Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:25, реферат
В процессе профессиональной деятельности следует учиты¬вать закономерности, определяющие особенности межлично¬стных взаимоотношений.
Закономерности межличностных отношений — объективно су¬ществующие, важные связи явлений, возникающих в межличност¬ном общении и накладывающие значительный отпечаток на его характер.
Каждый
человек имеет природную
Так, авторитарный стиль соответствует ситуации, когда в группе обозначается кризис руководителя, а положение дел выходит из-под контроля. Демократический стиль необходим там, где рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, где наблюдается устоявшийся темп деятельности, порядок и дисциплина. Либеральный же стиль необходим в том случае, если рабочая группа доросла в своем развитии до того, что может эффективно действовать на началах самоуправления.
Многомерные стили управления
Первоначально
сложилась идея «двумерного»
стиля руководства,
Наиболее
простое сочетание этих
Руководитель,
ориентация которого в каждом
из направлений оценивается
Руководитель
получивший позицию 1.9 главное
внимание уделяет людям,
Занявший
позицию поля 9.1 руководитель уделяет
максимум внимания
Поле 5.5 показывает,
что руководитель поровну
Позиция
руководителя, получившего баллы
9.9, создает команду
Пользуясь
«управленческой решеткой»,
В современных
управленческих концепциях
2.
Ситуационный менеджмент
По мнению
Фреда Фидлера, которого
Для измерения
и определения лидерского
|
После подсчета
баллов по всем позициям шкалы
определяется стиль
Возможность
контролировать руководителем
1. Отношения руководителя с подчиненными. Данная переменная отражает уровень поддержки, уважения и доверительности, испытываемых и проявляемых подчиненными по отношению к руководителю. Это, по мнению автора, является одним из важнейших условий обретения контроля над ситуацией.
2. Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ими заданий и может измеряться рядом составляющих, например:
≈ ясность цели, т. е. степень, с которой проблема или задание четко Сформулированы и доведены до исполнителей;
≈ множественность средств по достижению цели, т. е. степень возможности использования различных способов достижения цели;
≈ обоснованность решения, т. е. степень приближенности полученного решения к тому, что ожидалось при постановке задания;
≈ специфичность решения, т. е. степень возможности возникновения альтернативных решений.
3. Должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает уровень формальной власти руководителя, получаемой им на основе занимаемой позиции, т. е. должности.
Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, тогда на подчиненных легко воздействовать. В противоположной ситуации, когда все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше ориентироваться на решение организационно-технических проблем, отодвинув вопросы создания коллектива и налаживания человеческих отношений на второй план.
Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то люди в основном благожелательно выполнят предъявляемые к ним требования. В этих условиях ориентация на организационную сторону может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще ниже. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными. По мнению Фидлера, данная модель дает основания для утверждения, что руководитель, несмотря на все сложности, может научиться тому, как эффективнее использовать власть и влияние в различных условиях.
Модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили в 70-е гг. Т. Митчел и Р. Хаус. Она базируется намотивационной теории ожидания. Исполнители будут стремиться к достижению целей организации тогда, когда будет связь между их усилиями и результатами работы, а также между результатами работы и вознаграждением, т. е. если они получат от этого какую-то личную выгоду. Поэтому основная задача руководителя состоит в следующем:
= объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы;
= устранить помехи на пути осуществления намеченной работы;
= направить
действия подчиненных в нужном
направлении, оказать им
= сформировать
у подчиненных такие
= вознаградить
подчиненных в случае
Модель
Митчела и Хауса включает четыр
Если у
сотрудников большая
Когда
сотрудники стремятся к
Там, где
подчиненные стремятся к
Стиль
руководства, ориентированный
В соответствии с ситуационной теорией П. Херсли и К. Бланшараприменение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта в решении конкретных задач, наконец, от внутреннего желания достичь поставленных целей. Поэтому теория получила название «теории жизненного цикла».
Основываясь
на этом, Херсли и Бланшар
Для сотрудников,
обладающих средним уровнем
Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю следует разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно без навязчивости помочь.
При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести ответственность работать самостоятельно без указаний и помощи руководства, Херсли и Бланшар рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления. В этом случае руководитель может сочетать направление своих усилий как на решение задач, так и на развитие человеческих отношений.
Менеджеры
проявляют большой интерес к
этой модели в связи с ее
относительной простотой и
Одной
из наиболее современных