Современное взаимоотношение работников и руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Задача данной работы – научиться выбирать эффективные методы и стили управления, направленные не только на улучшение экономических показателей деятельности организации, но и на удовлетворение потребностей сотрудников.
Объектом данного исследования будет выступать руководитель, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Предметом – методы, стили управления и их применение на конкретном предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………….6
Определение понятия «руководство»………………………………….....6
Стили руководства…………………………………………………………8
Методы управления………………………………………………………12
Экономические методы управления ……………………………..12
Административные методы управления.………………………...13
Социально-психологические методы…………………………….14
Характеристики руководителя…………………………………………...15
Основные характеристики руководителя…………………….......15
Личностные качества руководителя……………………………...16
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………20
Современное взаимоотношение работников и руководителя…..20
Экспертная оценка характеристик личности руководителя…….21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Руководитель в системе управления..docx

— 487.76 Кб (Скачать)
align="justify">     Для организационного нормирования используются:

■ номенклатурно-квалификационные нормативы (стандарты, тарифно-квалификационные справочники и т.п.);

■ технические и чертежные стандарты и нормали (планировки торговых залов и складов, чертежи торгового оборудования и др.);

■ организационно-структурные нормативы (организационные структуры, типовые схемы управления и т.п.);

■ оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание торгово-технологического процесса;

■ административно - организационные нормативы (правила  внутреннего распорядка, правила  найма и т.п.)2

     Организационное стимулирование включает в себя перемещение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т.д.

     Инструктирование предполагает написание и использование методических указаний и инструкций, а также проведение организационного инструктажа инструктирования специалистов и служащих в системе управления для оказания им помощи в устранении трудностей, возникающих в процессе реализации управленческих решений.

     Методы  распорядительного  воздействия — это своевременная выдача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям торговой фирмы; Основными методами Такого воздействия являются приказы, распоряжения, указания, разъяснения.

     Социально-психологические  методы управления. Эти методы включают в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими пауками, изучающими человека и межличностные отношения.

     Социально-психологические  методы управления используются для  решения задач кадрового менеджмента; оптимального подбора и расстановки  кадров, наиболее рационального формирования персонала, регулирования межличностных  отношений в коллективе, повышения  эффективности стимулирования деятельности работников и воспитательной работы в коллективе, укрепления дисциплины, рационализации трудовых процессов.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг  друга и находятся в  постоянном динамическом равновесии.   

      
 
 

     4.1. Основные характеристики руководителя. 

     Первый  фактор, который бы хотелось отметить – это возрастной фактор. В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако, возрастной фактор, несомненно, очень важен для ее выполнения. Во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнем руководителей, так как обычно наиболее крупные руководящие посты занимают люди очень зрелого или даже преклонного возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а, следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту происходит карьерное продвижение. В четвертых, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые – наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства – в основном, в сторону их ужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденцию динамики эффективности управленческой деятельности в зависимости от возраста, то она будет позитивной.

     Следующим фактором, характеризующим руководителя, хотелось бы отметить – фактор пола. Он также оказывает определенное влияние как на качество, так и – особенно – на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Следует подчеркнуть, что современная психология управления – это, в основном, «психология мужчин-руководителей», хотя и женщина-руководитель привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. Основной вывод, сделанный из сравнительного исследования женщин-руководителей и мужчин-руководителей, состоит в следующем: в целом для руководителей мужчин характерно лучшее решение одних задач управления, а для женщин – других. Однако в общем случае мужчины-руководители все же имеют преимущества. Более того, некоторые важные для управления личностные качества являются факторами, «сцепленными с полом». Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами.  

     Так же следует указать фактор культурно-образовательного уровня. В отличие от первых двух он характеризуется прямой позитивной связью с эффективностью управленческой деятельности. Более того, данный фактор часто является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост.

     И последним, но ни менее значимым, является фактор социально-экономического статуса. Он не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но на практике, как показывают исследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности – на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по «управленческой вертикали». Как отметил в этой связи Ф. Фидлер, «...один из наиболее надежных способов стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией»3. 

     4.2. Личностные качества руководителя. 

     Вторую  группу характеристик эффективного руководителя составляют достаточно значимые личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функции способностей. Наиболее известной, содержащей характеристики этих качеств, является работа «Р. Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3500 исследований. В результате сравнительно-частотного анализа им выделены следующие главные качества руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность»4.

