Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:44, реферат
Реферат состоит из 2 частей: первая часть по статье С.Н. Артановского «Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии». Сперва дадим определение термину «этноцентризм», которое будет являться первым тезисом. Этноцентризм – это чувство принадлежности к определенной группе и гордость, происходящая от этой принадлежности.
МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат по социальной философии:
«Проблема этноцентризма,
этнического своеобразия
Реферат состоит из 2 частей: первая часть по статье С.Н. Артановского «Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии». Сперва дадим определение термину «этноцентризм», которое будет являться первым тезисом. Этноцентризм – это чувство принадлежности к определенной группе и гордость, происходящая от этой принадлежности.
Понятие этноцентризма было выдвинуто в начале XX в. американским ученым Сэмнером. Он нарисовал следующую картину первобытного общества: люди жили небольшими группами, делились на бесчисленные племена и объединения, и каждая группа была обособлена от другой. Внутри группы имели место сотрудничество, совместная работа и ритуалы, а между группами отношения всегда были натянутыми. Но позднейшие этнографы, лучше исследовавшие межплеменные отношения среди современных бесписьменных народов, отметили, что ситуация, нарисованная Сэмнером, неточна: существует много племен, которые имеют контакты со своими соседями – с одними дружат, с другими враждуют , и, таким образом, картина представляется очень пестрой, анне такой простой, как это полагал Сэмнер.
Ученые, изучавшие этноцентризм после Сэмнера, отметили обстоятельства, значительно усложняющие картину этноцентризма. Одно из них – тут выделим второй тезис – участие индивидов одновременно не только в этнической группе, но и в группах другого типа. Выделили 2 типа такого множественного соучастия: 1) пирамидально-сегментарный и 2) пересекающийся.
Первый тип
подразумевает членство
Пересекающийся тип означает, что индивид входит более чем в одну группу. А эти группы построены на разнородных основаниях.
Очевидно, что
множественность членства
В американской
научной литературе идея
Есть другая точка зрения, согласно которой конфликт между группами – лишь проективный симптом внутренних психологических состояний индивидов. Поставленное перед лицом врожденной агрессивности индивидов общество направляет эту агрессивность на другие группы, тем самым, смягчая или устраняя борьбу внутри группы.
Американские
ученые поставили вопрос о
границах этноса. Автор считает
плодотворной работу Росса,
Исследуя
«этничность», западногерманские и
американские авторы отметили, что
за последние 25 лет в современном
мире этническая
Вторая часть реферата по статье В.П.Левковича, И.Б.Андрущака «Этноцентризм как социально-психологический феномен».
Этноцентризм
как социально-психологический
Этноцентризм
как характеристика образа
Этноцентризм
в любых формах своего
Были проведены исследования в Ташкенте в феврале-марте 1992г. После провозглашения государственного суверенитета Узбекистана социальный статус узбекской этнической группы как носителя всей полноты политической власти значительно повысился. Приоритет русского языка и культуры вызывали дискомфорт у узбекской этнической группы, выражающийся в разрушении чувства «мы» у коренного этноса. В то же время русская этническая группа после суверенизации Узбекистана испытывала беспокойство вследствие активного вытеснения русского языка и культуры. Были сформулированы следующие гипотезы, которые являются третьим и четвертым тезисами соответственно:
- Низкий уровень позитивной групповой идентичности связан с наличием этноцентризма как защитного социально-психологического механизма для сохранения и укрепления в сознании ингрупп позитивной этнической идентичности.
- Высокая культурная дистанция между группами связана с наличием в них этноцентризма как социально-психологического механизма, защищающего ингруппу от онокультурного влияния в целях сохранения ее этнокультурной идентичности.
Объектами данного исследования были представители разных этнических групп: узбеки(70 чел.), русские(50 чел.), татары(20 чел.) и евреи(20 чел.). Были использованы разные методы для выявления состояния групповой этнической идентичности. Результаты исследований показали, что уровень этноцентризма не идентичен во всех обследованных этнических группах. Наиболее высоким он был в группах, составляющих в Ташкенте этническое большинство(узбеков и русских), наименьшим – в группах этнических меньшинств(татар и евреев).
Тезисы:
Источник:
Статья С.Н. Артановского «Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии» и статья В.П.Левковича и И.Б.Андрущака «Этноцентризм как социально-психологический феномен» по книге «Этническая психология хрестоматия», Спб 2003, под редакцией Егоровой; С. 251-272