Современные концепции реформ социального обеспечения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Ситуация с пенсионным обеспечением усугубляется еще и тем обстоятельством, что заработная плата практически не играет сколько-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии. Максимальный размер пенсии устанавливается всем работникам, которые имели заработки, превышающие 55 - 65 процентов средней заработной платы. Это связано с существующим искусственным ограничением размера пенсии тремя минимальными размерами пенсии, а для лиц, работавших в неблагоприятных условиях труда, - тремя с половиной минимальными размерами пенсии.

Содержание

Введение. Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и необходимость ее реформы
Глава 1. Основные цели и принципы пенсионной реформы
Глава 2. Будущее построение пенсионной системы
Глава 3.Условия и нормы пенсионного обеспечения
Базовые пенсии
Трудовые (страховые) пенсии
Глава 4. Экономические, финансовые и организационные основы пенсионного обеспечения
Финансирование пенсионного обеспечения
Организация управления пенсионной системой
2.3 Упорядочение пенсионных льгот в связи с условиями труда
2.4 Персонификация учета страховых взносов
Глава 5. Этапы и сроки реализации положений Концепции
Глава 6. Социально - экономические последствия осуществления реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Общие социальные и экономические последствия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

По имеющимся  данным, применение критериев для  оценки условий труда на конкретных производствах позволит на 30 - 35 процентов  сократить предоставление пенсионных льгот и объективно определить сферу действия льготных пенсий (например, для производств, где в ближайшие 10 - 15 лет, несмотря на научно - технический прогресс, не ожидается коренного улучшения условий труда). При этом в переходный период (до формирования дополнительных профессиональных пенсионных систем) льготы по государственному пенсионному обеспечению должны распространяться на те производства, где вредные условия труда (либо опасность для здоровья человека) сохраняются вне зависимости от научно - технического прогресса.

С учетом имеющихся  наработок подготовка указанных  критериев может быть завершена  уже в 1995 году.

Кроме того, следует  восстановить систему возмещения организациями  пенсионных расходов на досрочные пенсии, имея в виду создание такого экономического механизма, который в конечном итоге позволит перевести предоставление пенсионных льгот по условиям труда в дополнительные профессиональные пенсионные системы.

Этот механизм может быть использован в качестве переходной меры для тех производств, где применение объективных критериев оценки условий труда повлечет за собой необходимость прекращения назначения льготных пенсий работникам, уже имеющим необходимый трудовой стаж для досрочного выхода на пенсию, то есть он позволит решить проблему сохранения приобретенных прав.

В связи с  этим одним из условий для предоставления налоговых льгот дополнительным профессиональным пенсионным системам должно быть решение ими указанной  проблемы сохранения приобретенных  прав на льготы по государственной  пенсионной системе.

 

 

 

 

2.4 Персонификация учета страховых взносов

 

Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых  взносов занятого населения будет  содействовать решению ряда принципиальных проблем.

Во-первых, такой  учет приведет механизмы государственной  пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Во-вторых, без  персонифицированного учета страховых  взносов невозможно развивать государственное  пенсионное страхование в направлении  установления зависимости размера  пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку она создаст заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

В-третьих, персонифицированный  учет создаст возможность для более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценки необходимых расходов на выплату пенсий и расчета страхового тарифа.

Персонифицированный учет страховых взносов позволит удешевить систему административного контроля за правильностью уплаты работодателями страховых взносов на выплату пенсий, дополнив его контролем со стороны работников.

Создание необходимой  базы данных персонифицированного учета страховых взносов, которая могла бы практически использоваться при назначении пенсий, требует определенного времени для накопления соответствующей информации. Полностью реализовать программу возможно, как показывает мировой опыт, в течение 5 - 7 лет.

С учетом имеющихся  наработок уже в 1995 году возможно приступить к отработке пилотного  проекта персонификации учета страховых  взносов на одной или нескольких территориях.

Наряду с этим внедрение элементов персонифицированного учета страховых взносов с использованием его данных при назначении пенсий в ближайшие 2 - 3 года может быть осуществлено и в дополнительных профессиональных пенсионных системах. Персонификация страховых взносов может использоваться в качестве составной части механизма решения проблемы увеличения пенсий работникам ряда отраслей, имеющим достаточно высокие заработки, но не получающим адекватные им пенсии (гражданская авиация, топливно - энергетический комплекс и другие).

Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть пенсии, Пенсионным фондом РФ создана система индивидуального (персонифицированного) учета.

Она выглядит следующим  образом. На каждого работающего  гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.

Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета,  человеку назначается пенсия.

Застрахованными лицами являются граждане России, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом  которого является выполнение работ или оказание услуг. К ним также относятся иностранные граждане, в том числе граждане СНГ, и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Страхователями являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивающие  страховые взносы за себя в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2012 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования" (далее - Закон).

Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в отношении каждого работающего у него застрахованного лица. Одновременно с индивидуальными сведениями представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.  
 
Кроме этого, ежегодно, не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за календарным годом, страхователем представляются в отношении каждого работающего у него застрахованного лица сведения о сумме начисляемых ему выплат и иных вознаграждений, относящихся к данному календарному году, вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и индивидуальными сведениями, относящимися к отчетному периоду, предшествующему окончанию календарного года. 
 
Территориальный орган ПФР разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и бесплатно предоставляет один раз в год застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением). 
 
За непредставление в установленные сроки, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР, взыскание которых производится в судебном порядке.

Помимо учета  индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, система персонифицированного учета выполняет еще одну важную функцию,: позволяющую иметь достоверную статистику по работающему населению. Сюда относится численность работающих застрахованных лиц в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц (по наемным работникам, по работникам, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, а также физическим лицам, уплачивающим страховые взносы за себя в в фиксированном размере), средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий (специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведения  необходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и в целях подготовки стратегических решений для дальнейшего совершенствования пенсионной системы. 
 
Как осуществляется учёт уплаченных работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на индивидуальном лицевом счёте в ПФР  
 
 
По результатам рассылки Пенсионным фондом России «писем счастья» – извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов – в ПФР поступают вопросы о правилах учёта на индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах (ИЛС) сумм страховых взносов, которые работодатель уплачивает за своих сотрудников в ПФР. В связи с чем Пенсионный фонд разъясняет следующее. 
 
Правила распределения страховых взносов и отражения их на индивидуальном лицевом счёте жестко определены федеральными законами от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования». 
 
За каждого официально работающего россиянина его работодатель обязан уплачивать в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, с учётом которых и формируется пенсионный капитал гражданина. 
 
Тариф страховых взносов в 2011 году составлял 26% от фонда оплаты труда каждого сотрудника, в 2012 и 2013 году – 22% (плюс дополнительные 10% с сумм, превышающих облагаемую страховыми взносами базу). 
 
Здесь важно отметить, что эти средства уплачиваются именно с фонда оплаты труда сотрудника, а не вычитаются из его зарплаты. Предельный фонд оплаты труда работника, с которого работодатель уплачивал страховые взносы в 2011 году, составлял 463 тысячи рублей по одному месту работы. То есть, если фонд оплаты труда работника за год превышал эту сумму, взносы все равно уплачивались только с суммы 463 тысячи рублей по одному (каждому) месту работы. Если гражданин работает в нескольких местах, то каждый его работодатель обязан уплачивать страховые взносы, исходя из фонда оплаты труда. 
 
В 2011 году из 26% тарифа страховых взносов 16% отражались на пенсионном счете работника: 10% на  страховой части пенсии, 6% – на накопительной. Оставшиеся 10% в соответствии с нормами законодательства направлялись на финансирование фиксированного базового размера (ФБР) страховой части трудовой пенсии нынешних пенсионеров и на лицевом счете гражданина не отражались. Если работник старше 1967 года рождения, то все 16% тарифа страхового взноса отражались на страховой части трудовой пенсии. 
 
Напомним, ФБР – это «бывшая» базовая часть трудовой пенсии по старости. С 2010 года базовая часть перешла в состав страховой части трудовой пенсии в виде ФБР. Если раньше базовая и страховая части индексировались отдельно и по разным правилам, то с 2010 года ФБР увеличивается в составе страховой части. Такой подход позволил сделать процесс индексации трудовых пенсий более простым и понятным для пенсионеров. 
 
ФБР выплачивается в составе страховой части трудовой пенсии и его размер на сегодняшний день составляет около трети средней трудовой пенсии. Таким образом в конечном итоге все перечисленные работодателем в пользу сотрудника взносы прямо или косвенно участвуют в формировании будущей пенсии. 
 
Пример: годовой фонд оплаты труда сорокалетнего работника в 2011 году составил 500 тысяч рублей. В соответствии с законом его работодатель начислял и уплачивал страховые взносы только с части фонда оплаты труда данного работника – с 463 тысяч рублей в объеме 26%, то есть в ПФР работодатель перечислил 120 тысяч 380 рублей. Пенсионный фонд эти деньги получил и 74 тысячи 80 рублей отразил на индивидуальном лицевом счете данного работника. Так как данный работник моложе 1967 года рождения, то у него формируются пенсионные накопления. Из 74 тысяч 80 рублей 27 тысяч 780 рублей зафиксированы на его счете как пенсионные накопления, которые идут на формирование накопительной части пенсии. 46 тысяч 300 рублей учтены на страховой части его пенсионного счета. Если бы данный работник был старше 1967 года рождения, то все 74 тысяч 80 рублей зафиксировались в страховой части его индивидуального лицевого счета. 
 
С 2012 года тариф страхового взноса в ПФР уменьшился с 26% до 22%. Из них 16% по-прежнему отражались на индивидуальном лицевом счете гражданина, а 6% направлялись на финансирование ФБР. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, в 2012 году вырос до 512 тысяч рублей. С сумм заработка, которые превышали 512 тысяч в год, дополнительно уплачивались страховые взносы в размере 10%, которые также направлялись на финансирование ФБР. Таким образом, при уплате работодателем страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования  за работника с фондом оплаты труда 512 тысяч рублей и выше на индивидуальном лицевом счёте этого работника по результатам 2012 года отражено 112 тысяч 640 рублей (22%), из которых на страховую часть идёт 51 тысяча 200 рублей (10%), на накопительную – 30 тысяч 720 рублей (6%). 
 
Аналогичное распределение сумм страховых взносов, поступающих в ПФР за работников от их работодателей, будет производиться и в 2013 году. При этом базовый тариф страхового взноса на ОПС остался на уровне 22%, но увеличен предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. В 2013 году он составляет 568 тыс. рублей плюс 10% сверх этой суммы. 
 
Стоит отметить, что с 2013 года рассылка извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования прекращается. 
 
С 2013 года, как и на протяжении нескольких последних лет, граждане могут узнать о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Также эту информацию можно получить через кредитные организации, с которыми у ПФР заключены соответствующие соглашения. Полную выписку из индивидуального лицевого всегда можно получить в Пенсионном фонде по месту жительства. 
 
ПФР рекомендует получать подобную выписку как минимум раз в год и хранить её в архиве личных документов. 
 
В то же время, если гражданин по-прежнему хочет получать «письмо счастья» на бумажном носителе, он должен написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд. ПФР подготовит выписку из индивидуального лицевого счета и направит ее в адрес гражданина почтовым отправлением.

 

5. Этапы и сроки реализации положений Концепции

 

Настоящая Концепция  предполагает плавный переход к  новым принципам пенсионного  обеспечения с сохранением пенсионных прав, приобретенных по действующей  пенсионной системе.

На первом этапе (1995 год) предусматривается осуществление неотложных мер, обеспечивающих защиту уровня жизни пенсионеров в условиях инфляции и роста цен на товары и услуги путем расширения базы для уплаты взносов на пенсионное обеспечение и усиления ответственности за их неуплату, а также путем совершенствования порядка исчисления пенсий, "осовременивания" прошлых заработков и индексации пенсий.

Кроме того, на этом этапе планируется проведение исследований и подготовка прогнозно - аналитических материалов, необходимых  для отработки механизмов реализации настоящей Концепции и подготовки нового пенсионного законодательства. Предусматривается также отработка модели организации дополнительного профессионального пенсионного обеспечения.

 

На втором этапе (1996 - 1997 годы) предполагается осуществить подготовку проекта федерального закона о пенсионном обеспечении, в котором будут конкретизированы основные положения настоящей Концепции и определены сроки их введения в действие. Будет также развернута практическая работа по осуществлению персонифицированного учета плательщиков страховых взносов и созданию банка данных приобретенных пенсионных прав. Кроме того, продолжится работа по координации развития государственного и негосударственного пенсионного обеспечения.

