Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

В этой связи определение факторов профессионального риска, фундаментальные и прикладные исследования их безопасных (и опасных) уровней воздействия на работающих, мониторинг здоровья и безопасности на рабочих местах, организация работы по изучению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на государственном уровне и ряд других вопросов входит в круг задач по оценке профессионального риска.
Цель данной работы: определить сущность и содержание проблемы профессионального риска в социальной работе.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы профессионального риска в социальной работе
1.1 Сущность и содержание понятия профессиональный риск
1.2. Особенности социальной работы в России
Глава 2. Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом
2.1. Факторы профессионального риска
2.2 Возможные пути решения проблемы снижения профессионального риска
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 55.03 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Глава 1 Теоретический  анализ проблемы профессионального  риска в социальной работе

1.1 Сущность и  содержание понятия профессиональный  риск

1.2. Особенности  социальной работы в России

Глава 2. Современное  состояние проблемы профессионального  риска в России и зарубежом

2.1. Факторы профессионального  риска

2.2 Возможные  пути решения проблемы снижения  профессионального риска

Заключение

Список использованной литературы 

Введение

Актуальность  вопросов изучения профессиональных рисков в России в настоящее время  резко увеличивается. Это в первую очередь связано со становлением страховых механизмов обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и формированием  обязательных профессиональных пенсионных систем.

С другими видами (сегментами) социального страхования  данные страховые институты объединяет общность целей, принципов организации, методов работы и выполнение важнейших  функций по социальной защите: замещения  утраченного заработка (в форме  пенсий и пособий), предоставления медицинской  помощи и восстановления(по мере возможности) поврежденного здоровья и утраченной трудоспособности, а также проведения профилактических мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков. Задача создания предпосылок для становления  и эффективного функционирования указанных  страховых институтов требует решения  ряда сложных проблем.

В этой связи  определение факторов профессионального  риска, фундаментальные и прикладные исследования их безопасных (и опасных) уровней воздействия на работающих, мониторинг здоровья и безопасности на рабочих местах, организация работы по изучению несчастных случаев и  профессиональных заболеваний на государственном  уровне и ряд других вопросов входит в круг задач по оценке профессионального  риска.

Цель данной работы: определить сущность и содержание проблемы профессионального риска  в социальной работе. 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального  риска в социальной работе  

1.1 Сущность  и содержание понятия профессиональный  риск

Профессиональный  риск — вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и  в иных случаях, установленных Федеральным  законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Россия ратифицировала Конвенцию Международной организации труда 1977 г. (№ 148) о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах. В 1994 г. Всемирная организация здравоохранения приняла Глобальную стратегию "Медицина труда для всех", в которой подчеркивается, что каждому должна быть предоставлена возможность активно участвовать в работе без риска для здоровья. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 51—2002 опасность — потенциальный источник возникновения ущерба; риск — сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба; ущерб — нанесение физического повреждения или вреда здоровью людей либо вреда имуществу или окружающей среде. Управление ситуациями, когда работники могут подвергаться опасности, называют анализом риска; он включает информацию о риске, оценку риска, управление риском (работников, работодателей и др.).

Различают предварительную  и окончательную оценку профессионального  риска. Предварительная оценка профессионального  риска — оценка условий труда  при аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиям труда является 1-м этапом оценки профессионального  риска. Далее следуют Руководству  по оценке профессионального риска  для здоровья работников (Руководство  Р 2.2.—2003), утвержденному Главным  государственным санитарным врачом РФ 24 июня 2003 г. Критерием безопасных УТ является сохранение жизни, здоровья работников и здоровья будущих поколений. Используют данные о профессиональной и общей заболеваемости, инвалидности, смертности и др. Возможно прогнозирование профзаболеваний по стандартам ИСО. Заключительный этап оценки ПР — установление класса УТ в соответствии с Руководством Р 2.2.755—99 "Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса", а также категории доказанности риска в соответствии с Руководством Р 2.2.—2003. Мерой риска является класс УТ, мерой доказанности риска — его категория: 1А (доказанный), 1Б (предполагаемый) или 2 (подозреваемый).

Управление профессиональным риском в организации рассматривают  как часть системы управления качеством на базе стандартов серии  ИСО 9000. ГОСТ Р 12.0.006—2002 "Общие требования к управлению охраной труда в  организации" основан на Руководстве  по управлению системами профессиональной безопасности и здоровья (МОТ, 2001). Организация  обязана регистрировать все несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и др. происшествия. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает разработку технических регламентов в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Управление профессиональным риском осуществляется организационно-техническими, лечебно-профилактическими, административно-правовыми и экономическими мерами. Предпочтительны технические меры по предупреждению, устранению или уменьшению опасности в источнике образования, по пути распространения и на рабочем месте. Обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний — новый рычаг управления профессиональным риском. В зависимости от класса профессионального риска страховые тарифы на обязательное социальное страхование составляют от 0,2 до 8,5% начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; с учетом состояния ОТ страховщик устанавливает страхователю скидки и надбавки к страховому взносу.

Cложность решения  задач по оценке профессионального  риска для нашей страны во  многом обусловлена тем, что  на протяжении практически 80 лет  у нас доминировала архаичная  доктрина "нулевого риска" для  работающих, или "абсолютной безопасности" труда при условии достижения  нормативных значений факторов  производственной среды. Даже  сам термин "риск" применительно  к производственным условиям  был под запретом.

Гигиенические нормативы пока остаются у нас  основным инструментом оценки влияния  вредных производственных факторов на здоровье работников. Их превышение рассматривается как нарушение  санитарного законодательства и  учитывается при установлении защищающих работников мер социального и  экономического характера: сокращенные  рабочий день и неделя, досрочный (на 5, 10 и более лет) выход на пенсию, увеличенная продолжительность  ежегодного отпуска, доплаты за вредные  условия труда, предоставление лечебно-профилактического  питания и др. При этом акцент делается не на профилактике снижения уровней риска, а на компенсационных  мерах. Такая политика способствует расширению масштабов предоставления так называемых льгот и компенсаций  за работу в неблагоприятных условиях труда, право на которые имеют  около 40% занятых в сфере материального  производства.

Международный и отечественный опыт выявил тупиковость  доктрины "нулевого риска", так  как воздействие факторов профессионального  риска, даже если они находятся в  пределах нормируемых величин, способно вызывать нарушения здоровья работников. Кроме того, подавляющее число  предприятий не в состоянии достичь  безусловного соблюдения нормативных  значений факторов риска.

Изучение их отдельных видов неизбежно приводило  к фрагментарным и недостоверным  оценкам со всеми вытекающими  отсюда последствиями. Поэтому столь  важно перейти к комплексному исследованию рисков в двух взаимосвязанных  плоскостях:

·           оценка условий труда на основе анализа факторов производственной среды (гигиенические и психофизиологические критерии факторов риска)[1];

·           установление медико-статистических критериев повреждения здоровья из-за производственно обусловленнной заболеваемости и степени утраты трудоспособности[2].

При анализе  профессиональных рисков чрезвычайно  важно предусмотреть разработку нормативной базы мониторинга качества производственной среды, где применяются  вещества, обладающие мутагенными и  канцерогенными свойствами, а также  способные аллергически и иммунологически  воздействовать на организм работающего.

Доктрина, получившая признание на Западе в конце 60-х  годов, исходит из тезиса о принципиальной невозможности полного исключения профессионального риска в процессе трудовой деятельности и требует, с  одной стороны, оценки и определения  уровней "приемлемого риска", с  другой - принятия мер по исключению чрезмерного или "недопустимого  риска". Для этого наблюдения за состоянием производственной среды  и трудового процесса дополняются  методами оценки здоровья, трудоспособности работников, установлением взаимосвязи между состоянием условий труда и вероятностью возникновения повреждающих эффектов. Приходится констатировать, что России еще только предстоит освоить такой подход.

Возможность работать и зарабатывать на полноценную жизнь, реализовывать с помощью трудовой деятельности потенциал творческой личности и достигать при этом желаемого социального статуса - одна из базовых ценностей современного общества. Поэтому сохранение здоровья человека, его профессиональной способности  к труду - основная задача страховой  защиты работников от рисков профессионального  труда.

Как известно, профессиональный риск неравномерно распределяется между  профессиональными группами работников, в результате общество и страны распадаются  на "тех, кто производит риск", и "тех, кто находится под влиянием риска".

Так, работники  творческого труда и занятые  на высокотехнологичных производствах  в десятки и даже сотни раз  менее подвержены рискам профессиональных заболеваний, нежели те, кто трудится на предприятиях цветной и черной металлургии, тяжелого машиностроения и угольной промышленности. Соответственно, в странах, экономика которых  базируется на добывающей промышленности и отраслях по первичной переработке  сырья, включая производство химических, биологических и радиоактивных  веществ, потенциал угроз здоровью и жизни значительных контингентов населения очень высок.

В этой связи  представляется необходимым проведение комплексного анализа обусловливающих  возникновение риска экономических  и социальных процессов, результаты которого могут стать основой  для построения модели системного управления профессиональным риском с учетом социальных, медицинских, экономических, организационных  факторов и уровней уязвимости профессиональных групп работающих.

Мировой опыт свидетельствует, что не население, а социальные институты  и организации способны объективно оценить приемлемый уровень профессионального  риска с помощью инструментов публичного права. В США вопросы  анализа и управления риском на национальном уровне находятся в ведении Совместной комиссии президента и Конгресса, а  разработка и обоснование управленческого  решения осуществляется в форме  нормативного акта.

При этом определение  степени риска (медицинские, социальные, экономические аспекты) и разработка соответствующих управленческих мероприятий  регламентируется шестиступенчатой процедурой принятия и реализации решений:

·           определяются альтернативные пути минимизации риска;

·           выбирается оптимальный вариант решения с учетом экономических и социальных критериев эффективности предлагаемых мер;

·           разрабатываются правовые и экономические механизмы регулирующих воздействий;

·           осуществляется текущий контроль при проведении согласованных и упорядоченных во времени мероприятий;

·           проводится уточнение и совершенствование управленческих воздействий с помощью оценки эффективности мероприятий (обратная связь и самонастройка)

Управление профессиональным риском невозможно без учета концептуальных положений теории воспроизводства  рабочей силы, качества трудовой жизни  и устойчивого развития.

Так, теоретические  основы воспроизводства рабочей  силы позволяют определить круг и  объем затрат, необходимых в случаях  утраты работниками здоровья и трудоспособности на производстве, а также требуемых  для содержания нетрудоспособных членов их семей.

Недаром Конвенция  МОТ № 102 (1952 г.) "О минимальных  нормах социального обеспечения" рекомендует при возмещении дохода при трудовом увечье предусматривать  и расходы на членов семьи потерпевшего работника.

Согласно Конвенции  МОТ № 121 (1964 г.) "О пособиях в  случаях производственного травматизма" в число соответствующих затрат и пособий включаются:

·           затраты на медицинское обслуживание (врачебную помощь, включая неотложную, содержание в больницах пострадавших на производстве, отпуск необходимых медикаментов и т.д. - ст. 6-12), а также оплату услуг на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

·           денежные пособия в случаях временной и постоянной утраты трудоспособности (ст. 6, 9, 13-16, 19, 20);

·           пособия иждивенцам в результате смерти кормильца семьи (ст. 6, 18) и расходы на его похороны (ст. 18).

Одной из важнейших  разработок МОТ является Концепция  качества трудовой жизни (КТЖ), положения  которой используются как методологическая основа при оценке базовых характеристик  жизнедеятельности трудозанятого  населения. Показатели здоровья, условий  труда, состояния социальной защиты работников от профессиональных рисков включают в себя широкий набор  научно обоснованных критериев, позволяющих  системно оценить уровень и "сбалансированность" многих характеристик трудовой жизни  работника.

Информация о работе Современное состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом