Современное состояние Российского рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - дать определение рынка труда, рассмотреть его специфику и особенности, а так же механизм функционирования и теоретические подходы к его анализу.
Согласно цели работы, сформированы следующие задачи:
- Охарактеризовать основные понятия рынка труда, рассмотреть типологии и структуры ;
- Осветить проблемы функционирования и пути развития рынка труда в экономике современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
1. Сущность, структура, функционирование и инфраструктура рынка труда в России…………………………………………………………………………….. 4
1.1 Сущность рынка ………………………………………………………...……4
1.2 Структура рынка…………………………………………………………….. 6
1.3 Особенности функционирования рынка труда……………………….….. 8
2. Государственное регулирование трудовых отношений. Перспективы развития рынка труда в Российской Федерации ………………………..……14
3. Современное состояние Российского рынка труда ………………….……21
3.1 Положение рынка труда в РФ после мирового финансового кризиса...…21
3.2 Прогноз ситуации на рынке труда………………………………………… 25
Заключение………………………………………………………………..……. 28
Список используемой литературы …………

Работа содержит 1 файл

социол.труда.docx

— 53.71 Кб (Скачать)

Будучи  в юридически равном положении с  работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять  этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.

Также необходимо помнить, что само по себе наличие должным образом подготовленного  закона недостаточно, чтобы заметно  повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в  современных условиях массовые нарушения  прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных  актов, а с простым неисполнением  закона).

Возрастающее  значение государственной политики в сфере труда обусловлено  рядом факторов экономического, научно-технологического, социального характера. Среди них - замедление роста числа высокооплачиваемых рабочих мест с полным рабочим  временем, распространение новых  форм частичной, временной занятости, которые способствуют неустойчивости доходов и риску оказаться  за чертой бедности и в период трудовой активности, и после выхода на пенсию.

Особенностью  современной государственной политики России является децентрализация регулирования  трудовых отношений. Государство, оставаясь  фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего  работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более  тесное участие работодателей и  профсоюзов в принятии социально-экономических  решений и определении условий  труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

Немаловажным  является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования  трудовых отношений.

Что касается, степени вмешательства государства  в рыночную экономику, и конкретно  в сферу трудовых отношений, применительно  к нашей современной экономике  с присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики  рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем  составе, и сильный «теневой»  сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно  сначала реформировать все сферы  экономической, политической и социальной жизни общества Медведев А.М.Методы правового регулирования социально-трудовых отношений на современном этапе экономического развития.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка  труда являются:

- содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

- обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

- обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;

- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач по содействию занятости населения  и обеспечению экономики и  социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается  обеспечить путем повышения эффективности  функционирования рынка труда при  соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной  политики на рынке труда и внедрение  инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.

Приоритетными направлениями государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

- совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;

- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

- развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;

- развитие кадрового потенциала;

- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

- стимулирование экономической активности населения;

- повышение качества рабочих мест.

Совершенствование законодательства Российской Федерации  в области содействия занятости  населения должно отвечать современным  тенденциям в социально-трудовой сфере  в связи с углублением различий в содержании труда и формах его  организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией  производства, проведением структурных  реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.

Расширение  гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять  мерами по обеспечению соблюдения законодательных  норм. . Николаева И.П. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008. - 336 с.

Совершенствование законодательства Российской Федерации  в области содействия занятости  населения будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

- гармонизация законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с международными нормами;

- совершенствование законодательства Российской Федерации в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование возникающих новых форм трудовых отношений;

- совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;

- нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;

- реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

С учетом прогнозов спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда предусматривается  осуществлять планирование мероприятий  по реализации государственной политики в области регулирования рынка  труда, включая мероприятия по повышению  территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных  работников, уточнение стратегий  и планов развития профессионального  образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.

В целях  развития рынков труда и повышения  территориальной мобильности рабочей  силы предусматривается:

- формирование  механизмов, мотивирующих органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации на осуществление  мер по развитию трудовых ресурсов, разработку и реализацию активных  программ содействия занятости  населения;

- осуществление  комплекса мер по регулированию  рынка труда в районах Сибири  и Дальнего Востока и созданию  благоприятных условий для привлечения  в эти районы квалифицированных  трудовых ресурсов из других  субъектов Российской Федерации  и зарубежных стран;

- осуществление  дополнительных мероприятий по  содействию занятости населения  в республиках Северного Кавказа  на основе создания рабочих  мест в основных сферах экономической  деятельности, развития малого предпринимательства  и самозанятости населения, а также развития национальных промыслов и ремесел;

- осуществление  комплекса мер по устранению  экономических ограничений, сдерживающих  перемещение российских граждан  по территории страны (иногородних  работников) в целях осуществления  трудовой деятельности;

- использование  информационных коммуникационных  технологий, позволяющих гражданам  самим получать доступ к интересующей  информации и прочим справочным  материалам о возможностях трудоустройства,  а также следить за появляющимися  вакансиями. В целях создания  благоприятных условий для привлечения  рабочей силы в субъекты Российской  Федерации, испытывающие нехватку  трудовых ресурсов, необходимо расширить  доступ граждан к рынку жилья  на основе реализации приоритетного  национального проекта "Доступное  и комфортное жилье - гражданам  России".

В целях  решения проблем, возникающих при  перемещении работников по стране, предусматриваются такие меры, как  совершенствование процедуры их регистрации по месту временного пребывания, обеспечение временным  жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, а также  доступ к объектам социальной сферы.

Предполагается  расширить содействие безработным  гражданам и членам их семей в  переезде в субъекты Российской Федерации, испытывающие нехватку рабочей силы, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства, а также  в осуществлении их профессионального  обучения по востребованным на рынке  труда профессиям. В этой связи  необходимо пересмотреть перечень возмещаемых  затрат и размеры оказания финансовой помощи переселяющимся семьям. 
 
 
 

 3. Современное состояние Российского рынка труда

3.1 Положение  рынка труда в России после  мирового кризиса

Структурная перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса обусловливали повышение спроса на труд. Численность занятых в  экономике возросла за 2003 - 2007 годы с 66 млн. человек до 70,6 млн. человек. Общая  численность безработных за указанный  период сократилась с 6,2 млн. человек  до 4,6 млн. человек.

В 2008 - 2010 годах прогнозировался стабильный прирост инвестиций, ожидаемый как  за счет частного капитала, так и  в результате государственных вложений. Предполагалось продолжение роста  иностранных инвестиций в экономику  страны. Но этим прогнозам не суждено  было сбыться. Осенью 2008 года разразился мировой финансовый кризис.

Рынок труда стал одним из главных индикаторов  глубины экономического кризиса  для России. По данным Росстата, регистрируемая безработица, в сентябре 2008 года составлявшая порядка 1,2 миллиона человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 миллиона человек. Летнее затишье немного  «сбило температуру», но лишь до 2,1 миллиона безработных на начало сентября. При  этом реальное число россиян, не имеющих  работы, оценивается в 6,3 миллиона человек, что сопоставимо с уровнем 1995 года. Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических  отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми  звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

По оперативным  данным Федеральной службы государственной  статистики, безработица в РФ в  ноябре 2008 года увеличилась по сравнению  с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости  было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам  опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения. . Занятость и безработица в Российской Федерации в I квартале 2009 года // Федеральная служба государственной статистики «Росстат», http://www.gks.ru - М., 2009 - 24 апреля.

При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

Информация о работе Современное состояние Российского рынка труда