Современное взаимоотношение работников и руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Задача данной работы – научиться выбирать эффективные методы и стили управления, направленные не только на улучшение экономических показателей деятельности организации, но и на удовлетворение потребностей сотрудников.
Объектом данного исследования будет выступать руководитель, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Предметом – методы, стили управления и их применение на конкретном предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………….6
Определение понятия «руководство»………………………………….....6
Стили руководства…………………………………………………………8
Методы управления………………………………………………………12
Экономические методы управления ……………………………..12
Административные методы управления.………………………...13
Социально-психологические методы…………………………….14
Характеристики руководителя…………………………………………...15
Основные характеристики руководителя…………………….......15
Личностные качества руководителя……………………………...16
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………20
Современное взаимоотношение работников и руководителя…..20
Экспертная оценка характеристик личности руководителя…….21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Руководитель в системе управления..docx

— 487.76 Кб (Скачать)

      Таким образом, рассмотренные качества и характеристики, являясь важными для обеспечения эффективности управленческой деятельности, в то же время не исчерпывают собой всего перечня качеств и способностей, необходимых для нее. В теории управления существует множество такого рода перечней, более или менее подробно описывающих состав характеристик руководителя. Теснота связи и степень взаимопроникновения управленческих способностей друг в друга выражена настолько, что к их структуре с полным правом можно применить выражение «все состоит из всего» - каждая отдельная способность, фактически, является эффектом объединения многих иных способностей и качеств личности. 

 

      Глава 2. Практическая часть

    1. Современное взаимоотношение работников и руководителя
 

      Взаимоотношения с начальством – вопрос непростой. Считается, что в подавляющем  большинстве сотрудники недовольны своим руководством. Так ли это  на самом деле? Что думают подчиненные  о своих боссах, как они представляют себе их работу, насколько им комфортно  работать друг с другом?

      Рекрутинговая компания Adecco Group Russia  провела исследование о взаимоотношениях с руководителем. Непременным условием участия в опросе было наличие у респондента руководителя.

      В опросе участвовали 73% женщин, 27% – мужчин. Возрастной портрет аудитории: до 25 лет  - 21%, 25-35 лет - 54%, 35-45 лет -  21%, старше 45 лет - 4%.

      Анализируя  полученные данные можно проинтерпретировать  их следующим образом:

      - не смотря на то, что у большинства опрошенных респондентов руководители  старше, и для них разница в возрасте не имеет значения (Приложение 2. График 1);

      - 41% опрошенных считаю себя умнее  своего руководителя. Соответственно, 59% респондентов так не считают;

      - не секрет, что доверие и уважение  являются залогом здорового климата  рабочего коллектива. Таким образом, 54% респондентов ответили, что в их организации/предприятии присутствует доверие и уважение с обеих сторон – со стороны работника и со стороны руководителя (Приложение 2. График 2);

      - у каждого сотрудника есть  своё понимание работы начальника, потому 96% респондентов ответили, что  у руководителя больше ответственности, 76% ответили, что у руководителя  сложнее задачи; а в меньшей степени отметили то, что руководитель больше сфокусирован на работе – 9%, и что руководитель ближе к коллективу – 1%. Такой же опрос, проведенный американскими коллегами Adecco, показал, что напротив, 78% опрошенных американцев считают, что их босс ближе к коллективу, 77% – что больше сфокусирован на работе и 66% – что чаще задерживается на работе (Приложение 2. График 3);

      - тип руководителя может зависеть  от его психологических особенностей, от характера должностных обязанностей, а также от культыры, принятой в организации/предприятии. Потому 44% респондентов отметили, что руководитель для них является как партнёр, 26% отметили – контролёр, 17% - лидер, 16% - наставник (Приложение 2. График 4).5

      Данное  исследование достаточно хорошо отражает взаимоотношения работников со своим руководителем. 

    1. Экспертная оценка характеристик личности руководителя

     Так как в предыдущей главе я рассматривал основные характеристики и личные качества руководителя. Исходя из этого, следует привести результаты современных исследований для наглядного представления влияние личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений.

     Для примера возьмём исследование компанией  ВЦИОМ на тему: «Анализ влияния личностных качеств руководителя в процессе разработки управленческих решений». Данное исследование проводилось в июне 2008года. В исследовании были задействовано несколько методик. На одной из них остановимся для полного описания.

     Методика  экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя. Методика разработана Карелиным А.А. и направлена на оценку психологических характеристик личности руководителя.

     В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характеристик  личности руководителя, которые диагностируются  по проявлению в деятельности семи признаков каждой характеристики:

  1. Определенность - раскрывает структуру интересов кризисным аспектам своей деятельности.
  2. Осознанность - осознание целей организаторской деятельности.
  3. Целеустремленность - приоритет мотивов организаторской деятельности.
  4. Избирательность - способность глубоко и полно отразить психологические особенности коллектива.
  5. Тактичность - способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.
  6. Действенность - способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.
  7. Требовательность - способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.
  8. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.
  9. Ответственность - способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива6.

     Экспертам разъясняется, что указанные в  бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно  к конкретному руководителю в  пятибалльной шкале: низшая оценка - 1, высшая - 5. Эксперты выступают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.

     Если  при обработке результатов выявится, что максимальная и минимальная  экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов из общего подсчета исключить. Большая вариативность  в оценках экспертов может  свидетельствовать о неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов. 

     Анализ  проведенного исследования показывает, что данный руководитель имеет следующий  уровень качеств личности:

     - высокий уровень - 89%

     - средний уровень - 11%

     - низкий - 0%

     Таким образом, соответствие личностных характеристик  содержанию деятельности является непременным  условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким  уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). Анализ данных показал, что организаторские  способности и организаторская  направленность личности данного руководителя на высоком уровне.

      На  эффективность и успешность управленческой деятельности влияют личностные качества руководителя, его пригодность к  руководящей работе и психологическая  готовность к управлению. Личностные характеристики руководителя непосредственно  связаны с его психикой, субъективными  качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями.

      Без умения подобрать, подготовить, организовать, заинтересовать и оценить людей, ни одно принятое управленческое решение не достигнет своей цели.

      Настоящий руководитель - всегда личность. Он проводит в жизнь собственную политику, независим в суждениях и постоянно  находится в творческом поиске. Он не довольствуется достигнутым положением дел в организации. Реально мыслящий руководитель оставляет за собой  решение лишь тех вопросов, которые  соответствуют его квалификации, опыту и авторитету. При этом он мобилен, контролирует ситуацию и всегда готов к переменам.

     Руководителем становится тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех  или иных ситуаций, проблем, задач, разработке и принятия управленческих решений7.

      В соответствии со свойствами последователей руководителем выстраиваются способы  воздействия на них. Создаваемые  для этого структуры призваны обеспечить инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение  ее внешних связей и престижа; регуляцию  межличностных отношений в группе и обеспечение личностной поддержки  членов группы8.

      Опытный руководитель всегда понимает, что  при решении различных задач  он не может полагаться только на себя, на свой опыт и знания, и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и активных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени  талантливости руководителя. 

      Заключение. 

      Социально-психологические характеристики включают общие деловые характеристики (компетентность, деловитость, работоспособность и организованность), специфические управленческие характеристики (ответственность, готовность к рискам, системное мышление, лояльность и конформизм), а также дополнительные характеристики, состав которых может зависеть от позиции руководителя в иерархии и от ее особенностей.

      Значимость  практически всех психологических  качеств руководителя возрастает по мере роста объема его прав и ответственности. Личную ответственность, лояльность и  конформизм можно считать наиболее значимыми универсальными качествами руководителя, поскольку дефицит  именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб и иерархии и самому руководителю.

      Самоидентификация представляет собой как непрерывный  процесс, сопровождающий управленческую деятельность, начиная от выбора личностью  карьеры руководителя до ее завершения.

      Значение  самоидентификации возрастает по мере роста позиции руководителя, расширения его прав и ответственности. Способность  к устойчивой глубокой самоидентификации, в сочетании с соответствующими природными задатками и благоприятным  стечением внешних условий приводит личность к самым верхним позициям самых крупных управленческих иерархий.

      Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения  руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние  и побудить их к достижению целей организации.

      Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи - все  отражает стиль руководства.

      Опытный руководитель всегда понимает, что  при решении различных задач  он не может полагаться только на себя, на свой опыт и знания, и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и активных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени  талантливости руководителя.

      Таким образом, на эффективность и успешность управленческой деятельности влияют личностные качества руководителя, его пригодность к руководящей работе и психологическая готовность к управлению. Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями.

      И в заключении хочется добавить, что талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.

 

      Список  используемой литературы:

    1. Социологический энциклопедический словарь
    2. Российская социологическая энциклопедия. - М.: Норма, 1998
    3. Социологический энциклопедический словарь/ Под ред. Ю. С. Осипова – М.; 2000.
    4. Граждан В.Д., Социология управления. - М.: Кнорус 2009.
    5. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.
    6. Климентьев Д.С., Социология управления. - М.: МГУ 2001
    7. Кравченко А.И. Трудовые организации: Структура, функции, поведение: Научное издание. - М.: Наука, 2001.
    8. Оганесян И.А. Управление персоналом организации: - М.: Амалфея, 2000.
    9. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред.Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2 -е изд., перераб. и доп. - М.; ЮНИТИ, 2005.
    10. Файоль А. Управление - это наука и искусство. Сборник - М.: Республика, 2000.
    11. Сайт http://hrpuls.ru/2011/08/41-uchastnikov-issledovaniya-adecco-schitayut-sebya-umnee-rukovoditelya/
    12. Сайт http://infomanagement.ru/referat/152/4
    13. http://www.i-u.ru/biblio/archive/karpov_psiho/13.aspx
    14. Сайт ВЦИОМ  http://wciom.ru/

Информация о работе Современное взаимоотношение работников и руководителя