организуются внеочередные Сессии по вопросам особой важности.

     Текущая работа в Северном Совете ведется  непрерывно через постоянные комитеты и партийные группы.

     Северному Совету оказывает помощь в его  работе Секретариат, который располагается  в Копенгагене, там же, где и  Секретариат Совета Министров Северных Стран. Более того, в парламентах  стран-участниц Северный Совет имеет  секретариаты, состоящие при делегациях северных стран.

     Северный  Совет и Совет Министров Северных Стран имеют общий отдел кадров, финансовый отдел и отдел обслуживания.

     Совет Министров Северных Стран, созданный  в 1971 году, является форумом межправительственного  сотрудничества Северных стран.

     Премьер-министры Северных стран несут ответственность  за всеобщую координацию вопросов северного  сотрудничества в Совете Министров  Северных Стран. На практике ответственность  за координацию повседневной деятельности северных стран-участников делегируется Министрам по делам сотрудничества и Комитету по Северному Сотрудничеству.

     Совет Министров Северных Стран, несмотря на свое название, представлен несколькими  независимыми Советами министров. Большинство  министров Северных стран, ответственных за отдельные направления деятельности, проводят регулярные встречи в том или ином совете министров.

     Председательство  в Совете Министров Северных Стран  продолжается один год и осуществляется странами поочередно. В 2010 году председательствующей страной является Дания с программой "Северные страны - показывая путь вперед". Решения Совета Министров принимаются единогласно.

     Решения по проблемам подготавливаются различными Комитетами старших должностных  лиц, которые представлены государственными служащими Северных стран. Эти же комитеты осуществляют контроль за выполнением данных решений.

     Встречи премьер-министров Северных стран  проводятся регулярно, например, перед  встречами Европейского Совета. Министры иностранных дел и министры обороны  проводят регулярные встречи за пределами формальных рамок работы Совета Министров Северных стран.

Информация о работе Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи