Современные концепции реформ социального обеспечения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Ситуация с пенсионным обеспечением усугубляется еще и тем обстоятельством, что заработная плата практически не играет сколько-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии. Максимальный размер пенсии устанавливается всем работникам, которые имели заработки, превышающие 55 - 65 процентов средней заработной платы. Это связано с существующим искусственным ограничением размера пенсии тремя минимальными размерами пенсии, а для лиц, работавших в неблагоприятных условиях труда, - тремя с половиной минимальными размерами пенсии.

Содержание

Введение. Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и необходимость ее реформы
Глава 1. Основные цели и принципы пенсионной реформы
Глава 2. Будущее построение пенсионной системы
Глава 3.Условия и нормы пенсионного обеспечения
Базовые пенсии
Трудовые (страховые) пенсии
Глава 4. Экономические, финансовые и организационные основы пенсионного обеспечения
Финансирование пенсионного обеспечения
Организация управления пенсионной системой
2.3 Упорядочение пенсионных льгот в связи с условиями труда
2.4 Персонификация учета страховых взносов
Глава 5. Этапы и сроки реализации положений Концепции
Глава 6. Социально - экономические последствия осуществления реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Общие социальные и экономические последствия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Пенсионные льготы как  стимул для привлечения кадров, повышения  рождаемости и решения других как локальных, так и общегосударственных  задач должны быть заменены другими  более действенными мерами (например, повышенной оплатой труда, налоговыми льготами и т.д.), сообразуясь с конкретными производственными, региональными и иными условиями.

Стажевые требования для  трудовых пенсий должны быть связаны  исключительно с продолжительностью уплаты страховых взносов. Минимальный страховой стаж может быть установлен в перспективе в размере одного полного года работы. Соответственно трудовая пенсия будет по своему размеру пропорциональной этому стажу. При таком подходе отпадает необходимость сохранения института пенсий при неполном трудовом стаже.

Размер трудовой пенсии по старости, как и по действующим  нормам, будет определяться с учетом трудового (страхового) стажа и заработка. Однако сам механизм исчисления пенсии должен быть приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия.

С учетом базовой пенсии эту цену можно установить на уровне 1 процента заработка за каждый год трудового (страхового) стажа. В результате средний совокупный размер вновь назначаемых базовой и трудовой пенсий составит 55 - 60 процентов заработка работника вместо 45 - 47 процентов (фактическое соотношение средней пенсии к средней заработной плате) в настоящее время. Это существенно выше, чем в странах с высокоразвитой экономикой. В будущем этот уровень может быть перекрыт путем создания дополнительных профессиональных пенсионных систем.

Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Определение величины максимального размера пенсии предлагается производить косвенным путем, ограничив заработок, с которого взимаются страховые взносы и на основе которого впоследствии исчисляются пенсии, полуторным размером средней заработной платы по народному хозяйству. При этом на первоначальном этапе реформы до финансовой стабилизации пенсионной системы такой предел заработка для исчисления страховых взносов может не устанавливаться вообще или устанавливаться на более высоком, чем для исчисления пенсий, уровне.

Период учета заработка  для исчисления пенсии. Уже в настоящее  время он может составлять 5 лет  и в ближайшее время вряд ли целесообразно увеличивать его, поскольку это осложнит индексацию пенсий в условиях инфляции. По мере стабилизации экономического положения станет возможным переход к исчислению пенсии из заработка за весь период страхования.

Выплата трудовых пенсий с  учетом или без учета заработков и иных доходов всегда была предметом  дискуссий и неоднозначных решений в нашей стране.

Пенсия в случае продолжения  оплачиваемой работы выплачиваться  не должна, по крайней мере, в полном объеме. Иное решение противоречит принципам социального страхования, базирующегося прежде всего на солидарности поколений, сменяющихся на рынке труда и передающих эстафету содержания людей, состарившихся и лишившихся вследствие этого заработка. Сохранение выплаты пенсии в период работы противоречило бы не только назначению пенсионной системы, но и изменившимся условиям рынка труда.

