Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа
В этой связи определение факторов профессионального риска, фундаментальные и прикладные исследования их безопасных (и опасных) уровней воздействия на работающих, мониторинг здоровья и безопасности на рабочих местах, организация работы по изучению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на государственном уровне и ряд других вопросов входит в круг задач по оценке профессионального риска.
Цель данной работы: определить сущность и содержание проблемы профессионального риска в социальной работе.
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе
1.1 Сущность и содержание понятия профессиональный риск
1.2. Особенности социальной работы в России
Глава 2. Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом
2.1. Факторы профессионального риска
2.2 Возможные пути решения проблемы снижения профессионального риска
Заключение
Список использованной литературы
Разработанная МОТ доктрина достойного труда включает в качестве неотъемлемых условий:
· формирование социальной безопасности для всех трудящихся, которая охватывает безопасность и гигиену труда, гарантии дохода и доступность государственных услуг, защиту против разного рода непредвиденных обстоятельств;
· гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания.
Концепция устойчивого развития, подготовленная в рамках системы ООН, оперирует такими понятиями, как:
· допустимое или устойчивое (и недопустимое) развитие с позиции совместимости экономического роста и сохранения окружающей среды, которые призваны удовлетворять потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;
· устойчивое качество жизни, которое обеспечивает минимальные базовые потребности и превосходит их в той мере, в которой улучшает качество жизни (здоровый образ жизни, стабильная и здоровая окружающая среда, личная безопасность, доступность образования и медицинских услуг)[3].
В системе управления
профессиональными рисками
· мониторинг (наблюдение и контроль за источниками профессионального риска - состоянием производственной сферы, техникой и технологией);
· профилактика (конкретные меры по снижению уровней риска);
· социальная защита потерпевших на производстве с помощью социального страхования.
Снижение уровня
профессионального риска может
быть достигнуто посредством мероприятий
по безопасности (машины, станки и агрегаты
должны проектироваться, изготовляться
и эксплуатироваться с учетом
требований техники безопасности, гигиены
труда и эргономики, подвергаться
контролю качества, включая проверку
безопасности оборудования и его
сертификацию; вещества, представляющие
повышенную опасность, если это возможно,
заменяются на менее опасные, а при
работе с опасными веществами предусматриваются
меры безопасности; трудовой процесс
организуется с учетом медико-биологических
требований, проводится соответствующий
профессиональный подбор и подготовка
персонала).
1.2. Особенности социальной работы в России
В 1991 г. Россия присоединилась
к сообществу стран, в которых
существует профессиональная социальная
работа. Если подходить к вопросу
формально, не отвлекаясь от терминологической
оболочки, то получится, что социальной
работы как таковой до 1991 г. в СССР
не было, но если учитывать прежде всего
содержание понятия, то станет ясно, что
такого рода деятельность существовала
в рамках социального обеспечения,
педагогической работы по месту жительства,
медико-реабилитационной работы и пр.
Введение социальной работы как профессии
явилось свидетельством отказа от идеологической
мифологемы, согласно которой в развитом
социалистическом обществе принципиально
отсутствуют социально-
Происшедшие в
постсоветской России глубокие социальные
перемены, нестабильность политической
и экономической ситуации, сопровождающие
затянувшийся переходный период, привели
к увеличению численности и расширению
спектра социально незащищенных
и уязвимых контингентов (малоимущие
и безработные, учащаяся молодежь, неполные
и многодетные семьи, семьи с хроническими
больными и инвалидами, мигранты и беженцы
и др.), а также социально девиантных контингентов
и «групп риска» (алкоголики и наркоманы,
несовершеннолетние правонарушители
и проститутки, бомжи, профессиональные
нищие и др.). Переход к новой системе социально-экономических
отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся
стрессами изменения в условиях жизни
людей и в их ценностных ориентациях и
в целом привел к ухудшению социального
здоровья общества, в частности всех основных
параметров, характеризующих так называемое
качество населения: образовательный
и профессиональный потенциал, здоровье,
духовно-нравственный потенциал. Все это
явилось следствием характерного для
нестабильных переходных периодов состояния
аномии, т. е. временного разрушения нормативных
структур, при котором люди, привыкшие
руководствоваться традиционными нравами
и обычаями, уже не могут жить по-старому,
но еще не выработали или не освоили новых
образцов действий, взаимодействия, поведения.
В результате увеличивается численность
маргинальных, неадаптированных членов
общества, большинство которых не способно
к самоорганизации.