Эта работа, затрагивающая  интересы всего общества, будет вестись совместно с представителями всех заинтересованных сторон и обсуждаться в средствах массовой информации.

На третьем  этапе (начиная с 1998 года) планируется  завершение реализации целей и принципов  реформы системы пенсионного обеспечения, а также окончательный переход на современные методы прогнозирования и информационные технологии, позволяющие обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы на долгосрочную перспективу и высокую эффективность ее функционирования в интересах пенсионеров.

Работа, связанная  с проведением пенсионной реформы, конкретизируется в Плане подготовки проектов федеральных законов, нормативных  правовых актов и материалов по реализации Концепции.

6. Социально - экономические последствия осуществления реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Последовательное  осуществление реформы системы  пенсионного обеспечения будет  иметь целый ряд благоприятных  социальных и экономических последствий  как краткосрочного, так и долгосрочного характера. При этом благоприятный характер этих последствий проявится как в отношении самой пенсионной системы, так и в отношении общей социальной и экономической ситуации в стране.

3.1 Общие социальные и экономические последствия

Следствием  пенсионной реформы должно явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране. Снизится социальная напряженность, обусловленная нестабильным и социально несправедливым характером действующей пенсионной системы. Новая система будет понятна всем гражданам, обеспечит им равные условия пенсионного обеспечения и гарантию реализации приобретенных пенсионных прав. Рационализация норм пенсионного обеспечения позволит высвободить часть средств для решения ряда неотложных проблем в этой сфере. Развитие дополнительного добровольного пенсионного обеспечения негосударственного характера будет способствовать накоплению финансовых средств, их инвестированию в производство и структурной перестройке экономики. Пенсионная реформа окажет также положительное воздействие на систему оплаты труда и соответственно на рынок труда, с которого будут высвобождены лица, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие работать только в целях сохранения достигнутого уровня благосостояния. Высвобождение части пожилых работников откроет вакансии для молодых и более энергичных работников. Это, в свою очередь, будет также способствовать структурной перестройке экономики. В Концепцию реформирования пенсионной системы могут вноситься изменения и дополнения по мере разработки и конкретизации ее положений.

 

 

 

Заключение

Пенсионная  система, освобожденная от несвойственных ей функций по стимулированию занятости  на работах с неблагоприятными условиями  труда, стимулированию занятости пенсионеров  и по решению других задач, выходящих  за сферу ее компетенции, будет полностью сосредоточена на проблеме обеспечения достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан. Уже в самом начале пенсионной реформы появится реальная возможность повысить размер пенсий тем гражданам, для которых они являются единственным источником средств к существованию. При этом размеры всех пенсий будут дифференцированы в соответствии с прошлым трудовым вкладом и с учетом изменений в сфере оплаты труда, которые произошли за последние годы. В результате будет снята проблема несоответствия размеров пенсий старых и новых назначений. Осуществление регулярного перерасчета пенсий с учетом роста цен и реального повышения уровня жизни экономически активного населения позволит сохранять относительное равенство размеров всех пенсий независимо от времени их назначения. Благоприятным последствием пенсионной реформы явится также создание банка данных о долгосрочных обязательствах пенсионной системы в отношении пенсионных прав, приобретенных по старой и по новой системе. Это позволит осуществлять регулярные актуарные оценки финансового состояния системы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу и заранее предпринимать необходимые меры, обеспечивающие финансовую стабильность пенсионного обеспечения. Создание дополнительных профессиональных пенсионных систем, системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, а также вывод таких пенсионных систем из общей системы обязательного пенсионного страхования освободят ее от решения задач, связанных с предоставлением пенсионных привилегий отдельным категориям работников за счет других категорий работников, позволят проводить единую пенсионную политику в отношении всех застрахованных лиц и снизят притязания отдельных профессиональных групп населения на особые условия пенсионного обеспечения. Вопрос об установлении лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы, будет решаться в рамках дополнительных профессиональных пенсионных систем и систем добровольного личного пенсионного страхования в зависимости от возможностей организаций или желания граждан участвовать в таких системах.

Информация о работе Современные концепции реформ социального обеспечения в РФ