Современная зарубежная социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет достаточно много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется, очень важны для современного человека.

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 27.76 Кб (Скачать)

Введение

     Изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет достаточно много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется, очень важны для современного человека. Задача социологии - определить, в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического характера, реализовать идеал "описательной науки". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современная зарубежная социология

Этапы развития современной  зарубежной социологии

     Бурное  развитие социологической науки  в XX веке породило много течений, которые  придерживались самых различных  концепций, взглядов, как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

     В XX веке социология пошла «вширь» - она  постепенно охватывала страны Восточной  Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной  страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том  или ином виде.

     XX век - это и век развития  социологии «вглубь». Она охватывала  все новые и новые области  познания, открывала многие пограничные  темы (город, здоровье, демография) или  придавала новое социологическое  звучание тем проблемам, которые  были разработаны другими отраслями  человеческого знания (инфраструктура, общение, катастрофы и др.).

     В XX веке происходило и конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации  научно-исследовательских центров  и организаций. Профессия социолога  становилась востребуемой на рынке  труда.

     И, наконец, следует отметить организационное  укрепление социологии. В XX веке были созданы  первые национальные социологические  общества и ассоциации, которые после  второй мировой войны (1946) создали  Международную социологическую  ассоциацию, организовавшую 14 всемирных  конгрессов и способствовавшую превращению  социологов в один из заметных отрядов  в области социального знания.

    Так как в процесс производства и  развития социологического знания вовлечены  тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие теорий и концепций, которые были произведены  на свет в XX веке и продолжают появляться в большом количестве и в настоящее  время.

    Структурный функционализм и примыкающие  к нему теории. Наиболее полно основы этой концепции изложены Т.Парсонсом (1902-1979), опирающимся в своих поисках  на идеи Спенсера и Дюркгейма. Базовой  идеей является идея «социального порядка», который олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между  собой различные ее элементы, добиться согласия между ними.

    Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под  несколько видоизмененным названием - структурализм во Франции, который  развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и  др. Основной подход этой теории состоит  в определении частей общества, выявлении  их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину  общества как органического целого.

    Вместе  с тем данная теория вскоре была подвергнута критике, которая была признана и самим ее создателем - Т.Парсонсом. Дело в том, что структурный  функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию  «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных  подсистем, ибо такой вывод был  сделан на основе анализа общественного  и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.

    Совершенствовать  структурный функционализм был  призван неоэволюционизм. Т.Парсонс  в совместной с Э.Шилзом работе «К общей теории действия» осуществил заметный сдвиг от анализа структур к анализу функций. Кроме того, он обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки улучшить структурный функционализм идеей эволюции свелись к усложнению системы и увеличению ее адаптивной способности.

     Р.Мертон (1910- 2003), пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений  путем введения понятия «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной  модели. Таким образом, Мертон пытался  ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил изменение «средним»  уровнем - уровнем конкретной социальной системы.

     Идея  социальных изменений вызвала к  жизни необходимость поиска причинно-следственных связей, и самыми различными социологами  были предприняты попытки найти  их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма - от биологического и технологического до экономического (например, У.Ростоу).

     Теории  социального конфликта. Данные теории создавались на основе критики структурного функционализма. В основе развития, утверждал Ч.Р.Миллс (1916-1962), лежит  конфликт, а не конформность, согласие, интеграция. Общество всегда находится  в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс  утверждал, что высшим проявлением  этого конфликта является борьба за власть.

     Р.Дарендорф (р. 1929) считает, что все сложные  организации основываются на перераспределении  власти, и это происходит не только в открытой форме. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получает 15 типов и подробно рассматривает возможность их «канализирования» и регулирования.

     Американский  социолог Л.Козер (р. 1913) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства  социальных групп или индивидов  в борьбе за власть, за изменение  социального статуса, перераспределение  доходов, переоценку ценностей и  т.п.

     Большинство представителей этого направления  подчеркивают ценность конфликтов, которые  предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает  стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость  их регулирования.

     Бихевиоризм. Творческий импульс этой теории состоит  в том, что она на первое место  выдвигала сознательную человеческую деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальной системы, которая происходила в рамках структурно-функционального подхода. Другой особенностью этого направления  была постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и институтов, что позволяло теоретические  схемы насыщать «кровью и плотью»  окружающей социальной реальности.