В этой связи социальная работа, идеологической
сутью которой можно считать рациональный
альтруизм, призвана помогать им как в
плане их собственного выживания, так
и в перспективе упорядочения более широкого
социокультурного контекста, причем с
упором не только и не столько на улучшение
материального благосостояния нуждающихся
в рамках государственной или частной
благотворительности, но в первую очередь
на их активную социализацию и адаптацию
к меняющимся жизненным условиям[4].
Как отмечает Е.И.Холостова,
главными целями социальной работы является
стремление улучшить как само качество
социальных отношений, так и достичь
большей социальной справедливости.
Особую актуальность приобретает регулирующая
роль государства в выработке
и осуществлении мер, способных
противодействовать явлениям стихийности
и незащищенности, обеспечить социальную
защиту граждан, достойный уровень
их существования и
В последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности «специалист по социальной работе» выделяются следующие его функции:
· аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);
· диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);
· системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);
· активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);
· действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);
· организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);
· эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства)4. Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др[5].
Социальная работа относится к «помогающим профессиям», и в мировой практике одним из ее фундаментальных методологических и организационных принципов является подход, который обозначается как системно-комплексный, целостный, или холистический. В контексте данного подхода конкретная личность или явление рассматриваются целостно и как нечто большее, чем сумма отдельных частей, а проблемы видятся в более широком спектре, чем на уровне специфических симптомов. В рамках системно-комплексного подхода осуществляется интеграция социальных, социокультурных, психологических и физических влияний на индивидуума5.
Содержание самого понятия социальной работы предполагает взаимодействие между человеком и окружающей средой, поэтому клиента всегда необходимо рассматривать в его социальном окружении, социальной среде его обитания, и, как отмечает Е.И.Холостова, социальный аспект общественных отношений присутствует везде, где осуществляется социальная деятельность, возникают взаимодействия индивидов и групп индивидов. В практике социальной работы выделяются три уровня преобразовательной деятельности: внутри общества как целого (макроуровень); внутри сообществ и социальных институтов (мезоуровень); в рамках семей и индивидуумов (микроуровень). При этом, как указывает Х. Сведнер, важно всегда иметь в виду, что каждая попытка вмешательства в социальную систему ради проблем депривации и деструкции на индивидуальном уровне должна также быть атакой на структурные и текущие проблемы, находящиеся за этими индивидуальными проблемами. В противном случае последние будут возникать вновь и вновь, в то время как социальные перемены достигаются только благодаря преобразовательной работе, проводимой одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях6.
Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов.
Социальная политика является по своей идеологии патерналистской. Патернализм по определению делит участников взаимодействия на покровителей и одариваемых, причем последние обязательно оказываются в униженном положении, независимо от того, какой практикуется вариант патернализма — либеральный (благотворительность, гуманитарная помощь) или строгий (карательный). Государственный статус социальной работы подразумевает возможность централизованного контроля над определением категорий и количества членов общества, нуждающихся в помощи, а также выделяемыми для ее оказания ресурсами. Социальный работник в качестве государственного служащего является проводником социальной политики, поэтому направленность и содержание его профессиональной деятельности, а также его собственные установки изначально во многом определяются ценностной, аксиологической концепцией отношения общества к определенным категориям объектов социальной работы. В этой связи можно сказать, что социальная политика и социальная работа в России идеологически тяготеют к так называемой медицинской, или административной, модели. Согласно этой модели, если какой-либо человек, по сравнению с другими, чего-то лишен и находится в невыгодном положении, то для него эта ситуация трагическая; ограниченные социальные возможности являются частью человека, принадлежат ему, и это как бы его собственная вина; человек должен приспособиться к обществу, а если он не такой, как все, то он должен подвергнуться процессу социального вмешательства, для того чтобы соответствовать статичным и консервативным социальным представлениям о «норме». Вследствие такого подхода часть людей оказываются отделенными от остального общества, их окружают профессионалами и считают, что из-за имеющихся ограничений по состоянию здоровья, малообеспеченности или по возрасту их способности принимать решения тоже ограничены. Наконец, идеология «административной модели» оказывает определенное влияние на законодательство, социальную политику и организацию социальных служб.
Авторство «социальной модели» (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим клиентам социальных служб, начавшим во многих странах постепенно объединяться в различные ассоциации и движения. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом), причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия, вытекающие из его проблем, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано главным образом позицией и поведением других людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией и психологическим климатом, в том числе стигматизацией и инвалидизацией).
Информация о работе Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом