Может
быть рекомендована следующая
структура выступления в зависимости
от тематики, регламента выступления,
подготовленности слушателей и т.п.: вступление,
стержневая идея выступления; краткая
история рассматриваемой проблемы; тенденции
развития проблемы; накопленный опыт (положительный
и отрицательный) решения проблемы; предложения
по решению проблемы; заключение.
Устная
речь отличается от письменного
текста. Она имеет ряд преимуществ,
выгодно отличающих ее от письменной
работы, которые можно реализовать через
стилистические формы. Стилистические
формы выступления — это речевые и смысловые
формы повышения выразительности выступления:
варьирование тональности, возможность
выделения главных мыслей, акцентирование
внимания слушателей на отдельных элементах
выступления и т.д.
Поведение во время
выступления должно способствовать
достижению его целей, реализации подготовленного
плана выступления (при необходимости
— его оперативной корректировке), использованию
продуманных заранее преимуществ устной
речи. Поведение докладчика должно быть
естественным, соответствующим проблематике
выступления и составу аудитории, не должно
отвлекать слушателей от целостного восприятия
сообщения.
Следует
помнить, что если регламентом
и ситуацией не определены
конкретные условия выступления,
короткая и яркая речь всегда имеет
больший эффект, чем длинное выступление,
которое подготовлено заранее и внимательно
считано с «бумажки».
Ведение
деловой беседы
Деловая
беседа — процесс общения с
использованием вербальной и невербальной
связей, направленный на решение вопросов
производственной деятельности.
В процессе
вербальной связи используется
главным образом вербальный осмысленный
материал (слова, фразы, тексты), а
также отдельные элементы невербального
осмысленного материала (рисунки, фотографии
и т.п.). Невербальная связь — взаимодействие
людей в процессе общения через жестовую,
несловесную информацию.
Любую
ситуацию, связанную с необходимостью
проведения беседы, следует рассматривать
в качестве возможности тренинга по отработке
правил ведения беседы. Эти правила можно
представить схематично в виде основных
действий, которые необходимо предпринимать
в определенной последовательности и
взаимосвязи.
Под моделированием
деловой беседы понимается построение
ожидаемой схемы проведения деловой беседы,
что является одной из главных задач этапа
подготовки к деловой беседе. При моделировании
Деловой беседы должны быть отработаны
такие вопросы, как определение цели беседы,
информационная подготовка и т.д.
Участники
деловых бесед часто допускают
такую ошибку, как пренебрежение
этапом подготовки к беседе, на
котором осуществляется моделирование
будущей беседы. Овладение искусством
проведения беседы связано с
их многократной практической
апробацией.
Этика
телефонного разговора
Телефонные
переговоры можно рассматривать
как специфический случай проведения
деловой беседы. Особенности определяются
тем, что собеседники не видят друг друга
и зачастую телефонный разговор возникает
для одной из сторон неожиданно, нарушая
при этом предшествующий ход событий:
очную беседу одного из абонентов, выполнение
им какой-либо важной или срочной работы
и т.п. Такую возможность следует предусматривать
всегда, когда мы звоним кому-либо. Человек,
ведущий очную беседу с кем-либо, должен
отдавать ей приоритет перед телефонным
разговором. Обязательно нужно помнить
о том, что в большинстве случаев телефонная
связь — это средство для предварительной
договоренности о чем-либо (как правило,
о будущей очной встрече). Об этом не следует
забывать, определяя тему телефонной беседы,
а также заранее планируя время, которое
потребуется для нее. Надо учитывать, что
собеседник может быть в окружении коллег,
посетителей и т.п., что не позволит ему
вести достаточно откровенный разговор.
Правила
критики
Критика
— отрицательное суждение, указание
недостатков в работе и поведении
человека. В процессе профессиональной
деятельности многие сотрудники сталкиваются
с необходимостью, а в ряде случаев и с
желанием высказать критические замечания
в адрес своих сослуживцев, участников
деловой беседы, партнеров по переговорам
и т.д. Роль руководителя связана с задачей
критической оценки деятельности, поступков,
поведения своих подчиненных. Многие специалисты,
даже не находясь формально в ранге руководителя,
должны выполнять ряд организационных,
контрольных функций, связанных с необходимостью
критического разбора выполняемых другими
сотрудниками задач. Кроме того, в процессе
совместной работы, совещания, переговоров
у одной из сторон возникают претензии
к другой стороне, к внешнему окружению.
В этике деловых отношений уделяется большое
внимание правилам критики. Критика должна
быть конструктивной, не должна ущемлять
чувства собственного достоинства критикуемого
человека.
Сталкиваясь
с объективной или субъективной
необходимостью критических замечаний
в чей-то адрес, надо проявлять максимальную
осторожность и корректность. Эти общие
принципы реализуются через более частные
правила, которые должен соблюдать тот,
кто дает критические замечания. Правила
критики выработаны на основе опыта человеческого
общения, и их несоблюдение сводит на нет
усилия, направленные на критический разбор
ситуации. Игнорирование, а чаще незнание
правил критики приводит к тому, что у
критикуемой стороны возникает «защитный
барьер», обида, чувство ущемленного достоинства.
В результате даже полезная, объективная
критика не воспринимается конструктивно.
Во многих
случаях важным является не
только соблюдение правил критики,
но и общая последовательность
их применения в процессе беседы.