Специфика молодежной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать специфику молодежной культуры.
Исходя из поставленной цели, в исследовании выделены следующие задачи:
Изучение научно – теоретической, социологической и психологической литературы по теме исследования;
Рассмотреть элементы молодежной культуры;
Выявить особенности молодежной культуры как социального феномена;
Определить особенности молодежной субкультуры и контркультуры как часть культуры общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Молодежная культура как социальный феномен 5
1. 1. Социологический аспект молодежной культуры 5
1.2. Элементы молодежной культуры 8
Глава 2. Деструктивные течения молодежной культуры 13
2.1. Молодежная субкультура 13
2.2. Молодежная контркультура 25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Специфика_молодежной_культуры.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

       Молодежная  субкультура часто оказывает  положительное воздействие на процесс  социализации подростков, юношей и  молодых людей: адаптирует их к обществу; предоставляет возможность выработать собственный первичный статус; способствует освобождению от родительской зависимости и опеки; передает специфические для того или иного социального слоя ценностные представления; помогает молодым людям удовлетворять потребности в гетеросексуальных контактах; функционирует как важнейший социальный подготовительный институт. Другое дело, что, порой, слишком сложно понять и принять молодого человека, который вступает в подобную организацию. Что движет им, к чему стремиться, что получает в итоге – вот самые важные вопросы.

     Таким образом, резюмируя материал, изложенный в этой главе, необходимо сказать, что  одной из форм самопрезентации Я в подростковом возрасте является позиционирование себя как члена какой-либо субкультуры.

     Психология  неформальности  включает  в   себя   много   слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это  именно  стремление при отсутствии умения быть самим  собой. 

     Второе  слагаемое  психологии   неформальности   –   заражение   и поддержание.

     Третье  слагаемое – стадный  инстинкт.

     Все это приводит к тому, что все больше молодых людей избирают для себя данную форму самопрезентации как ведущую. При этом каждый из молодых людей, исходя из особенностей своей личности,  может выбрать для себя любую из молодёжных организаций, которые классифицируются по направлениям их деятельности и мировоззрения на музыкальные, политические, философствующие неформальные организации.

2.2. Молодежная контркультура

 

     Контркультура - форма выражения ограниченными  социальными группами, прослойками  своей культурной специфики и  образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе [1, 103].

     Контркультура - определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения  молодежи.

     Существует  три направления молодежной контркультуры:

     1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).

     2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма,  анархизма, марксизма (критика  массовой культуры)

     3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью  наркотиков; нарушение общественных  приличий.

     Выделяют  следующие причины возникновения контркультуры:

     1. Противоречия внутри капиталистической  системы

     2. Безработица

     3. Несовершенство системы образования

     4. Духовный разрыв между поколениями

     5. Буржуазно-мещанский образ жизни

     6. Утилитаризм, конформизм массовой  культуры

     7. Угнетение индивидуальной свободы

     8. Отсутствие общения с природой

     9. Буржуазное общество - общество организованного  насилия

     10. Угнетение творческих порывов,  жизненной энергии.

     Ценности  молодежной контркультуры:

     - акцент на бессознательной, эмоциональной  сфере;

     - сексуальные влечения;

     - переоценка кожных и слуховых  чувствований с помощью музыки, наркотиков;

     - отрицание дисциплины и науки;

     - утверждение неограниченной свободы  и любовно-дружеских отношений;

     - общение с природой;

     - выступление против насилия, за неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания.

    Рассмотрим  такую разновидность контркультуры, как скинхеды.

    Скинхэды  получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или  бритым головам. Это представители  субкультуры рабочего класса, которая была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века [5]. Существенное влияние на них оказали руд-бойз Вест-Индии и моды Объединенного Королевства. В последние десятилетия культура скинхэдов распространилась по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. По своим политическим воззрениям скинхэды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхэды и аполитичными. Их внешний вид также может отличаться от более милого, взятого у моды шестидесятых годов, до стилей в духе стрит-панка и хардкора.

    Итак, оригинальная субкультура скинхэдов  возникла во второй половине шестидесятых годов в Великобритании и впервые  начала угасать уже в начале семидесятых. Однако оказалось, что до конца себя она не изжила и, перенеся кризис семидесятых годов, постепенно разошлась по другим странам, где адаптировалась к различным культурным традициям и социальным условиям. В пределах широкого названия одной субкультуры сформировалось множество направлений. В России наиболее ярко представлены более агрессивные из них, что может быть вызвано, впрочем, обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства [1, 92].

    Одним из течений скинхэдов являются нацисты  или «Вайт-пауэр» (то есть «белая сила» в переводе с английского). Это расисты, ультранационалисты с легким политическим уклоном. Многие скинхэды-нацисты не имеют никакого отношения к оригинальной субкультуре, возникшей в шестидесятые года из соображений стиля и интересов. Другие скинхэды могут относиться к ним весьма не приветственно. Выдержанный ими стиль носит окраску агитационного, который приводит примеры унижения нации лицами других национальностей, а также призывает бороться за национальные свободы. У таких, скинхэдов существует четко очерченная программа по очищению нации, а также распределению общества, согласно этическим нормам, на слои, где обязательно представлены воины и рабочий класс [1, 75].

    В Соединенных Штатах больше представлено правых скинхэдов. Они настроены  в духе национализма, однако далеки от идей фашизма. Левое же крыло субкультуры представлено антифашистами и антирасистами, занявшими позицию в защиту военизированного рабочего класса. Сюда входят анархисты и редскинс или просто скины. Антирасистов по-другому называют еще SHARP, причем даже если они и не входят в эту организацию.

    Главным внешним признаков скинхэдов  является их прическа. Головы у мужчин могут быть не обриты, но очень коротко  подстрижены. Прически женщин остаются прежними либо же выполнены в духе «Челси», то есть на голове выбриты какие-то отдельные участки, чаще всего затылок. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета, V-образные свитера или кардиганы, в теплое время года – футболки со слоганами или названиями команд направления [6, 106]. На спине могут быть скобки, образующие букву Х или Y, считается, что согласно им можно отличить позера от вайт-пауэр. На ногах – обувь, которая напоминает армейскую, очень ноская, часто с титановыми пластинами.

    В одежде скинхэдов-наци также присутствует свастика или перекрещенные молот, кельтские руны, викинги, символы ку-клукс-клана или другая нордическая символика. У представителей этого направления в большом почете татуировки. В восьмидесятых годах татуировками нередко украшали лбы или затылки.

     Оригинальной  музыкой этого направления считается  ска и рэгги, причем у них даже существует свое направление этой музыки. В конце восьмидесятых в музыкальные  пристрастия был включен рок: от глэм-рока до панк-рока. Представители  вайт-пауэр даже создали отдельную музыкальную культуру «Рок против коммунизма» (Rock Against Communism - RAC). 

 

Заключение

 

     Какой же смысл надо вкладывать в понятие  «молодежная культура»? Это прежде всего возрастная ассимиляция, переработка  общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.

     Вместе  с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.

     В структуре молодежных культур существуют и контркультуры. В рамках данной работы была дана характеристика молодежной субкультуры и контркультуры.

      Потребность молодого человека заявить о себе как о сформировавшейся личности в мире взрослых очень велика, но не всегда легко достижима. Одним из способов приобщения к современной многоликой культуре и обозначение своей особой мировоззренческой позиции стало включение в ту или иную молодежную субкультуру.  С каждым годом в мире появляются все новые неформальные направления и течения в молодежном сообществе (музыкальные, идеологические, компьютерные и т.д.), где юноши и девушки пытаются удовлетворить свои потребности в общении со сверстниками, в самоопределении, в построении и принятии ценностно - мировозренческой позиции. Молодежные течения и субкультурные образования преобразуются, адаптируются в соответствии с особенностями культуры государства, некоторые становятся особенно модными и популярными. Молодежная субкультура –  это культура, создаваемая     молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы и не рассчитанная на ее массовое потребление.

     Молодежную  субкультуру отличают: самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе; наличие  особого мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов; при общей «закрытости» для и от внешнего мира содействует включению молодых людей в общество. Ценностные ориентации молодежных субкультурах разительно отличаются от ценностных ориентаций их сверстников, не вступающих в подобные группы. Для обычной молодежи важны правила и стандарты общества, они не стремятся отличаться от принятых устоев, может, из-за страха оказаться непонятыми или осужденными семьей или социальными институтами, может, в силу того, что соблюдать нормы гораздо проще и удобнее, чем пытаться изменить их или создать свои собственные.

     Для молодежных субкультур важно, чтобы человек, любой, был личностью, чтобы умел отстаивать свои убеждения и точку зрения, свои права, чтобы у него было стремление к свободе и самореализации в творчестве и в жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 
  1. Беликов С. В. Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы – М.: Книжный мир, 2010 – 256с
  2. Волков Ю.Г., Добренков В.И. и др. Социология молодежи - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 – 576с
  3. Воторопин А. С. Политические ориентации студенчества// Социологические исследования. 2000 - № 6, с. 12-15
  4. Козлов В. ЭМО – М.: Амфора, 2009 – 391с
  5. Кузнецов В. Социология молодежи: Учебник для вузов – М.: Гардарики, 2007 – 335с
  6. Левикова С.И. Молодежная субкультура – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004 – 608с
  7. Михайлова Е.В. “Обучение самопрезентации”/ учебное пособие гос.ун-т- высшая школа экономики, 2-е изд. М.: изд. дом ГУ ВШЭ, 2007 – 167с
  8. Молодежная культура и СМИ – М.: Россия, 2006 – 200с
  9. Никитин Е.П., Харнашенкова Н.В. Феномен человеческого самоутверждения - СПб.: Аистеня, 2006 – 224с
  10. ОмельченкоЕ.Л. Молодёжные культуры и субкультуры. — М. : Логос,  2000. — 365 с.
  11. Пилкингтон Х., Омельченко Е., Флинн М. Глядя на Запад. Культурная глобализация и российские молодежные культуры – М., 2004 – 278с
  12. Попов В. А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи//Социологические исследования,  1999 - № 6, с. 23-24
  13. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. - Л.: Мысль, 1990. – 272 с.
  14. Социология культуры. Теоретический курс. М.: Мысль. 1993 – 252с
  15. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб: Изд-во СПбГУ. 1996 – 460с
  16. Суртаев В.Я. Молодежная культура – СПб: Питер, 1999 – 216с
  17. Щенникова Л. С. Духовные ориентиры псковских студентов// Социологические исследования – 1999 - № 8, с. 16-18

Информация о работе Специфика молодежной культуры