Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии. Этн

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:44, реферат

Описание работы

Реферат состоит из 2 частей: первая часть по статье С.Н. Артановского «Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии». Сперва дадим определение термину «этноцентризм», которое будет являться первым тезисом. Этноцентризм – это чувство принадлежности к определенной группе и гордость, происходящая от этой принадлежности.

Работа содержит 1 файл

Реферат на 5.docx

— 24.51 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ                   

               НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 
 
 

                  Реферат по социальной философии: 

«Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур  и межэтнических отношений в  современной зарубежной этнографии и социологии. Этноцентризм как социально-психологический  феномен» 
 
 
 

                                                                                                                Выполнила:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                             Самойлова Ю.В., студентка 8403 гр., ФЕН

                                                                                                                                                        Проверил:

                                                                                                                                                   Таратута В.П. 
 
 
 

                                                             Новосибирск

                                                                   2010

   Реферат состоит из 2 частей: первая часть по статье С.Н. Артановского «Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии». Сперва дадим определение термину «этноцентризм», которое будет являться первым тезисом. Этноцентризм – это чувство принадлежности к определенной группе и гордость, происходящая от этой принадлежности.

  Понятие этноцентризма  было выдвинуто в начале XX в. американским ученым Сэмнером.  Он нарисовал следующую картину первобытного общества: люди жили небольшими группами, делились на бесчисленные племена и объединения, и каждая группа была обособлена от другой. Внутри группы имели место сотрудничество, совместная работа и ритуалы, а между группами отношения всегда были натянутыми. Но позднейшие этнографы, лучше исследовавшие межплеменные отношения среди современных бесписьменных народов, отметили, что ситуация, нарисованная Сэмнером, неточна: существует много племен, которые имеют контакты со своими соседями – с одними дружат, с другими враждуют , и, таким образом, картина представляется очень пестрой, анне такой простой, как это полагал Сэмнер.

   Ученые, изучавшие  этноцентризм после Сэмнера, отметили обстоятельства, значительно усложняющие картину этноцентризма. Одно из них – тут выделим второй тезис – участие индивидов одновременно не только в этнической группе, но и в группах другого типа. Выделили 2 типа такого множественного соучастия: 1) пирамидально-сегментарный и 2) пересекающийся.

   Первый тип  подразумевает членство индивидов  в группах, которые в свою  очередь являются сегментами  больших групп, так что каждый  индивид может считать себя  членом нескольких коллективов.

   Пересекающийся  тип означает, что индивид входит  более чем в одну группу. А эти группы построены на разнородных основаниях.

   Очевидно, что  множественность членства способствует  созданию более сложной ориентации  личности, нежели просто  этноцентризм.

   В американской  научной литературе идея возникновения  этноцентризма формулировалась  следующим образом: группы находятся в соперничестве и борются за обладание ресурсами, которых не хватает на всех. Войны, агрессия – почва, на которой возникает этноцентризм.  Этноцентризм – это реакция на конфликт и угрозу  со стороны других групп.

   Есть другая  точка зрения, согласно которой  конфликт между группами –  лишь проективный симптом внутренних  психологических состояний индивидов. Поставленное перед лицом  врожденной агрессивности индивидов общество направляет эту агрессивность на другие группы, тем самым, смягчая или устраняя борьбу внутри группы.

   Американские  ученые поставили вопрос о  границах этноса. Автор считает  плодотворной работу Росса, который  выделил четыре этапа консолидации  этнических границ: 1) категория осознания  индивидами того, что они разделяют  общий статус или принадлежат  к одной категории; 2) коллективность – к предыдущему прибавляется обладание общими нормами и чувство ответственности за их претворение в жизнь; 3) интенсивные контакты – стремление на основе обладания общими нормами и представлениями о том, что как надо поступать, контактировать с людьми своей группы в большей мере, чем с людьми вне группы; 4) формальные ассоциации, которые часто образуются как ответ на реакцию людей, находящихся вне группы, на устремления и желания группы. Формальные ассоциации, таким образом, отвечают необходимости сплочения групп, способствуют осознанию индивидами границы, отделяющих их от других групп.

   Исследуя  «этничность», западногерманские и  американские авторы отметили, что  за последние 25 лет в современном  мире этническая принадлежность  стала значить больше, чем раньше, этническое самоуважение стало сильнее, этнические конфликты стали гораздо ярче. 

   Вторая часть  реферата по статье В.П.Левковича, И.Б.Андрущака «Этноцентризм как социально-психологический феномен».

   Этноцентризм  как социально-психологический феномен  особенно актуален в современных  условиях.

   Этноцентризм  как характеристика образа своей  и чужой этнической группы  возникает в процессе общения этносов на основе двух диалектически связанных процессов: сближения и обособления. Успешная адаптация этнических групп связана с позитивным отношением как к культуре собственной, так и этноконтактных групп, что находит выражение в формировании позитивно направленных авто- и гетеростереотипов. Дезадаптация этнических групп предполагает сверхтолерантность к собственной культуре при полном отвержении культуры этноконтактных групп, что выражается в наличии сверхпозитивных автостереотипов и негативных гетеростереотипов.

   Этноцентризм  в любых формах своего проявления  препятствует нормальному взаимодействию  этнических групп. Поэтому изучение  этноцентризма как определенного  состояния обыденного этнического  сознания группы, его природы,  социальных и психологических  функций должно способствовать конструктивному решению межэтнических проблем.

   Были проведены  исследования в Ташкенте в  феврале-марте 1992г. После провозглашения государственного суверенитета Узбекистана социальный статус узбекской этнической группы как носителя всей полноты политической власти значительно повысился. Приоритет русского языка и культуры вызывали дискомфорт у узбекской этнической группы, выражающийся в разрушении чувства «мы» у коренного этноса.  В то же время русская этническая группа после суверенизации Узбекистана испытывала беспокойство вследствие активного вытеснения русского языка и культуры. Были сформулированы следующие гипотезы, которые являются третьим и четвертым тезисами соответственно:

   - Низкий уровень позитивной групповой идентичности связан с наличием этноцентризма как защитного социально-психологического механизма для сохранения и укрепления в сознании ингрупп позитивной этнической идентичности.

  - Высокая культурная дистанция между группами связана с наличием в них этноцентризма как социально-психологического механизма, защищающего ингруппу от онокультурного влияния в целях сохранения ее этнокультурной идентичности.

   Объектами  данного исследования были представители разных этнических групп: узбеки(70 чел.), русские(50 чел.), татары(20 чел.) и евреи(20 чел.). Были использованы разные методы для выявления состояния групповой этнической идентичности. Результаты исследований показали, что уровень этноцентризма не идентичен во всех обследованных этнических группах. Наиболее высоким он был в группах, составляющих в Ташкенте этническое большинство(узбеков и русских), наименьшим – в группах этнических меньшинств(татар и евреев).

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тезисы: 

  1. Этноцентризм  – это чувство  принадлежности к  определенной группе и гордость, происходящая от этой принадлежности.
  2. Индивиды одновременно участвуют не только в этнической группе, но и в группах другого типа: 1) пирамидально-сегментарный; 2) пересекающийся.
  3. Низкий уровень позитивной групповой идентичности связан с наличием этноцентризма как защитного социально-психологического механизма для сохранения и укрепления в сознании ингрупп позитивной этнической идентичности.
  4. Высокая культурная дистанция между группами связана с наличием в них этноцентризма как социально-психологического механизма, защищающего ингруппу от онокультурного влияния в целях сохранения ее этнокультурной идентичности.
 

  

    

Источник: 

   Статья С.Н.  Артановского «Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии» и статья  В.П.Левковича и И.Б.Андрущака «Этноцентризм как социально-психологический феномен» по книге «Этническая психология хрестоматия», Спб 2003, под редакцией Егоровой; С. 251-272

Информация о работе Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии. Этн