Что касается материальных стимулов к продолжению работы для лиц, сохранивших трудоспособность, то они должны быть заложены в самих пенсионных нормах, предусматривающих опережающий рост оплаты труда по отношению к размерам пенсий. В то же время работа без получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый год такой работы после достижения пенсионного возраста.

Выплата пенсий работающим пенсионерам, имеющим более высокий  достаток, чем неработающие пенсионеры, поглощает значительную часть средств, которые могли бы быть использованы на повышение пенсий тем, кто не может работать. Вместе с тем, учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, в новой системе можно было бы предусмотреть возможность выплаты пенсий при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера, как это практиковалось в Российской Федерации в течение длительного времени.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца должны базироваться на тех же принципах, что  и пенсии по старости. Предлагается в основном сохранить условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости. Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями должны предоставляться в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей. Индексация пенсий является необходимым атрибутом любой пенсионной системы. Она призвана предупреждать падение реальной стоимости пенсий (особенно в условиях инфляции) и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней. При проведении пенсионной реформы необходимо в законодательном порядке установить гибкий механизм индексации размеров пенсий и заработков, из которых они исчисляются, учитывающий различные уровни инфляции и экономического развития. Индексацию в рамках системы государственных пенсий, состоящей из базовых и трудовых (страховых) пенсий, предусматривается осуществлять путем регулярного их повышения в соответствии с ростом цен. По мере стабилизации финансовой базы пенсионного обеспечения для осуществления индексации трудовых (страховых) пенсий можно будет использовать порядок, при котором для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению заработка, из которого ему начислена пенсия, со средней заработной платой в стране в год его получения. Путем умножения на этот коэффициент средней заработной платы на момент индексации выводится новый заработок для исчисления пенсии.

Наряду с  этим при определенных условиях инфляции должна быть предусмотрена возможность принятия разовых решений об индексации пенсий.

 

 4. Экономические, финансовые и организационные основы пенсионного обеспечения

В настоящей  Концепции излагаются основные принципы формирования пенсионной системы. Конкретные механизмы, порядок и сроки их реализации будут конкретизированы при подготовке проекта нового федерального закона о пенсионном обеспечении. Наряду с федеральным законом потребуется подготовить ряд нормативных правовых актов (в частности, актов, связанных с организацией персонифицированного учета уплаты страховых взносов, и других), обеспечивающих проведение реформы.

Реформа пенсионной системы - это широкая программа, предполагающая решение как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка.

Достижение  поставленных в настоящей Концепции  целей возможно при реализации предусмотренных  в ней мер в комплексе с  улучшением механизма финансирования и организации административных структур.

В этих целях  предусматривается осуществить следующие меры.

 

Во-первых, ввести солидарную материальную ответственность  за уплату страховых взносов работодателя и работника, поэтапно установив  для них одинаковую норму страховых  взносов в процентах к заработку  работника. При этом, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату необходимо увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать вместо работодателя. Сумма страховых взносов не изменится. Однако работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включиться в механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволит избежать или, по крайней мере, сократить количество случаев неуплаты взносов в пенсионный фонд.

 

Во-вторых, ввести персонифицированный учет уплаты страховых взносов и приобретенных пенсионных прав, осуществляемый на основе применения современных средств информатики, и таким образом упорядочить весь процесс осуществления пенсионного обеспечения при переходе на новые принципы назначения пенсий в жесткой зависимости от уплаты страховых взносов. Такой учет не только укрепит дисциплину плательщиков этих взносов, но и позволит существенно упростить и облегчить процедуру назначения пенсий, избавит от необходимости сбора и представления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, многочисленных документов о стаже работы (страхования) и заработке, поскольку эти органы будут располагать всеми требующимися сведениями. В результате сократятся сроки оформления пенсий и отпадет необходимость ведения трудовых книжек, с которыми в условиях перехода к рыночным отношениям связаны многочисленные злоупотребления.

 

В-третьих, в  целях повышения эффективности  управления средствами, предназначенными для выплаты пенсий, и усиления контроля за их использованием целесообразно создать наблюдательный совет, включив в него по должности министров социальной защиты населения, труда, финансов, а также представителей работодателей и застрахованных. Это позволит отслеживать состояние средств пенсионного фонда и снимать вопросы, касающиеся его деятельности. Контроль законодателей за доходами и расходами пенсионного фонда может быть обеспечен посредством ежегодного утверждения Государственной Думой Федерального Собрания бюджета пенсионного фонда и отчета о его исполнении.

Кроме того, в  положении о пенсионном фонде  необходимо предусмотреть создание резервного фонда. Свободные ресурсы  пенсионного фонда должны использоваться не коммерческими структурами, а  в общенациональных интересах путем  их помещения в краткосрочные  государственные ценные бумаги.

Реализация  предлагаемых мер позволит обеспечить стабильность пенсионной системы и  создаст необходимые предпосылки  для решения накопившихся проблем  пенсионного обеспечения населения.

2.1 Финансирование пенсионного  обеспечения

 

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться. Потребность в обеспечении текущих выплат и мероприятий по защите пенсий от инфляции (не говоря уже о новациях в этой области) неизбежно порождает проблему изыскания финансовых ресурсов для дальнейшего развития пенсионной системы.

Этому способствует наметившаяся тенденция к снижению численности занятых в народном хозяйстве и сокращению доли заработной платы в структуре доходов  населения.

 

Анализ различных факторов, обусловливающих необходимую величину пенсионных средств, показывает, что при отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В связи с  этим представляется необходимым прекратить практику нецелевого использования  пенсионных средств, обеспечить возврат  долга и текущие ассигнования из федерального бюджета на покрытие пенсионных расходов, которые должны осуществляться за его счет.

Кроме того, представляется необходимым уже в 1995 году принять  решение о расширении финансовой базы пенсионного обеспечения за счет включения в нее выплат, производимых работникам предприятиями, на которые  в настоящее время страховые взносы не начисляются.

2.2Организация управления  пенсионной системой

 

Сложившаяся система  управления пенсионным обеспечением не отвечает интересам дальнейшего  развития пенсионной системы. Отсутствие организационной структуры, которая  целиком отвечала бы за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, отрицательно сказывается на обслуживании пенсионеров, затягивает принятие решений оперативного характера, затрудняет работу по совершенствованию пенсионного законодательства.

 

Система управления пенсионным обеспечением должна обеспечивать повышение эффективности пенсионной системы на основе специализации  деятельности пенсионной службы и ее кооперации с работой других подразделений  системы социальной защиты населения  на федеральном и региональном уровнях с учетом национальных традиций в организации пенсионного обслуживания.

В связи с  этим представляется целесообразным сохранить  комплексность обслуживания населения  всеми видами социальной защиты, включая  пенсионное обслуживание, и укрепить оправдавшие себя органы социальной защиты населения, занимающиеся пенсионными вопросами.

2.3Упорядочение пенсионных  льгот в связи с условиями  труда

Упорядочение  пенсионных льгот позволит сократить  нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий.

В 1994 году каждому  седьмому пенсионеру пенсия назначалась  при снижении возраста на 5 - 10 лет  по сравнению с общеустановленным  пенсионным возрастом (без учета льготных пенсий, назначаемых лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Доля расходов на эти цели в общих расходах на выплату пенсий по сравнению с 1991 годом возросла на 35 процентов. При этом пенсионное законодательство не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве. По оценкам, до 30 процентов работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях.

В перспективе  льготное пенсионное обеспечение должно быть переведено в сферу дополнительных профессиональных пенсионных систем, предусматривающих компенсации за особые условия труда в той или иной профессии (должности) и устанавливающих ответственность работодателей за создание благоприятной производственной среды.

Поэтапный переход  к такому механизму пенсионного  обеспечения потребует совершенствования  нормирования вредных факторов производственной среды и трудового процесса и  на этой основе установления критериев  для отнесения работ, профессий  и должностей к категориям работников, которым будут предоставляться досрочные пенсии.

Информация о работе Современные концепции реформ социального обеспечения в РФ