     Бихевиоризм существует в основном в двух крупных  теориях - теории социального обмена и символического интеракционизма.

     Теория  социального обмена. Наиболее яркие  ее представители Дж.Хоманс (р. 1910) и  П.Блау (р. 1918) исходят из примата  человека, а не системы. Они провозгласили  также огромную значимость психических  качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать душевные состояния  индивидов.

     Но  главное в этой теории, по Блау, заключается  в том, что, так как люди постоянно  желают иметь вознаграждения (одобрение, уважение, статус, практическая помощь) за многие их действия, они их могут  получить, только вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим  его участников.

     Символический интеракционизм. В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода  представители данной теории стали  интерпретировать поведение с точки  зрения того значения, которое личность или группа придает тем или  иным аспектам ситуации. Дж.Г.Мид (1863 - 1931) как создатель теории символического интеракционизма сосредоточил свое внимание на исследовании процессов  «внутри» поведения как целого.

     Сторонники  этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для  них характерно представление о  деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в  виде языковых и других символов, что  послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

     Критика этой теории связана с тем, что  символические интеракционисты  пренебрегают исследованием биологических, генетических факторов, мало уделяют  внимания проблемам бессознательного, в результате чего затрудняется познание «движущих сил» человеческого поведения (мотивов, ценностей, установок).

Основные  социологические  центры и школы  современной зарубежной социологии.

     Феноменологическая  социология. Особенность этой социологической  теории заключается в том, что  она свое начало берет от философской  концепции феноменологического  направления Э.Гуссерля. На основе данной философской теории возникла «социология  обыденного сознания», обоснованная в  трудах австрийского философа А.Шюца (1899-1959).

     В центре внимания сторонников феноменологического  подхода оказывается не мир в  целом, как у позитивистов, а человек  в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится вначале вне  субъекта и только потом посредством  социализации, воспитания и образования  становится его составляющей. У феноменологов  социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации.

     В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные связи реального мира. В феноменологической трактовке значение выводится целиком  из сознания субъекта.

     Социальная  реальность, возникающая в процессе коммуникации, состоит из объяснения и приписывания мотивов поведения  участниками коммуникативного акта, т. е. то или иное представление, понимание  социальной реальности зависит в  первую очередь оттого, насколько  пересекаются смысловые поля участников взаимодействия.

     Но  от чего зависит «разночтение» одного и того же поступка, действия у разных людей? Почему они понимают действия одних и не понимают действия других? Почему люди вообще редко понимают друг друга? Феноменологи не дают ответа на этот вопрос, они лишь констатируют, что существуют некоторые параметры, лингвистические и нелингвистические, которые способствуют или препятствуют успешной коммуникации.

     В рамках феноменологической концепции  сложились две крупные школы - социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука - зачаточные знания в примитивных  обществах).

     Что касается социологии знания, то она  представлена П. Бергером (р. 1929) и Т. Лукманом (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого  организма требует «создания  самим человеком устойчивой жизненной  среды». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теории  и направления  современной зарубежной социологии.

     Г. Гарфинкель (р. 1917), будучи одним из самых  ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в  самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии - выявление рациональности обыденной  жизни, которая противопоставляется  научной рациональности. По его мнению, нужно концентрировать внимание на исследовании единичных актов  социального взаимодействия, отождествляя его с речевой коммуникацией.

     Таким образом, современная зарубежная социология представлена различными направлениями. Здесь названы только самые крупные  из них, которые в целом определяют лицо современной социологии. Не исключено  появление новых теорий и концепций, усложнение концептуального аппарата социологии в целом. Более того, по мнению известного французского социолога  А.Турена, в социологии в 90-е годы в целом главный процесс состоит  в изменении предмета исследования и исследовательских ориентации. Если в 60-е годы вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия  социальной системы, то теперь она сосредоточивается  вокруг понятия действия и деятеля (актора). В историческом плане можно  сказать, что Макс Вебер одержал  победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о  социальных системах, почти исчез. Влияние  наиболее мощных представителей этой традиции - Парсонса и Мертона - ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса  и близкие к нему категории - дезорганизация, насилие, беспорядок.

Информация о работе Современная зарубежная социология