Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:30, курсовая работа
Объектом настоящего исследования является современная российская молодежь в возрасте 26 лет.
Предмет исследования составляют представления современной российской молодежи о странах Северной Европы.
Целью настоящей курсовой работы являются выявление и анализ факторов, обуславливающих выбор молодыми россиянами стран Северной Европы в качестве своего постоянного места жительства.
В рамках очерченной цели ставились следующие конкретные задачи:
1. Выявить особенности северного сотрудничества и процессов североевропейской интеграции;
2. Изучить основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России;
3. Охарактеризовать современную российскую молодежь как особую социально-демографическую группу;
4. Проанализировать образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы;
5. Описать стереотипы восприятия российской молодежью стран Северной Европы как непосредственных соседей по геополитическому пространству.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Северная Европа в системе российских международных отношений в XXI веке…………………………………………………………………………………6
1.1 Северное сотрудничество и процессы североевропейской интеграции………………………………………………………………….6
1.2 Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России………………..10
2. Интеграция российской молодежи в международное сообщество………..14
2.1 Основные характеристики молодежи как особой социально-демографической группы………………………………………………...14
2.2 Образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы……………………………...15
3. Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи ………………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...33
- Совет Западной Скандинавии;
- Союз Объединений «Север»;
- Молодежный Северный Совет.5
Международное сотрудничество Северного Совета призвано способствовать продвижению взглядов и позиции Северных стран в более широком международном контексте, выступая в качестве инициатора парламентского сотрудничества по общим задачам и вызовам на Европейском Севере и в регионе Балтийского моря, содействуя формированию позиций и инициатив по вопросам Арктического и Баренцева региона. Сотрудничество также направляется на поддержку Северного Измерения6, способствуя налаживанию контактов и связей между ЕС и его восточными соседями.
Северный
Совет сотрудничает с Балтийской Ассамблеей,
с Парламентской конференцией региона
Балтийского моря, обеспечивая функции
секретариата Конференции и председательствуя
в 2008 г. в Постоянном комитете Конференции,
с Постоянным комитетом парламентариев
стран Арктического региона и Федеральным
Собранием России. В последние годы активизируется
сотрудничество и с Европарламентом.
1.2 Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России
Сотрудничество Совета Министров Северных стран и Северо-западного региона Российской Федерации развивается с 1995 года.7 Совет Министров Северных стран поддерживает углубление сотрудничества, делая акцент на демократическом развитии общества, открытых плюралистических отношениях между странами и усилении значения экономического сотрудничества и торговли.
Совет Министров Северных стран придает важное значение этим темам в связи с тем, что:
- Демократическое развитие общества предполагает постоянное внимание к фундаментальным правам человека и принципам правового государства в качестве основы для гражданского диалога и необходимого участия граждан в жизни общества. Эффективные и независимые структуры гражданского общества играют решающую роль для свободного выражения мнений и наделение граждан ответственностью.
- Опыт показывает, что обширные и разносторонние контакты между странами на всех уровнях играют решающую роль в обеспечении взаимопонимания между соседствующими нациями; контакты, которые, в свою очередь, создают основу стабильности и надежные условия для развития, как в региональном масштабе, так и в более широкой международной перспективе.
- Стимулирование условий для экономического сотрудничества и торговли способствует развитию регулируемой рыночной экономики, которая в состоянии сбалансировать преимущества свободного предпринимательства для частных лиц и предприятий с обязательным вниманием к основополагающим условиям экономической жизни. В этом смысле решающее значение имеют законодательные рамки, материальная инфраструктура, обеспечение устойчивого развития, а также принципы распределения социальных благ.
Сотрудничество с Северо-западным регионом Российской Федерации имеет особое значение, так как Россия является самым большим соседом Северных стран и Европейского Союза. Развитие России имеет значение для стабильности и безопасности в регионе; важно, чтобы в результате сотрудничества Россия выступала в качестве активного партнера по сотрудничеству в регионе.
Северные страны и Россия заинтересованы в защите приграничной акватории моря и несут за это ответственность, не только потому, что море является экономически важным транспортным путем, но также и потому, что морская и прибрежная территории, - это наше культурное наследие, зона туризма и морская зона устойчивого рыболовства.
Сотрудничество Совета Министров с Северо-западом России тесно связано с политикой Европейского Союза по сотрудничеству с Россией, особенно с «четырьмя общими пространствами» Европейского Союза и России. Также сотрудничество должно рассматриваться в связи с Балтийской стратегией Европейского Союза, что способствует активному участию России в сотрудничестве в регионе Балтийского моря. Сотрудничество также особенно должно поддерживать политику «Северного Измерения».
Сотрудничество с Северо-западом России должно привести к укреплению Балтийского региона.
Сотрудничество Совета Министров Северных Стран с Северо-западом России должно фокусироваться на тех областях, где присутствует северная «добавленная ценность» по сравнению с двусторонним сотрудничеством или сотрудничеством в рамках Европейского Союза. Инициативы по сотрудничеству в рамках приоритетных областей могут поступать как от северных, так и от российских партнеров.
Сотрудничеством является, с точки зрения базового определения, региональное сотрудничество с теми территориями Северо-западного региона России, которые граничат либо с Северными, либо с Балтийскими странами. Сотрудничество должно дополнять национальные инициативы отдельных Северных стран, и с помощью тесной координации создавать синергию в отношении работы в иных региональных организациях, особенно в Совете Государств Балтийского моря, Арктическом совете и в Баренцевом совете (Баренцевом Евро-Арктическом совете), а также в Баренцевом региональном совете. Это делает возможным воплощение особо ценных инициатив в Архангельской области.
Одной из приоритетных задач будет дальнейшее выстраивание сотрудничества, которое достаточно хорошо развито к настоящему моменту, в тех областях, где дальнейшее развитие сотрудничества лежит в сферах общих интересов, включая усилия по предотвращению торговли людьми.
Все
Северные страны заинтересованы в том,
чтобы вносить вклад в
Работа по дальнейшему развитию сотрудничества между Северными странами и Россией оказывает влияние на несколько областей сотрудничества, которое ведет Совет Министров Северных Стран.
Совет Министров Северных Стран особо заинтересован в развитии некоторых ключевых областей, которые охватывают следующие центральные темы:
2. Интеграция российской молодежи в международное сообщество
2.1 Основные характеристики молодежи как особой социально-демографической группы
Молодёжь - в широком смысле, обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В Европейском Союзе возраст «молодого фермера» - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14 – 20 годами, а верхняя - между 25 – 29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например, молодых ученых (до 33 – 35 лет). Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.8
Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским:
«Молодёжь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»9
Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном:
«Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».
Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:
«Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».10
В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология. В некоторых вузах были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.
2.2 Образовательно-миграционные намерения российской молодежи, обучающейся в странах Северной Европы
Выезд
за рубеж для учебы и
Таблица 1
Число студентов-россиян по странам Северной Европы, человек
Страны | Годы | |||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Дания | 339 | 338 | 432 | 72 |
Исландия | 30 | 17 | 20 | 25 |
Норвегия | 674 | 750 | 772 | 798 |
Финляндия | 1140 | 1127 | 1114 | 1182 |
Швеция | 738 | 778 | 745 | 65 |
Информация о работе Страны Северной Европы в представлениях современной российской молодежи