     Доминантность – черта личности, состоящая в способности и потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности – механизма властных отношений в ней. Доказано, что при наличии достаточно жестких доминантных отношений руководителя и подчиненных последние реализуют свой «рабочий потенциал» на 60 – 65%.  Доминантность является предпосылкой авторитарного стиля руководства. Опытные руководители с выраженной доминантностью стремятся, однако, сочетать авторитарные методы с демократическими, что способствует еще большему вовлечению «рабочего потенциала» подчиненных; в этом случае не возникает «реактивного усиления» «власти подчиненных» на «власть руководителя», о чем было сказано выше.

     Уверенность руководителя в себе как следующее важное личностное качество оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, она является стабилизатором личных усилий – индивидуальной деятельности руководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающим воздействиям. Наоборот, ее недостаток ведет к поведению, характерному для так называемых руководителей-флюгеров, чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния. Их реакции, однако, столь «гибки», что теряется самостоятельная линия поведения. В конечном итоге, это проистекает из-за аморфности собственной профессиональной позиции, неуверенности в ее правомерности и, главное, в своих возможностях по ее реализации.

     Во-вторых, подчиненные, как правило, очень  хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмов идентификации, переноса, эмпатии они воспроизводят поведенческие  установки руководителя в своей деятельности. Если они негативны, то это сразу же многократно откликается в деятельности многих людей, выступая своеобразным резонатором напряженности, неуверенности.

     Три следующие черты эффективного руководителя – это эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность. В отношении эмоциональной стабильности необходимо отметить, что она важна для обеспечения надежной индивидуальной деятельности руководителя.  В психологии описан механизм возникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся у одного из членов группы, в особенности – у ее лидера, индуцируется на других членов группы – как осознанно, так и неосознанно. Следовательно, и негативные состояния, возникающие у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью, могут многократно отражаться в состояниях подчиненных. Они при этом также многократно усиливаются. Тем самым возникают предпосылки для снижения эффективности всей совместной деятельности группы.

     Стремления  к достижениям  и предприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственных отношениях. Будучи причиной и фактором предприимчивости, стремление к достижениям базируются на одной из фундаментальных потребностей – мотивации достижения. Данная потребность всесторонне описана в концепции мотивации достижения Д. МакКлелланда, который выявил, в частности, ряд характерных особенностей, присущих людям с высоким уровнем ее развития.

     Во-первых, несклонность подвергать себя чрезмерному  риску, умение ставить перед собой  достаточно взвешенные, умеренные цели; эти люди стремятся к тому, чтобы  риск был контролируем и прогнозируем. Вместе с тем они отнюдь не избегают риска как такового, отчетливо понимая, что риск – неотъемлемое условие достижений и полностью безрисковое поведение не приводит к ощутимым достижениям, которые для них стоят на первом плане. Во-вторых, они предпочитают такие ситуации, в которых ответственность за их преодоление лежит лично на них, а успех при этом зависит, в основном, от личных усилий и способностей. Иными словами, они предпочитают те ситуации, в которых они находятся в позиции «хозяина» своего поведения. Такое поведение удовлетворяет еще одну присущую им потребность – это потребность в самодетерминации. В-третьих, эти люди не только не избегают обратной связи, информирующей их о результатах своего поведения, а наоборот – позитивно относятся к ней и стремятся получить как можно более полную и объективную информацию о результатах своего поведения. Эта информация рассматривается ими как средство, на основе которого можно и нужно корректировать свое поведение с целью придания ему большей эффективности и достижения более высоких результатов.

     Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность, в значительной мере, тождественна умению «держать слово», добиваться таких результат в деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свой знак – как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей.

     Наряду  с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность  может восприниматься и как субъективно  предпочитаемое явление, и тогда  говорят о своеобразной потребности  в ответственности. Она, в свою очередь, тесно связана с мотивацией достижения и высоким развитием потребности  в самодетерминации своего поведения. Позиция руководителя в системе управления требует высокой степени развития этих потребностей, что и делает указанные личностные качества профессионально-значимыми.

     Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное «давление сверху» - со стороны вышестоящих инстанций. Если он не обладает достаточно устойчивыми внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды, такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именно независимые, так называемые «неудобные» руководители могут вначале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями, но в конечном итоге они добиваются значительно больших результатов.

     Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества – социабельности. Это – способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов как таковых и кончая искусством строить межличностные и профессиональные отношения, эффективно влиять на других. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций.

Информация о работе Современное взаимоотношение работников и руководителя