Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать специфику молодежной культуры.
Исходя из поставленной цели, в исследовании выделены следующие задачи:
Изучение научно – теоретической, социологической и психологической литературы по теме исследования;
Рассмотреть элементы молодежной культуры;
Выявить особенности молодежной культуры как социального феномена;
Определить особенности молодежной субкультуры и контркультуры как часть культуры общества.
Введение 3
Глава 1. Молодежная культура как социальный феномен 5
1. 1. Социологический аспект молодежной культуры 5
1.2. Элементы молодежной культуры 8
Глава 2. Деструктивные течения молодежной культуры 13
2.1. Молодежная субкультура 13
2.2. Молодежная контркультура 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Тема: Специфика молодежной культуры
Содержание
Термин «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать». Такое определение культуры сохранялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, которые отличались изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике в настоящее время «культура» ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией [4].
Сегодня характеристика термина «культура» гораздо объемнее. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Как социальная группа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием [2].
Сегодня юноша рано взрослеет. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее нестабильное время молодые люди объединяются и присоединяются к различным молодежным субкультурам, которых сегодня наблюдается разнообразие. Кроме того, в настоящее время существуют так называемые контркультуры молодежных объединений, которые несут негативный отпечаток для жизни общества. Поэтому необходимо знать специфику молодежной культуры, чтобы иметь возможность управлять воспитанием подрастающего поколения.
Цель данной работы – проанализировать специфику молодежной культуры.
Исходя из поставленной цели, в исследовании выделены следующие задачи:
В соответствии с целью формируется рабочая гипотеза: молодежная субкультура и контркультура являются неотъемлемой частью молодежной культуры, продиктованной условиями современной действительности.
Гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования молодежную культуру.
В качестве предмета исследования выбраны специфические особенности молодежной культуры.
Методологической основой исследования являются труды социологов по данной проблеме (Беликов С. В., Козлов В., Левикова С.И., Омельченко Е.Л., Сикевич З. В., Суртаев В.Я.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению социальных явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы применялся такой метод исследования, как теоретический анализ и синтез
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы социальными работниками и студентами.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы.
Во-первых, возникает вопрос о том, ограничена ли молодежная культура какими-то временными рамками, или же это понятие вневременное? Иными словами, заданы ли некие неизменные черты молодежной культуры в силу того, что она присуща определенной социально-возрастной группе, или же каждое новое поколение приходит со своей собственной культурой и является зеркалом своей эпохи и своего поколения?
Однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. С одной стороны, молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, с другой - она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, хотя бы в силу генерационных особенностей, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом [5, 48].
Отвечая на эти вопросы важно подчеркнуть особенности молодежной культуры. Состояние молодежной культуры, как считает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами [16, 23-25]:
1. Системный кризис, который наложил отпечаток на социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, привел к смене социальных ориентиров, изменению системы ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
2.
Современная российская
3.
Попытки реализации целостной
программы гуманитарной
В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.
4. Юношеский возраст (15-18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый).
5.
Особенности поколения
Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.
Молодому
человеку в силу его возрастных и
общепсихологических
В юношеской психологии кроется причина того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками - самыми зрелищными из словесных жанров!).
И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания [7, 64]. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов.
Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.
Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения [8, 116].
Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов.
К элементам молодежной культуры относят:
- Досуг
Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности им зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где «больше дадут»… Подлинная жизнь начинается за порогом школы, вуза, завода [2, 324].
Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны, с трудом дифференцируются, причем, как показало исследование Попов В. А., Кондратьева О. Ю., у 42% опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются в заявлениях типа «делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% опрошенных). читают художественную литературу на досуге лишь 7% респондентов. Еще реже молодежь занимается спортом - 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования; лишь 2% занимаются в кружках, секциях.
- Отношение к религии
Среди студенческой молодежи выявлено 4,3% неверующих, 50% верующих, 45,7% - колеблющихся между верой и неверием.
Что касается групп неверующих, то они в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время.
В целом религиозность студентов резко возросла, если учесть такие ее показатели, как посещаемость церковных богослужений для удовлетворения личных потребностей (42,6%), осведомленность о «священной книги» христиан Библии, убежденность в полезности религии в нравственной жизни (65,2%), позитивной роли православия в истории нашей страны (19.5%) и т.п.
Границы между группами верующими и колеблющимися между верой и неверием недостаточно четко выражены. Так, мнение о том, что наука опровергает бытие Бога разделяют 7,6% верующих респондентов и 2,5% колеблющихся между верой и неверием. Среди опрошенных к последователям православия отнесли себя не только 89,3% верующих, но и 73,4% колеблющихся между верой и неверием. В этих двух группах относительно высокий уровень не определивших своего отношения к религии[12, 23-24].
- Политические ориентации
Политические ориентации - это направленность личности на определенные политические идеи и ценности, на те или иные политические силы, в совокупности являющиеся внешними факторами, регулирующими и детерминирующими мотивацию личности и ее поведение в политической сфере [10, 173].
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня - информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.