Современные демографические процессы на территориии России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Сущность понятия «демография», показать в числах статистических исследований тенденцию демографических процессов в России, проанализировать ситуацию и основные принципы, аспекты и особенности социальной политики в Российской Федерации, тем более, что эта тема затрагивает интересы всех проживающих на территории России.

Содержание

Введение
I.Понятие «Демография»
II.Население Российской Федерации
1. Численность населения Российской Федерации
III.Современные демографические процессы на территории России
1.Продолжительность жизни в Российской Федерации
1.1.Кризис продолжительности жизни
1.2.Причины кризиса:
-стрессы переходного периода;
-уровень жизни;
-масштабы социального неравенства;
-динамика социального неравенства.
1.3.Особенности российской рождаемости и демографическая политика
1.4.Статистика абортов
1.5.Детская смертность
1.6.Самоубийства
1.7.Миграция, регулирование миграций 12
1.8.Внешние миграции
1.9.Интеллектуальная эмиграция из России: факторы, причины и геополитические последствия
IV.Источники демографической ситуации
V. Демографическое прогнозирование
1.История развития демографического прогнозирования
VI.Социальная политика Российской Федерации
1.Государство и общество
2.Роль культуры, ценностей и норм
3.Политика государства в области создания благоприятных условий для повышения уровня рождаемости
VII.Россия в поисках из демографического кризиса
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Демография.Курсовая.docx

— 73.46 Кб (Скачать)

  Однако  чрезмерная миграция из села  приводит к созданию возрастно-половых  диспропорций, к нехватке молодёжи, что затрудняет развитие сельского  хозяйства, освоение новой техники.

 Большой  отток молодёжи ведёт к снижению  рождаемости в сёлах и старению  населения. С другой стороны,  прибытие больших масс молодёжи  из сёл в крупные города  создаёт дополнительную нагрузку  на бытовые службы городов,  осложняет решение жилищной проблемы. Существует и проблема  «приживаемости»  новосёлов, которая несёт за  собой существенные экономические  и социальные потери. Таким образом,  современные тенденции миграции  достаточно многообразны.

 Регулирование миграций

 Миграционные  потоки динамичны. Их направление,  численность, структура могут  существенно измениться всего  за несколько лет. Мероприятия  иммиграционной политики более  выгодны одним группам населения  принимающей страны и менее  выгодны или абсолютно невыгодны  другим. Конфликтогенный  потенциал  миграций усиливается постоянной  угрозой возникновения раздоров  между местным населением и  мигрантами на этнической и  религиозной почве. Структура  миграционных потоков очень 1Ионцев  В.,Ивахнюк И. Россия в мировых  миграционных потоках: особенности  и тенденции последнего десятилетия  (1992 -2001)//Мир в зеркале международной  миграции. (Научная серия «Международная  миграция населения Россия и  современный мир». Вып.10). М.: Макс  – Пресс, 2002. С.61.

сложна, и  «отделить зёрна от плевел»  не так просто. В России политика в области миграции только формируется.

    Поток в Россию большого количества  вынужденных мигрантов после  распада СССР был неожиданным  не только для массового сознания, но и для властей. «Россия  сама не жирует, куда ещё и  беженцев принимать! Мы и не  думали, что к нам кто-то поедет, » - приводит правозащитница    Ганушкина 

 мнение  одного из руководителей миграционной  службы, высказанное

 в  1993г.¹ Когда же меры по приёму  вынужденных беженцев ипереселенцев  были приняты, власти столкнулись  с ещё одной неожиданной проблемой  – многомиллионной нелегальной  трудовой миграцией.

        В настоящее время можно говорить  лишь о первых шагах в формировании  целостной иммиграционной политики. Признана высокая приоритетность  задач, связанных с регулированием  внешних миграций, в системе государственного  управления. Эти задачи упоминались  в двух посланиях Президента  Российской Федерации Федеральному  собранию(2005 и 2006гг.). Принят ряд  законодательных актов, регулирующих  въезд и пребывание в стране  иностранных граждан.²

  Проблемы, связанные с иммиграцией, не  решить, если видеть этот процесс  только в чёрном или розовом  цвете. Научное знание и его  традиционный инструмент – анализ, напротив, могут существенно помочь  в решении этих 

проблем. Поток трудовых мигрантов в Россию неоднороден, он складывается из нескольких составляющих. Значительную его часть  образуют

неквалифицированные и малоквалифицированные рабочие, которые трудятся   ( в большинстве  своём нелегально) на тех рабочих  местах, которые не пользуются спросом  местных жителей. Труд таких рабочих  приносит немалые теневые доходы работодателям: «гастарбайтера» легче  обмануть, ему можно платить зарплату, за которую не согласится работать россиянин, и к тому же не отчислять  государству социальные налоги. Труд нелегалов тормозит рост легальной  зарплаты, что препятствует решению  многих социальных проблем. Работодатель, использующий труд «нелегалов», получает незаслуженные преимущества перед  своим законопослушным конкурентом. Это, в свою очередь способствует закреплению представлений о  нарушении трудового законодательства как «норме жизни» и препятствует переходу к цивилизованным трудовым отношениям.

Импорт  дешёвой и бесправной рабочей  силы и низкие темпы роста производительности труда образуют порочный круг.

       Другая категория трудовых мигрантов  – квалифицированные рабочие.  Их дефицит обычно связывают  лишь с демографическим кризисом. В действительности импорт квалифицированных  рабочих является во многом  результатом новейшей социально  – экономической истории России. 

1Мазырин В.М.. Вьетнамская община в России: отличительные черты и проблемы.//http://iaas.msu./res/lomj03/mazyrin.htiml.//http://www.memo.ru/hr/refugees/dorlad99/chapteri.htm

2Федеральный  закон от 25 июля 2002г.№115 0-ФЗ «О  правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 2002г.  №62 –ФЗ «О гражданстве Российской  Федерации»; Федеральный закон Российской  Федерации от 11 ноября 2003г. №151 –ФЗ  «О внесении изменений и дополнений  в закон «О гражданстве Российской  Федерации».  Указ Президента  Российской Федерации от 22 июля 2006 г.№ 637 «О мерах по оказанию  содействия добровольному переселению  в Россию соотечественников, проживающих  за рубежом».

   Другая категория трудовых мигрантов  – квалифицированные рабочие.  Их дефицит обычно связывают  лишь с демографическим кризисом. В действительности импорт квалифицированных  рабочих является во многом  результатом новейшей социально  – экономической истории России.

   Существует ещё один поток  мигрантов, которых можно отнести  к «трудовым» лишь с большой  степенью условности. Этот поток  направляется главным образом  в теневой сектор сферы услуг  – торговли, ресторанного бизнеса.  Львиная доля доходов этого,  как правило, организованного  по 

этническому признаку анклава российской экономики  переводится за

границу.¹  Говорить о том, что подобный бизнес восполняет дефицит трудовых ресурсов на российском рынке труда, по меньшей  мере наивно.

В силу динамичности миграционных процессов  стратегия  их регулирования

должна  быть достаточно гибкой, обеспечивать возможность постоянного маневрирования в условиях нестабильной миграционной ситуации. Стратегия регулирования  миграций, разрабатываемая в деталях  на многие годы вперёд, рискует устареть, едва успев родиться. В теории стратегического  менеджмента есть и альтернативная идея – не замыкать заранее своё поведение в жёсткие рамки, не рассчитывать на много ходов вперёд, а улучшать ситуацию шаг за шагом, выбирая каждый следующий ход  в соответствии со складывающейся обстановкой¹, но такой подход имеет изъян. Для  разработки стратегии регулирования  миграционных процессов, на мой взгляд. Полезнее комбинирование идей, обеспечивающих необходимое сочетание устойчивых и изменчивых элементов стратегии. Прежде всего нужно определиться, что в стратегии будет устойчивым, а что может меняться в зависимости  от обстоятельств. Для этого необходимо выбрать некоторое число устойчивых элементов стратегии. Ими могут быть некоторые важнейшие ограничения 

(нормы  международного права, конституционные  свободы и так далее), а также  ряд принципов.

           К числу таких принципов целесообразно,  в частности, отнести сбалансированное  развитие. Пытаясь удовлетворить  потребности экономики в неквалифицированной  рабочей силе, нельзя забывать  об экономических, социальных  и политических издержках её  массового импорта; говоря о  потребностях в импорте квалифицированных  рабочих, следует помнить, что  эта потребность во многом  является результатом недофинансирования  системы начального профессионального  образования;  сетуя на дефицит  трудовых ресурсов, нельзя забывать  о существовании хорошо известного  способа трудосбережения – повышение  производительности труда на  основе развития техники и  технологии; выстраивая единую миграционную  политику, нужно помнить о том,  насколько различной является  миграционная ситуация в регионах  и так далее. Другой хорошо  известный принцип - селективность.  Он предполагает различные режимы  въезда и пребывания в стране  для различных категорий иностранных  граждан, определяемые в зависимости  от страны 
 
 
 

1Ганнушкина  С. Вынужденная  миграция в  Россию.Общая ситуация в области  права и социальной защиты

пребывания, характера нынешних и прежних  связей мигранта с Россией, его профессии, возраста и так далее. Но нельзя забывать, что любая намеченная система  мер должна быть реально выполнимой. На бумаге селективная иммиграционная политика может, например, выглядеть  блестяще, однако реальные критерии селекции будут в корне отличаться от декларируемых  из – за проницаемости 

границ, коррупции, конфликтов между мигрантами и местным населением и властями.

     В то же время в рамках  определённых на срок действия  стратегии ограничений и принципов  должна быть обеспечена необходимая  гибкость. Это, в частности, касается выбора между ротационной и натурализационной моделями политики в области внешней миграции.¹ Для России, на мой взгляд,

подходит  смешанная модель, сочетающая  ротационный  принцип для одних 

категорий внешних мигрантов и натурализационный  – для других. При этом квоты  на приём трудовых мигрантов, их распределение  по регионам, критерии селекции могут  быстро видоизменяться и определяться экономической и политической ситуацией  в стране и в мире.

       Далее, необходимо создать инфраструктуру, обеспечивающую необходимую гибкость  стратегии. Её важным элементом  должна стать система информационно  – аналитической поддержки принятия  решений, способная подавать своевременные  и достоверные сигналы об изменениях  миграционных процессов, требующих  соответствующих изменений в  миграционной политике. Например, при  увеличении предложения труда  мигрантов, обладающих необходимыми  рынку труда профессиями и  квалификациями, селективный режим  может ужесточиться, а при уменьшении  – смягчиться. Мониторинги миграционной  ситуации и рынка труда должны  быть координированы, поскольку  мероприятия по регулированию  миграции должны видоизменяться  в зависимости от ситуации  на рынке труда.

 Одной  из функций информационно –  аналитической инфраструктуры является  прогнозирование. Методы прогнозирования,  основанные на экстраполяции  и хорошо зарекомендовавшие себя  применительно к рождаемости  и смертности, при прогнозировании  миграции далеко не столь надёжны.

      На мой взгляд, процедура разработки  и принятия решений по вопросам  миграций должна быть организована  таким образом, чтобы успевать  быстро и адекватно реагировать  на неожиданные изменения в  характере миграционных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпель Дж. Школа  стратегий Спб.: Питер,

1.8.Внешние  миграции 

  Внешние  миграции населения России  получили  развитие во второй половине  XIX в. После отмены крепостного права до 1915 г. из России эмигрировало 5 млн человек – в основном в США, частично в Канаду.

     В  годы Великой Отечественной войны  из СССР эмигрировали латыши, литовцы, эстонцы и немцы. Стали  эмигрантами 450 тыс. бывших советских  граждан, которые не пожелали  вернуться в СССР после окончания  Великой Отечественной войны.  Эмигрировало значительное количество  евреев, немцев и представителей  других народов. С 1989 г. была  разрешена эмиграция немцев, евреев, греков, а в 1993г. был принят  закон о свободе въезда –  выезда  для всех граждан России. С 1990г.эмиграция стабильна и  составляет около 100 тыс. человек  в год.

     Выезжают из России в основном  в страны СНГ и Балтики (60%). Преимущественно также на Украину  и в Казахстан. Из   России  граждане выезжают особенно часто  в Германию, Израиль, США, а  также в Великобританию, Грецию, на Кипр и так далее. (Более  чем в 70 стран) 

1.9.Интеллектуальная  эмиграция из России: факторы, причины  и геополитические  последствия 

  В последние годы процесс интеллектуальной эмиграции, или, как его еще называют “утечки умов” приобрел в России такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызвал многие негативные социальные и экономические последствия для российского общества в целом.

     В России важнейшим условием  обвального потока “утечки умов”  стало резкое увеличение открытости  вначале советского, а затем российского  государства, создание законодательной  базы для прозрачности  границ. Существенный “вклад” внесли и распад СССР, образование на его территории самостоятельных государств, границы между которыми зачастую обозначены только на географических картах.

Информация о работе Современные демографические процессы на территориии России