Специфика молодежной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать специфику молодежной культуры.
Исходя из поставленной цели, в исследовании выделены следующие задачи:
Изучение научно – теоретической, социологической и психологической литературы по теме исследования;
Рассмотреть элементы молодежной культуры;
Выявить особенности молодежной культуры как социального феномена;
Определить особенности молодежной субкультуры и контркультуры как часть культуры общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Молодежная культура как социальный феномен 5
1. 1. Социологический аспект молодежной культуры 5
1.2. Элементы молодежной культуры 8
Глава 2. Деструктивные течения молодежной культуры 13
2.1. Молодежная субкультура 13
2.2. Молодежная контркультура 25
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Специфика_молодежной_культуры.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Отношение к политике, когда реальностью  становится все большее неучастие  в ней, студенты все чаще соотносят  с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную  для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.

     - Ценностные ориентации

     В ряду наиболее значимых ценностей (отмечены половиной и более студентов):

     - дело по душе, интересная работа;

     - высокий заработок, материальное благополучие - этот параметр тоже общезначим;

     - хорошие, верные друзья, хорошие  отношения в семье, удовлетворенность  в интимной жизни, любви. Эти  параметры однопорядковые, эмоционально  окрашенные и личностные. В ответах  девушек они отмечались чаще.

     В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья).

     Наименее  значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

     - Культурная информированность

     На  вопрос «Что Вы сейчас читаете?» - ответили: «Ничего» 54% респондентов из политехнического и 36% - из педагогического институтов. Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу - детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

     Молодежь  относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.

     Что касается интереса молодежи к различным  видам искусств, то телевидение как  вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

     - Культурные потребности

     В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные  изменения [12, 23-24]. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение).

     - Профессиональное самоопределение

     Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В пятерке  приоритетных мотивов - интерес к  профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей. Ясно, что имеется специфика мотивации по направлениям подготовки и отдельным вузам.

     В университете, медицинском, архитектурном, юридическом вузах на первое место среди мотивов поставлены «интерес к профессии» - от 50 до 66% ответов, в политехническом и экономическом на первом месте - «престиж вуза» (40 - 45% ответов), в педагогическом - «наилучшие способности в этой области» (52%), в горном - «стремление избежать армии» - 31% ответов.

     Важное  место в мотивации студентов  отводится надежде в перспективе  найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов (51%), несколько меньше - у экономистов (39%).

     Семейная  традиция в наибольшей степени проявляется у студентов-медиков (39%), у юристов (30%). Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

     В число мотивов выбора вуза включен  и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии[12, 23-24].

Глава 2. Деструктивные  течения молодежной культуры

2.1. Молодежная субкультура

 

     Система  норм  и  ценностей,  отличающих  группу  от  большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется  под  влиянием  таких факторов, как возраст, этническое  происхождение,  религия,  социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством,  они  обнаруживают  лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

     Элементы  субкультуры, обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под молодежной  субкультурой  понимается  культура   определенного молодого  поколения,  обладающего общностью стиля жизни,  поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

     Субкультура (лат. sub — под и cultura— культура;подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[6, 90]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

     В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

     Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

     В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

     Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

     Чаще  всего субкультуры носят замкнутый  характер и стремятся к изоляции от массовой культуры[13, 52]. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют  контркультурой.  В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм  (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

     Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль  одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

     Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды[9, 126].

     У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

     С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

     Возникновение такой, а не иной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры  обусловлено целым рядом  причин,  среди  которых наиболее значимыми представляются следующие.

  1. Молодежь, живет в общем социальном  и  культурном  пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не  отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково  общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
  2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как  со  стороны родителей, так и  педагогов,  всех  представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а с другой  -  к  прагматизму  и  социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

     Психология  неформальности  по  природе  своей  носит  двойственный, активно-реактивный  характер.  С   одной   стороны,   это   во   многом естественный выплеск энергии молодости. С  другой стороны,  мы  сами  же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась  в не  лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы  приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту  в явно  негативных формах.

     Еще  одна  особенность  –  завышение  притязания.  Это   то   самое «потребительство»,  которое  столь  часто  ставится  молодым  в   вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь  с  западной,  а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения[11, 210].

       Существуют  некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

       Музыкальные неформальные молодёжные организации.

       Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.

Тексты металл-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средстсовм эскапизма, отчуждения от «серой реальности», формой молодёжного протеста.

       В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов может быть довольно высок, а увлечение металлом может быть признаком интеллектуальности[14,43]. Среди металлистов популярна фантастическая и мистическая литература (Г. Лавкрафт, Дж. Толкиен, Ф. Херберт, У. Берроуз и др.), мифология (особенно скандинавская).

Информация о работе Специфика молодежной культуры