Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа
Актуальность проблемы. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах
1.1.Специфика и содержание молодежного досуга………...........................7
1.2.Требования к организации и проведению досуга молодежи………....15
Глава II. Анализ досуга молодежи.
2.1. Сравнительный анализ проведение досуга молодежью
на рубеже 60 – 70 годов ХХ века и в наше время.……………………......23
2.2 Проведение опросов и их результаты………………… …….……...39
Глава III. Совершенствование деятельности культурно –
досуговых центров по организации досуга молодежи
3.1.Усовершенствование имеющегося центра досуга молодежи………..42
3.2.Проект спортивно-молодежного комплекса………............................. 51
Заключение…………………………………………………………………….57
Список используемой литературы.............................................................58
Приложение…………………………………………………………………….60
Сейчас в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с помощью которых они пытаются изучать досуговые запросы молодежи.
Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.
Следующее требование, предъявляемое к организации и проведению молодежного досуга, полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.
Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением его проведения с учетом различных групп молодежи. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении молодежь, как особая социальная группа, неоднородна: сельская, городская, учащаяся, занятая в различных сферах народного хозяйства, семейная и несемейная и т. д. Естественно, что все эти подгруппы молодежи отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, игры.
Как известно, среди наиболее популярных у молодежи видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту – спортивные клубы, секции, группы здоровья. Как свидетельствует опыт Северодонецка, где большой популярностью пользуются клубы любителей бега, подростковый клуб спортивной борьбы, клуб тяжелой атлетики, школа большого тенниса, кафе – клуб «Шахматное», туристские объединения, спортивно-технические секции, дружба населения со спортом и физкультурой способна не только его оздоровить, но и создать особую жизненную обстановку, особое настроение. Люди не только лучше работают, отдыхают, но и понимают друг друга. Владение специальными психическими, упражнениями создает основы психического саморегулирования, сокращает время восстановления нервных сил.
Игры занимают «важное» место в жизни молодежи, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Некоторые из них совсем не ориентируются в современных массовых играх, не осознают их ценности для себя, другие же относятся к играм преимущественно созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма досуга,— дело серьезное. Надо не забывать дорогу к игровым залам, игротекам. Правда, последних еще не так и много, а нужна их широкая сеть, причем нелишним были бы игротеки-клубы. В подобных заведениях (платных и бесплатных) должна царствовать игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и простая. Здесь, кроме того, можно решать забавные задачи, распутывать сложные детективные истории, участвовать в конкурсах эрудитов, потанцевать, выпить чашечку кофе или чаю. Сюда можно прийти как самому, так и с семьей, детьми.
Привлекают молодых досуговые игры, связанные с использованием игровых автоматов и компьютеров.
Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры – зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.
Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. Каковы же наиболее общие тенденции и проблемы современного молодежного досуга?
Рассмотрим досуг молодежи как особой социальной группы в целом. Можно «посидеть компанией», что является жгучей потребностью, формой самоутверждения для молодого человека. Исследования ученых, да и простейшие житейские наблюдения, показывают, что при всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста индустрии свободного времени – туризма, спорта, библиотечного и клубного дела и т. п. - при всем этом, молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. Ясно, что ввиду всего этого домашний досуг, словно магнит, притягивает к себе юношей и девушек. Его благородного, развивающего влияния на личность молодого человека нельзя отрицать. И все же этот вид досуга не лишен минусов: изолированность человека в «коробке» четырех стек, общение с, духовными ценностями только «на прием», отрыв от физкультурно-спортивных форм досуга, а это не может не усиливать пассивности, инертности молодого человека.
Несомненно, домашний досуг юношей и девушек требует корректного участия старших, в особенности родителей, их помощи и контроля. Удобной в этом отношении формой выступают поездки на отдых всей семьей и организация досуга в семейных клубах (кооперативах). Отдых всей семьей очень сплачивает и обогащает детей и родителей. Но, к сожалению, он пока не всегда возможен.
Что должен учитывать молодой человек, избирая те или иные формы досуга? Прежде всего его отношение к ним не должно быть односторонним. Нужно учиться видеть в каждом виде досуга все его содержание (познавательные, эстетические, воспитательные, развлекательные элементы). Это поможет правильно управлять своим собственным развитием.
Помочь человеку избавиться от однообразия будней, скучных, никому не нужных, если они истрачены зря, вечеров, найти рациональные способы и формы проведения досуга—все это актуальная и далеко не простая задача, решение которой, безусловно, позволит многим придать свободному времени высший смысл, очистить его от влияний анти культуры, расширить рамки своей «возвышенной деятельности», познать радость творчества.
Актуальной для нашего общества является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально – досуговой деятельности.
Казалось бы, сейчас возможности заполнения свободного времени неисчерпаемы. Все доступно современному молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т. д. Но это в теории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи.
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры– зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
Глава II. Анализ досуга молодежи.
2.1. Сравнительный анализ проведение досуга молодежью
на рубеже 60 – 70 годов ХХ века и в наше время.
Проводя свой досуг, молодёжь любой эпохи не только развлекается (что, конечно, имеет место), но и в значительной мере познаёт окружающий мир, окружающих людей, ищет своё место в этом мире, моделирует свою будущую роль в жизни. Поэтому анализ форм досуга позволяет выявить многие тенденции развития молодого поколения.
Тема является актуальной, так как общество производит себя биологически через молодые поколения. Молодёжь в прямом смысле представляет будущее страны. Вследствие её острой восприимчивости ко всему новому её настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим политический и социально-психологический климат в данном обществе, а также дальнейшие пути его развития.
Кроме того предлагаемая мною тема является одной из граней всегда существующей проблемы «отцов» и «детей».
Каждая возрастная группа имеет свои ценности и свою субкультуру. Однако, с другой стороны, поколение нынешних «отцов» в дни своей молодости проходило стадию «детей». Эти две ипостаси старшего поколения наложены в их сознании друг на друга и в своём влиянии на нынешнее поколение «детей» «отцы» проецируют на них и свои воспоминания о том, каково, по их мнению, должно быть «правильное» поведение молодёжи, и взгляды, выработанные у них в более позднем возрасте.
Родители часто сравнивают жизнь современной молодёжи, в частности, её досуг с тем, как это было во времена их молодости. Зачастую у молодёжи это вызывает раздражение, но иногда возникает интерес, как протекала молодость наших родителей.
Проблемой является сходство и различие проведения своего свободного времени молодёжью двух поколений. Это может быть связано с изменением экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, с изменением менталитета людей.
Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени, являются ли эти изменения существенными. Также интересно определить направление этих изменений и их темпы.
Объектом исследования являлись жители города Москвы, которым в настоящее время от 13 до 20 лет и от 45 до 53 лет (то есть те, кто попадал в возрастной диапазон 13-20 лет на рубеже 60-70х годов ХХ века).
Так же в данной работе произвелось сравнение проведения свободного времени современной московской молодёжью и московской молодёжью рубежа 60-70х годов прошлого века, выявление структуры досуга, а также различий и сходных черт его.
Перед началом исследования была выдвинута следующая гипотеза. Предполагалось, что имеются существенные различия в проведении свободного времени юношами и девушками двух поколений, а именно в изменении процентного соотношения между старыми видами досуга; в появлении качественно новых видов проведения свободного времени, связанных с техническим прогрессом (например, повсеместное распространение компьютеров) и с экономическим положением (например, международный туризм, распространение видов спорта, требующих больших материальных затрат).
Изменение форм досуга предполагалось также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества (если раньше стоимость билета в хороший театр или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить сходить на модный спектакль или на хороший концерт).
Базой являлись данные, полученные в результате, во-первых, изучения литературы по социологии (в частности, по вопросу проведения социологических исследований) и, во-вторых, данные, полученные в результате социологического опроса, проведённого в декабре 2008 – январе 2009 года.
В число опрошенных входили представители различных категорий населения. В частности, респондентами возрастной категории от 13 до 20 лет являлись учащиеся школ, колледжей, техникумов и младших курсов институтов, а также работающая молодёжь. В число опрошенных респондентов возраста от 45 до 53 лет также вошли представители различных слоёв населения, в частности, рабочих, служащих, предпринимателей, домохозяек, безработных.
В качестве опросного метода мною было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения.
Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.
В проведённом социологическом опросе анкета включала открытые, закрытые, а также полузакрытые вопросы. Закрытые вопросы позволили более точно разделить мнения респондентов по заранее предполагаемым группам. С помощью открытых вопросов удалось получить дополнительную информацию, то есть ту, существование которой не учитывалось. Полузакрытые варианты ответов дали возможность разделить мнения опрашиваемых по предполагаемым группам, но с учётом индивидуальных особенностей респондентов.