Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

В этой связи определение факторов профессионального риска, фундаментальные и прикладные исследования их безопасных (и опасных) уровней воздействия на работающих, мониторинг здоровья и безопасности на рабочих местах, организация работы по изучению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на государственном уровне и ряд других вопросов входит в круг задач по оценке профессионального риска.
Цель данной работы: определить сущность и содержание проблемы профессионального риска в социальной работе.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе
1.1 Сущность и содержание понятия профессиональный риск
1.2. Особенности социальной работы в России
Глава 2. Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом
2.1. Факторы профессионального риска
2.2 Возможные пути решения проблемы снижения профессионального риска
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 55.03 Кб (Скачать)

Разработанная МОТ доктрина достойного труда включает в качестве неотъемлемых условий:

·           формирование социальной безопасности для всех трудящихся, которая охватывает безопасность и гигиену труда, гарантии дохода и доступность государственных услуг, защиту против разного рода непредвиденных обстоятельств;

·           гарантированный и широкий доступ к службам медицинского обслуживания.

Концепция устойчивого  развития, подготовленная в рамках системы ООН, оперирует такими понятиями, как:

·           допустимое или устойчивое (и недопустимое) развитие с позиции совместимости экономического роста и сохранения окружающей среды, которые призваны удовлетворять потребности настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности;

·           устойчивое качество жизни, которое обеспечивает минимальные базовые потребности и превосходит их в той мере, в которой улучшает качество жизни (здоровый образ жизни, стабильная и здоровая окружающая среда, личная безопасность, доступность образования и медицинских услуг)[3].

В системе управления профессиональными рисками можно  выделить три группы этих подсистем, каждая из которых решает свои задачи:

·           мониторинг (наблюдение и контроль за источниками профессионального риска - состоянием производственной сферы, техникой и технологией);

·           профилактика (конкретные меры по снижению уровней риска);

·           социальная защита потерпевших на производстве с помощью социального страхования.

Снижение уровня профессионального риска может  быть достигнуто посредством мероприятий  по безопасности (машины, станки и агрегаты должны проектироваться, изготовляться  и эксплуатироваться с учетом требований техники безопасности, гигиены  труда и эргономики, подвергаться контролю качества, включая проверку безопасности оборудования и его  сертификацию; вещества, представляющие повышенную опасность, если это возможно, заменяются на менее опасные, а при  работе с опасными веществами предусматриваются  меры безопасности; трудовой процесс  организуется с учетом медико-биологических  требований, проводится соответствующий  профессиональный подбор и подготовка персонала).  

1.2. Особенности социальной  работы в России

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых  существует профессиональная социальная работа. Если подходить к вопросу  формально, не отвлекаясь от терминологической  оболочки, то получится, что социальной работы как таковой до 1991 г. в СССР не было, но если учитывать прежде всего  содержание понятия, то станет ясно, что  такого рода деятельность существовала в рамках социального обеспечения, педагогической работы по месту жительства, медико-реабилитационной работы и пр. Введение социальной работы как профессии  явилось свидетельством отказа от идеологической мифологемы, согласно которой в развитом социалистическом обществе принципиально  отсутствуют социально-экономические  предпосылки для появления социально  уязвимых и девиантных групп населения, а проблемы тех клиентов, которые  обслуживаются в рамках социального  обеспечения, связаны либо с «естественными»  медико-биологическими причинами (старостью, болезнями и инвалидностью), либо с несчастными случаями, природными и техногенными катастрофами.

Происшедшие в  постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации, сопровождающие затянувшийся переходный период, привели  к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы и др.), а также социально девиантных контингентов и «групп риска» (алкоголики и наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и проститутки, бомжи, профессиональные нищие и др.). Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей и в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества, в частности всех основных параметров, характеризующих так называемое качество населения: образовательный и профессиональный потенциал, здоровье, духовно-нравственный потенциал. Все это явилось следствием характерного для нестабильных переходных периодов состояния аномии, т. е. временного разрушения нормативных структур, при котором люди, привыкшие руководствоваться традиционными нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но еще не выработали или не освоили новых образцов действий, взаимодействия, поведения. В результате увеличивается численность маргинальных, неадаптированных членов общества, большинство которых не способно к самоорганизации. 
В этой связи социальная работа, идеологической сутью которой можно считать рациональный альтруизм, призвана помогать им как в плане их собственного выживания, так и в перспективе упорядочения более широкого социокультурного контекста, причем с упором не только и не столько на улучшение материального благосостояния нуждающихся в рамках государственной или частной благотворительности, но в первую очередь на их активную социализацию и адаптацию к меняющимся жизненным условиям
[4].

Как отмечает Е.И.Холостова, главными целями социальной работы является стремление улучшить как само качество социальных отношений, так и достичь  большей социальной справедливости. Особую актуальность приобретает регулирующая роль государства в выработке  и осуществлении мер, способных  противодействовать явлениям стихийности  и незащищенности, обеспечить социальную защиту граждан, достойный уровень  их существования и жизнедеятельности  в обществе. В то же время это  является проблемой выработки стратегии  социального развития в целях  стабилизации социальных отношений  и государственности как таковой, что и составляет основную цель социальной политики. Социальная политика, определяя  содержание, направленность, нормативно-правовую базу социальной работы, является методологической, теоретической и практической предпосылкой осуществления этой работы в конкретных формах и конкретными методами. Социальная политика — составная часть внутренней политики государства, воплощенная  в его социальных программах и  практике и регулирующая отношения  в обществе в интересах и через  интересы основных социальных групп. По происхождению она вторична относительно экономики. Основные задачи социальной политики — гармонизация общественных отношений, создание социально гарантированных  условий для жизнедеятельности  граждан, обеспечение социальной справедливости в обществе. Социальную работу, в  свою очередь, можно представить  как организаторскую и исполнительскую  деятельность по реализации социальной политики государства3; и на операциональном  уровне социальная работа определяется как вид профессиональной деятельности по оказанию помощи отдельным людям, группам или сообществам для  усиления или восстановления их способности  социального функционирования и  по воссозданию социальных условий, способствующих реализации этой цели.

В последней  редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики должности «специалист  по социальной работе» выделяются следующие  его функции:

·           аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);

·           диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);

·           системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);

·           активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);

·           действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);

·           организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);

·           эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства)4. Фактически предполагается, что социальный работник должен быть способен выступать в качестве социального статистика, администратора и менеджера; обеспечивать разного рода социальное обслуживание; помогать в воспитании детей; осуществлять психологические и правовые консультирование и экспертизу; проводить просветительскую работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый образ жизни, планирование семьи, профилактика правонарушений и др[5].

Социальная  работа относится  к «помогающим  профессиям», и в  мировой практике одним из ее фундаментальных  методологических и  организационных  принципов является подход, который обозначается как системно-комплексный, целостный, или холистический. В контексте данного  подхода конкретная личность или явление  рассматриваются  целостно и как  нечто большее, чем  сумма отдельных  частей, а проблемы видятся в более  широком спектре, чем на уровне специфических  симптомов. В рамках системно-комплексного подхода осуществляется интеграция социальных, социокультурных, психологических  и физических влияний  на индивидуума5.

Содержание  самого понятия социальной работы предполагает взаимодействие между  человеком и окружающей средой, поэтому клиента  всегда необходимо рассматривать  в его социальном окружении, социальной среде его обитания, и, как отмечает Е.И.Холостова, социальный аспект общественных отношений присутствует везде, где осуществляется социальная деятельность, возникают взаимодействия индивидов и групп  индивидов. В практике социальной работы выделяются три уровня преобразовательной деятельности: внутри общества как целого (макроуровень); внутри сообществ и социальных институтов (мезоуровень); в рамках семей и индивидуумов (микроуровень). При этом, как указывает Х. Сведнер, важно всегда иметь в виду, что каждая попытка вмешательства в социальную систему ради проблем депривации и деструкции на индивидуальном уровне должна также быть атакой на структурные и текущие проблемы, находящиеся за этими индивидуальными проблемами. В противном случае последние будут возникать вновь и вновь, в то время как социальные перемены достигаются только благодаря преобразовательной работе, проводимой одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях6.

Социальная  политика и социальная работа в условиях России идеологически  во многом согласуются  с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом  социокультурных  и экономических  факторов.

Социальная  политика является по своей идеологии  патерналистской. Патернализм  по определению делит  участников взаимодействия на покровителей и  одариваемых, причем последние обязательно  оказываются в  униженном положении, независимо от того, какой практикуется вариант патернализма — либеральный (благотворительность, гуманитарная помощь) или строгий (карательный). Государственный статус социальной работы подразумевает возможность централизованного контроля над определением категорий и количества членов общества, нуждающихся в помощи, а также выделяемыми для ее оказания ресурсами. Социальный работник в качестве государственного служащего является проводником социальной политики, поэтому направленность и содержание его профессиональной деятельности, а также его собственные установки изначально во многом определяются ценностной, аксиологической концепцией отношения общества к определенным категориям объектов социальной работы. В этой связи можно сказать, что социальная политика и социальная работа в России идеологически тяготеют к так называемой медицинской, или административной, модели. Согласно этой модели, если какой-либо человек, по сравнению с другими, чего-то лишен и находится в невыгодном положении, то для него эта ситуация трагическая; ограниченные социальные возможности являются частью человека, принадлежат ему, и это как бы его собственная вина; человек должен приспособиться к обществу, а если он не такой, как все, то он должен подвергнуться процессу социального вмешательства, для того чтобы соответствовать статичным и консервативным социальным представлениям о «норме». Вследствие такого подхода часть людей оказываются отделенными от остального общества, их окружают профессионалами и считают, что из-за имеющихся ограничений по состоянию здоровья, малообеспеченности или по возрасту их способности принимать решения тоже ограничены. Наконец, идеология «административной модели» оказывает определенное влияние на законодательство, социальную политику и организацию социальных служб.

Авторство «социальной модели» (иногда ее обозначают как  «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным  образом самим  клиентам социальных служб, начавшим во многих странах постепенно объединяться в различные  ассоциации и движения. В фокусе этой модели находится взаимосвязь  между отдельным  человеком и окружающей его средой (в том  числе обществом), причем ограниченные возможности не рассматриваются  как часть человека и как его вина: человек может  стараться ослабить последствия, вытекающие из его проблем, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано главным  образом позицией и поведением других людей и барьерами, существующими в  окружающей среде (архитектурой, социальной организацией и психологическим  климатом, в том  числе стигматизацией и инвалидизацией).

Информация о работе Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом