Современное состояние Российского рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть его специфику и особенности, а так же механизм функционирования и теоретические подходы к его анализу.
Согласно цели работы, сформированы следующие задачи:
- Охарактеризовать основные понятия рынка труда, рассмотреть типологии и структуры ;
- Осветить проблемы функционирования и пути развития рынка труда в экономике современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
1. Сущность, структура, функционирование и инфраструктура рынка труда в России…………………………………………………………………………….. 4
1.1 Сущность рынка ………………………………………………………...……4
1.2 Структура рынка…………………………………………………………….. 6
1.3 Особенности функционирования рынка труда……………………….….. 8
2. Государственное регулирование трудовых отношений. Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации ………………………..……14
3. Современное состояние Российского рынка труда ………………….……21
3.1 Положение рынка труда в РФ после мирового финансового кризиса...…21
3.2 Прогноз ситуации на рынке труда………………………………………… 25
Заключение………………………………………………………………..……. 28
Список используемой литературы …………

Работа содержит 1 файл

социол.труда.docx

— 53.71 Кб (Скачать)

В рамках борьбы с повышением уровня безработицы  Правительство России разработало  специальные антикризисные меры. В Государственную Думу РФ уже был внесен законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице. В кризисном 2009 году в соответствии с нормами законопроекта пособие по безработице будут получать граждане, уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Само повышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получить лишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди, оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75 % от заработка, однако не превышающее 4900 рублей. Официальная цена государственной поддержки рынка труда составит ориентировочно 10-50 млрд. руб.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке  труда.

Субъектами  Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее  профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых  на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных  рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую  инициативу 55,8 тыс. человек, оказать  адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Дополнительные  бюджетные средства выделяются в  виде субсидий из федерального бюджета  на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета. Остальные  средства будут перечисляться в  регионы незамедлительно в зависимости  от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан  и осуществление активных программ содействия занятости безработных  граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена  информированность работников и  работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области  занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих  линий". Для содействия занятости  безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся  под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения  приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные  и вновь создаваемые рабочие  места на 2009 год в 2 раза уменьшены  квоты на привлечение иностранных  работников субъектам Российской Федерации  по сравнению с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно  с банками с государственным  участием и АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе  в этих целях уставный капитал  АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется  работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

В связи  с кризисными процессами в экономике  в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся  на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие  воспользоваться образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением  роли государственной поддержки. Будет  также рассмотрена возможность  фиксации платы за получение образования  в рублях на весь период обучения для  студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Но есть и позитив: рынок труда серьезно оздоровился, прекратился безумный и неоправданный рост зарплат, компании начали избавляться от «компромиссных»  наймов, сделанных в прошлом году, увольнять сотрудников, взятых по принципу «хоть кто-то», и нанимать тех, кто  умеет трудиться и отрабатывать вложенные работодателем деньги. Появилась конкуренция среди  кандидатов (иногда очень серьезная). Люди начали понимать, что деньги платят за реальный результат, а не просто за «красивые глаза». Компании начали гораздо серьезней относиться к  своим расходам и сравнивать, что  выгоднее, «наращивать» непрофильные бизнесы у себя или отдавать их на аутсорс. В этом смысле рынок начинает постепенно цивилизовываться, работодатели осознают, что надо концентрироваться на основном бизнесе и бросать все имеющиеся ресурсы на него, а все остальное можно «отдать» профессионалам в соответствующих секторах. И это очень хорошо, потому что способствует повышению эффективности бизнеса, а так давно уже живет весь цивилизованный мир 

3.2 Прогноз  ситуации на рынке труда

Рынок труда находится в постоянной динамике, развитие которой определяется рядом факторов, в том числе  социально-экономическим положением, внесением изменений в законодательство РФ, структурными изменениями. С октября 2008 года в связи с ухудшением экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности в результате влияния мирового экономического кризиса, в сфере занятости и на рынке труда начались негативные процессы, главными из которых является рост безработицы. Но, несмотря на это, в скором будущем ожидается обратный процесс, а именно - дефицит трудовых ресурсов, что полностью искоренит безработицу и усилит иммиграцию иностранных специалистов из других стан. По прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. человек и будет составлять 58% в общей численности населения. Такая ситуация сохранится вплоть до 2030 года.

В территориальном  отношении так и останется  перекос в сторону центра. Уже  сейчас спрос и предложение сконцентрировано в центральных регионах, а в  Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе спрос значительно превышает  предложение. Стоит ожидать также  усиление движения персонала из компании в компанию. Поэтому большее значение приобретут мотивационные программы. Наиболее значимым фактором для мотивации  станет наличие «белой» зарплаты, это связано с развитием ипотеки  и программ кредитования населения. «Социальный пакет» приобретает  все больший вес. В нем устоится в частности: медецинская страховка для всех членов семьи, включая стоматологию, сопровождение родов с 4-х месяцев, оплата д/сада для детей, бесплатное корпоративное питание, пенсионная программа и др. Будет разработана специальная программа поддержки и адаптации сотрудников при переезде из регионов.

Решение проблем нехватки персонала будет  идти по нескольким направлениям. Например, произойдет снижение требований к трудовому  стажу сотрудников. Уже сейчас начинается борьба за выпускников ведущих ВУЗов. Но пока этот сегмент осваивают только крупные западные корпорации. Так, достаточно открыть любую газету, распространяемую в ВУЗах, и увидеть на каждой странице рекламу, призывающую выпускников  и студентов последних курсов проходить стажировки и устраиваться на работу в эти компании. Даже прохождение  практики и стажировок уже оплачиваться. Наличие хорошего знания английского  и других языков приобретет характер «желательного, но необязательного». Крупные  международные компании уже идут на снижение этого требования. Например, Procter&Gamble, Mars, Pepsi-Cola предлагают стартовые должности торговых представителей кандидатам с начальными знаниями английского языка. Однако это характерно не для всех сегментов рынка.

Вырисовывается  тенденция старения персонала. По позициям, на которые раньше требовались кандидаты  «до 35 лет», уже сейчас эта цифра  увеличена «до 45 лет». Эта тенденция  продолжится.

Возрастет роль привлечения персонала из других регионов, хотя в России традиционна  низкая мобильность трудового населения. Уже сейчас государство разрабатывает программы по повышению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер.

В определенных же секторах экономики останется  существенной доля иммигрантов (прежде всего из стран бывшего СССР). При этом отдельно стоит вопрос о  международном подборе специалистов (прежде всего топ-персонала) из стран Восточной и Западной Европы. Это, прежде всего, актуально для федеральных розничных сетей и компаний, планирующих выход на IPO. Однако в целом, рост потребности в таком персонале среди российских компаний останется невысоким. В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи). Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В данной работе был  дан анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

В первой главе мы дали целостное представление  о рынке труда как динамичной системе, в основе которой выступают  отношения спроса и предложения  труда, взаимосвязи между занятостью и безработицей, факторы формирования и функционирования рабочей силы, ее конкурентоспособность и мобильность.

Из второй главе курсовой работы можно сделать  вывод, что для эффективного решения  задач по обеспечению экономики  трудовыми ресурсами и содействию занятости населения необходимо совершенствовать государственное  управление в сфере занятости  населения, предусматривающее более  широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка  труда. В целях повышения гибкости рынка труда заинтересованным органам исполнительной власти всех уровней необходимо способствовать дальнейшему развитию форм и методов оказания услуг по содействию занятости населения и обеспечению работодателей рабочей силой, координации деятельности органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере занятости населения, а также содействовать формированию единого информационного пространства и утверждению стандартов качества оказания услуг в области содействия занятости населения. Также повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

В третьей  главе  рассмотрено современное состояние рынка труда в России, с учетом влияния на него мирового кризиса. И попытались дать прогноз развития на ближайшее время

Как показал  анализ, формирующийся в России рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности, трудоемкости производства, особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию.

Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать  все сферы экономической, политической и социальной жизни общества

Информация о работе Современное состояние Российского рынка труда