Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах
1.1.Специфика и содержание молодежного досуга………...........................7
1.2.Требования к организации и проведению досуга молодежи………....15
Глава II. Анализ досуга молодежи.
2.1. Сравнительный анализ проведение досуга молодежью
на рубеже 60 – 70 годов ХХ века и в наше время.……………………......23
2.2 Проведение опросов и их результаты………………… …….……...39
Глава III. Совершенствование деятельности культурно –
досуговых центров по организации досуга молодежи
3.1.Усовершенствование имеющегося центра досуга молодежи………..42
3.2.Проект спортивно-молодежного комплекса………............................. 51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список используемой литературы.............................................................58
Приложение…………………………………………………………………….60

Работа содержит 1 файл

Шейнина Анастасия ГМУ Д-4.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

     Результаты опроса показали, что интерес к логическим играм возрос в связи с появлением и широким распространением компьютерных игр и увлечения ими большого процента молодёжи.

7) «Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

     А) занимаюсь регулярно; Б) занимаюсь иногда;

     В) совсем не занимаюсь».

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

Таблица 6. Ответы респондентов.

Респонденты «А»

Респонденты «Б»

занимаюсь регулярно  – 39 % ;

занимаюсь регулярно – 41% ;

занимаюсь иногда – 49 % ;

занимаюсь иногда  – 52 % ;

совсем не занимаюсь  – 12 %

совсем не занимаюсь – 7 %.

 

 

     Результаты показывают, что популярность спорта у нынешнего поколения практически не снизилась. Очевидно, спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Хотя в настоящее время бесплатных спортивных секций практически не существует, возникли многочисленные платные секции, в том числе в новых видах спорта, обеспечивающие эту потребность молодёжи. По результатам дополнительных вопросов, не вошедших в анкету, можно сделать вывод, что девушки нынешнего поколения также активно занимаются спортом (аэробикой, шейпингом). Это явление является новым. В предыдущем поколении количество девушек, занимающихся спортом, было значительно ниже.  

8) «Любите ли Вы читать?

     А) не люблю;

     Б) люблю (что именно)».

Допускалось указывать более 1 ответа.

В группе А ответили «не люблю» 29 % опрошенных. Читательские предпочтения остальных  представителей этой группы  разделились следующим образом:

Таблица 7. Ответы респондентов.

Респонденты «А»

Респонденты «Б»

научная фантастика – 65 % ;

приключенческие романы    – 48 % ;

периодика  – 40 % ;

классические произведения – 43 % ;

детективы – 37 % ;

исторические романы –36 % ;

любовные романы   – 23 % ;

книги про войну – 27 % ;

другое – 28 %.

другое  – 21 %.

 

 

В качестве «другого» у респондентов А чаще всего указывалась проза русских и зарубежных писателей, научно-популярная литература, поэзия.     

В группе Б ответили «не люблю» 15 % опрошенных. Читательские предпочтения остальных были такие:

В качестве другого у респондентов Б были указаны книги советских писателей, поэзия, научно-популярная литература.

     Несмотря на некоторое снижение интереса к чтению (71 % против 85 %), всё же подавляюще большинство респондентов группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако, сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным (в его круг входила классическая литература, исторические романы и т.д.), то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон.

9) «Сколько часов в день Вы смотрите телевизор?»

На данный вопрос можно было давать только 1 ответ.

По ответам, полученным в группе А, в среднем респонденты смотрят телевизионные передачи 2 часа в день. В группе Б – 1 час.

     Увеличение времени просмотра телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу.

10) «Какие телевизионные передачи Вы чаще всего смотрите?»

Допускалось указывать более 1 ответа.

Таблица 8. Ответы респондентов.

Респонденты «А»

Респонденты «Б»

зарубежные кинофильмы – 56 % ;

Отечественные художественные фильмы – 71 % ;

музыкальные передачи     – 47 % ;

развлекательные передачи  – 43 % ;

спортивные передачи       – 45 % ;

спортивные передачи  – 41 % ;

сериалы  – 27 % ;

научно-популярные программы–19 %.

другое  – 21 %.

 

В качестве «другого» у респондентов А указывались игровые программы, информационные программы, отечественные художественные фильмы.    

     Различия в ответах респондентов в группах А и Б частично обусловлено тем, что в 60-70х годах телевизионная программа весьма ограничивала возможный выбор.

     Ещё отметим, что место лидирующей категории отечественных фильмов (в группе Б) в группе А заняли зарубежные кинофильмы. С одной стороны, положительной стороной этого явления является более широкое знакомство с жизнью в других странах. С другой стороны, налицо явно доминирующая роль кинопродукции Голливуда, весьма часто пропагандирующей насилие как способ решения всех проблем, а также осуществляющей мировую культурную экспансию США. 

11) «Где Вы обычно отдыхаете в каникулы или отпуск?»

Допускалось указывать более 1 ответа.

 

 

Таблица 9. Ответы респондентов.

Респонденты «А»

Респонденты «Б»

на даче        – 70 % ;

в лагере    – 85 % ;

на море       – 42 % ;

в деревне – 56 % ;

за рубежом – 39 % ;

на море    – 24 % ;

в Москве     – 25 % ;

в Москве  – 11 %.

в лагере       – 15 %.

 

 Из ответов опрашиваемых на этот вопрос видны сильные различия в проведении молодёжью каникулярного времени. Вследствие того, что пионерские лагеря более не существуют, а количество их аналогов очень мало и постоянно уменьшается, доля отдыхающих в них снизилась с 85 % до 15 %.

С другой стороны изменившееся материальное положение многих москвичей и изменения в жизни страны сделали возможным и достаточно широко распространённым отдых в других странах.

Отдых на морских курортах нашей страны тоже стал более широко распространён.

Проведённое социологическое исследование позволило мне сравнить проведение досуга современной молодёжью и молодёжью 60-70х годов. Свои выводы и прогнозы я представлю в следующем разделе работы.

В ходе исследования гипотеза, в целом, подтвердилась. Выявленные различия достаточно велики и существенны. Изменения произошли и в наличии свободного времени у молодежи двух рассматриваемых поколений, и в формах его проведения. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом (например, широкое распространение компьютеров). Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кино-пристрастия, музыка), что связано и с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом.

 Ряд выявленных отличий связан с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок, лавинный поток кино-продукции Голливуда).

 Однако надо отметить, что произошедшие изменения оказались не столь сильными, как можно было предполагать. Отрадно видеть, что молодёжь не потеряла интерес к чтению, по-прежнему увлечена спортом, живёт активной жизнью.

 Мы увидели, что в разных областях своей деятельности, в том числе в области досуга, молодёжи предоставлена большая свобода выбора.

В качестве прогноза можно предположить, что изменения, происходящие в досуге, будут углубляться. Возможно появление новых форм досуга. Но будем надеяться, что всё это будет не мешать, а способствовать активному участию российской молодёжи в жизни нашего общества, России и мира в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 1.

График 2.

 

2.2. Проведение опросов и их результаты.

 

Для того чтобы выяснить, чему же на самом деле отдают предпочтение подростки, было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов. Всего было опрошено 100 человек и получены следующие данные:

Информация о работе Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи