Современные социологи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 06:32, реферат

Описание работы

Презентация по теме: "Современные социологи"

Работа содержит 1 файл

Современные социологи.pptx

— 723.03 Кб (Скачать)

Современные социологи 

Меркелова К.

Тулукина Д.

Структурно-функционалистская парадигма 

   Альфред Рэдклифф-Браун (1881—1955)

      Первым  применил системный подход к изучению обществ.

      Общество - это суперорганизм, который имеет необходимые условия существования, из-за которых и возникают социальные институты.

      Функция социальных явлений — создавать  и поддерживать солидарность

Структурно-функционалистская парадигма 

   Толкотт Парсонс 

(1902—1979)

      Парсонс стремился к созданию фундаментальной теоретико-логической системы, описывающей механизмы взаимодействия человека с окружающей действительностью во всем ее многообразии. Основоположник системно-функциональной парадигмы.

      Его работы:

         The Structure of Social Action , 1937

         The Social System, 1951

Структурно-функционалистская парадигма 

   Структурный функционализм

      Основные  черты функционализма для самого общества таковы:

         Общество  рассматривается как система.

         Процессы  системы рассматриваются с точки  зрения взаимосвязанности её частей.

         Подобно организму система считается  ограниченной (то есть в ней действуют  процессы, направленные на сохранение целостности её границ).

      Основные  функции, которые должны выполняться  в любой социальной системе:

         Адаптация — система адаптируется к условиям.

         Достижение  цели — достижение конкретных целей  и мобилизация средств для  получение результатов.

         Интеграция —  связь между элементами.

         Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и  возможность выдерживать напряжение между элементами.

Структурно-функционалистская парадигма 

   Теория  социального действия

      Структура элементарного акта действия:

         Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я».

         «Цель» — такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие.

         Ситуация  действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет.

         Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.

Феноменологическая  социология 

   Альфред Щюц

(1899—1959)

      Феноменология — наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно и не связаны с умозаключениями

      Предметом феноменологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Взаимопонимание людей происходит благодаря процессами типизации и идеализации.

      Основные  понятия в феноменологической социологии Щюца:

         жизненный мир - это все, на что направлено сознание.

         естественная  установка - это «наивный» взгляд на мир, видящий вещи существующими вне нас, в пространстве и времени. В таком нормальном, естественном восприятии я (субъект) вижу вещи не как образы, находящиеся в моём сознании, а как трансцендентную (непознаваемое) моему сознанию физическую действительность.

Феноменологическая  социология 

   Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927)

      Трактат по социологии знания «Социальное конструирование  реальности» (1966)

      Общество  по Бергеру-Лукману включает два основных момента: существует как субъективная, так и объективная реальность.

      Общество — непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабатываются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реальность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения которое его создаёт впервые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли, так как оно показывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации — интернализация.

Бихевиоризм 

   Беррес Скиннер

(1904-1990)

      Бихевиоризм - школа психологии, рассматривающей  поведение человека как результат  предшествующих воздействий окружающей среды

      Скиннер полагал, что элементарные принципы поведения животных характерны и  для человеческого поведения. Поведение  индивида обуславливается и контролируется окружающей средой (язык, обычаи)

      Он  отвергал мыслительные механизмы и  полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения.

Символический интеракционизм 

   Чарльз  Хортон Кули

(1864—1929), социальный  психолог

      Интеракция— термин, используемый в соц. психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие  групп друг на друга как непрерывный  диалог

      Основная  проблема - каким образом взаимодействие между индивидами формируют социальную структуру и как эти социальные структуры, выступая в роли сети взаимодействий, формируют индивидов.

      Человеческая  природа по Кули — продукт коммуникации. Человек становится личностью и развивает свое «Я» посредством интеракции между людьми. Каждый индивид — продукт определенной специфической комбинации отношений между людьми. «Я» всегда динамично, оно находится в постоянном изменении.

Символический интеракционизм 

   Джордж  Г.Мид

(1863—1931)

      Мид ничего не писал сам, его книга написана с лекций студентов

      Основной  тезис Мида — что личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия его участниками.

      В данном контексте основная способность человека — сознание и способность к интерпретации

      Он  ввел в социологию понятие «Self» — «Самость». Оно означает что человек относится к себе как к объекту (рефлексия). Наличие self позволяет интерпретировать мир.

         Self делится на I и Me.

            «Me» — воспринятая и усвоенная индивидом организованная совокупность социальных установок, норм, диспозиций.

            «I» — импульсивное Я.

            Me — требования к человеку, а I — реакция на это, нерефлексируемая (непереосмысляемая) часть

Спасибо за внимание!


Информация о работе Современные социологи