Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования ─ изучить технологий работы регионального отделения УПФР по осуществлению софинансирования дополнительных страховых взносов граждан.
Задачи исследования:
- изучить место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения;
- рассмотреть особенности правового регулирования софинансирования пенсионных взносов граждан;
- проанализировать условия вступления граждан в программу софинансирования
- изучить опыт реализации программы софинансирования в Управлении Пенсионного фонда в Калининском районе города Челябинска;
- дать рекомендации по продвижению программы софинансирования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………..
5
1.1. Место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения 5
5
1.2. Правовое регулирование софинансирования пенсионных взносов граждан в РФ…………………………………………………...
10
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ СОФИНАНСИРОВАНИЯ С ГРАЖДАНАМИ РФ НА ПРИМЕРЕ ……
19
2.1. Дополнительные страховые взносы: общее положение и условие вступление в программу………………………………………
19
2.2. Опыт реализации программы софинансирования в Управлении Пенсионного фонда …….
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
35
—
страховой номер
— фамилия, имя и отчество застрахованного лица;
—
сумма взносов каждого
— сумма взносов работодателя (в случае их уплаты).
Составленный реестр не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись взносы, необходимо сдать в территориальное отделение ПФР [11, п. 6 ст. 9]. Как и в случае с заявлением, организации со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек должны направлять реестры в электронном виде.
Федеральным законом № 56-ФЗ определено, что работодатели могут (по своему желанию) вносить дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии своим сотрудникам, исполняя, таким образом, роль участника софинансирования. Размер такого вклада в будущую пенсию работника определяется и рассчитывается работодателем самостоятельно, причем каждый месяц и в отношении каждого застрахованного (п. 3 ст. 8 Закона № 56-ФЗ).
Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением [11, п. 3 ст. 9].
Рассмотрим налоговые льготы. Законодатели предусмотрели ряд налоговых льгот для работодателей — участников системы софинансирования пенсионных накоплений. Соответствующие поправки в НК РФ вносит Федеральный закон от 30.04.2008 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Взносы работодателей, уплачиваемые организацией в соответствии с Законом № 56-ФЗ в счет будущей пенсии сотрудников, не подлежат обложению НДФЛ только в сумме, не превышающей 12 000 руб. в год [11, п. 1 ст. 3]. Кроме того, платежи в пределах 12 000 руб. в год включены в перечень выплат, не облагаемых единым социальным налогом [ 11, п. 3 ст. 3]. Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 55-ФЗ данные взносы работодателей уменьшат базу по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда.
Гражданам в соответствии с Законом № 55-ФЗ предоставляется социальный налоговый вычет на дополнительные добровольные страховые взносы в размере фактически произведенных затрат, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде.
За подтверждением своих расходов застрахованный может обратиться к работодателю, если тот ранее взял на себя обязанности агента по уплате добровольных пенсионных взносов.
Оба закона — № 56-ФЗ и № 55-ФЗ, определяющие нормы дополнительных страховых взносов граждан на накопительную часть пенсии и софинансирования этих сумм государством и работодателями, вступают в силу с 01.10.2008, за исключением тех положений, которые начнут действовать с 01.01.2009. Однако необходимо отметить, что основные положения, регламентирующие функционирование системы софинансирования, начнут действовать именно с 01.01.2009. До этого времени у граждан будет возможность лишь подключиться к этой системе, подав соответствующее заявление. С будущего года вступят в силу и предусмотренные законом налоговые льготы [11, ст. 16].
При ежемесячном платеже работника в 1000 руб. и таком же взносе государства сумма дополнительного вклада на будущую пенсию составит 24 000 руб. в год, а за 10 лет участия в программе — 240 000 руб. (без учета результатов инвестирования). Поделив эту сумму на 12 месяцев и на среднестатистический срок нахождения на пенсии, равный 19 годам (коэффициент, определенный Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), получается ежемесячная сумма доплат — 1052 руб. (без учета прибавки, которую можно получить за счет инвестирования).
С
целью выяснения, как относятся
российские граждане к изменениям в
пенсионном обеспечении, обратимся
к недавним опросам ВЦИОМ, проведенным
в апреле 2008 г. (пресс-выпуски ВЦИОМ
№ 931 и № 942).
По-прежнему главную роль в пенсионном
обеспечении россияне отводят государству:
по мнению 73% опрошенных (в 2007 г. было 69%),
оно должно заботиться о будущих пенсиях
работников. Как и ранее, 8% возлагают эту
заботу на работодателей и лишь 1% — на
профсоюзы. Доля тех, кто уповает на собственные
силы, сократилась с 16 до 11%. Кроме того,
среди респондентов, участвующих в накопительной
системе, 60% доверили деньги ВЭБу, иными
словами, все тому же государству. Перевели
накопления в НПФ или управляющую компанию
6% опрошенных. Треть опрошенных вообще
не знает, где находятся их отчисления.
О новом законе так или иначе знает каждый третий россиянин. Но разобрались в его положениях лишь 5% опрошенных, а 29% только «слышали об этом».
Отчислять часть своего заработка на будущую пенсию готова четвертая часть опрошенных (23%). Половина не планирует этого делать, и еще 26% затрудняются с выбором.
Какие суммы граждане готовы отчислять в счет пенсионного взноса? Из тех, кто собирается это делать, 17% планируют тратить в год до 1000 руб., столько же (17%) — от 1000 до 5000 руб. Сумму от 5000 до 10 000 руб. называют 14% респондентов, а от 10 000 до 15 000 руб. — 18%; свыше этой суммы — только 7%.
Выразили намерение продолжить работу в пенсионном возрасте на срок до пяти лет 22% опрошенных. Период от 6 до 10 лет указывают 9%, свыше 10 лет – 7%.
Один
год участия работающего
Минфин России полагает,
что объем средств для софинансирования
программы из Фонда национального благосостояния
составит около 1 трлн руб. Участвовать
в программе, по прогнозам Минфина России,
будут около 7–10 млн. россиян.
На сегодняшний день в программу вступило
более 3,35 млн. россиян, из них 1 135 355 человек
в 2010 году. Больше половины участников
– граждане в возрасте от 30 до 50 лет, около
30 % в возрасте 51 год и более. Что касается
молодого поколения, то за счет софинансирования
увеличить будущую пенсию решили почти
20 % людей до 30 лет. Наиболее активны женщины
– 66,4 % от общего числа вступивших.
Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии это – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены 56-Федеральным законом.
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличивать свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство.
Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» получивший народное название «1000+1000» или Программа государственного софинансирования пенсии.
Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках Программы. Граждане вправе сами определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное для них время. Если застрахованное лицо перечисляете на накопительную часть своей пенсии менее 2 000 рублей в год, софинансирование пенсии государством не осуществляется.
Например, вы платите 2 000 рублей в год – государство доплачивает еще 2 000 рублей. Итого, на индивидуальный счет в Пенсионном фонде будет зачислено 4 000 рублей в год. Если уплачено 12 000 рублей в год – государство доплатит еще 12 000 рублей. Итого, за год счет пополнится на 24 000 рублей. Можно вносить в фонд своей будущей пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос государства при этом не превысит 12 000 рублей в год.
Нынешние пенсионеры могут участвовать в Программе на общих условиях. Государство софинансирует их взносы на накопительную часть пенсии в пределах 12 000 рублей в год. То есть индивидуальный счет пенсионера в Пенсионном фонде может за год суммарно пополниться на сумму до 24 000 рублей в год. Особенно это выгодно пенсионерам.
Особые условия для участия в Программе государственного софинансирования пенсии созданы для граждан, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет), но не обратились в Пенсионный фонд за начислением ни одной из частей трудовой пенсии. Для них объем государственного софинансирования увеличивается в четыре раза, но не превышает 48 000 рублей в год. То есть, перечислив 12 000 рублей в год на накопительную часть пенсии, с учетом взноса государства гражданин за год пополнит свой индивидуальный пенсионный счет на 60 000 рублей в год [ 11, cт 4].
Льготы для участников Программы. Из сумм, которые внесутся на накопительную часть пенсии в рамках Программы софинансирования, может быть произведен налоговый вычет, средства которого можно использовать на определенные цели (образование, здравоохранение, добровольное пенсионное страхование и т.д.).
В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и старше).
Чтобы получить право на государственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление (см. Приложение 1) в Пенсионный фонд Российской Федерации. Заявление можно подать либо лично, обратившись в территориальное орган Пенсионного фонда по месту жительства, либо через своего работодателя, либо через трансферагента (к ним относятся организации, с которыми Пенсионный фонд заключил соглашение о взаимном удостоверении подписей: банки, включая Сбербанк России, негосударственные пенсионные фонды, Почта России и др.)
Если
принято решение подавать заявление
лично в территориальный орган
Пенсионного фонда по месту жительства,
для приема заявления необходимо
представить паспорт и
Также можно прислать заявление по почте, но такое заявление должно быть заверено нотариусом или должностными лицами консульских учреждений РФ в случаях, если гражданин находится за пределами Российской Федерации.
Сделать взнос в накопительную часть пенсии в рамках Программы софинансирования можно самостоятельно, перечислив средства в бюджет Пенсионного фонда через банк. Бланк платежной квитанции с реквизитами (см. Приложение 2) можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства. Также можно заполнить платежную квитанцию лично, вписав в нее необходимые реквизиты территориального органа Пенсионного фонда по месту жительства. Еще проще делать это через работодателя, поручив ему согласно направленному ему заявлению удерживать Ваши взносы из заработной платы и перечислять их в Пенсионный фонд. Работодатель может стать третьей стороной софинансирования накопительной части пенсии своих сотрудников. Это дает ему ряд дополнительных преимуществ. В частности, работодатель освобождается от уплаты единого социального налога в размере производимого им софинансирования в пределах 12 000 рублей на одного работника в год. Помимо этого, суммы софинансирования включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.