Софинансирование пенсионных накоплений граждан как технология социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования ─ изучить технологий работы регионального отделения УПФР по осуществлению софинансирования дополнительных страховых взносов граждан.
Задачи исследования:
- изучить место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения;
- рассмотреть особенности правового регулирования софинансирования пенсионных взносов граждан;
- проанализировать условия вступления граждан в программу софинансирования
- изучить опыт реализации программы софинансирования в Управлении Пенсионного фонда в Калининском районе города Челябинска;
- дать рекомендации по продвижению программы софинансирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………..


5
1.1. Место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения 5
5
1.2. Правовое регулирование софинансирования пенсионных взносов граждан в РФ…………………………………………………...

10
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ СОФИНАНСИРОВАНИЯ С ГРАЖДАНАМИ РФ НА ПРИМЕРЕ ……



19
2.1. Дополнительные страховые взносы: общее положение и условие вступление в программу………………………………………

19
2.2. Опыт реализации программы софинансирования в Управлении Пенсионного фонда …….

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
35

Работа содержит 1 файл

курсовая по технологии 2010.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     В российских нормативно-правовых актах, законопроектах, правительственных программах в 1990-е гг. стало мелькать словосочетание «пенсионное страхование». Однако в большинстве документов понятие «пенсионное страхование» не связывается с понятием «государственное социальное страхование» (особенно в тех, где речь идет о пенсионной реформе). Одним из немногих исключений стала Программа социальных реформ в Российской Федерации в период 1996-2000 гг. В разделе IV Программы, говорящей о реформировании структуры государственного социального страхования, подчеркивалось, что наиболее эффективно защита от социальных и профессиональных рисков может быть организована в рамках отдельных видов социального страхования, и среди этих видов первым называется пенсионное страхование.

     Есть  основания утверждать, что действовавший  до 2002 г. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» был задуман как страховой закон. Он приближал обеспечение граждан пенсиями к пенсионному страхованию гораздо ближе, чем все ранее действовавшее страхование. Во-первых, его реализация была связана с использованием средств специального Пенсионного фонда России, в котором аккумулировались страховые платежи. Во-вторых, исчисление пенсий более строго, чем ранее, стало связываться с теми выплатами гражданам, на которые начислялись страховые взносы в ПФР (например, ранее страховые взносы на оплату труда по совместительству, на авторский гонорар начислялись, но при исчислении пенсий они не учитывались). В-третьих, исчисление пенсии по формуле 55% + 1% (но не более 75%) заработка давало возможность увеличивать пенсию тем, кто имел большой трудовой стаж, а значит, за кого работодатель уплачивал страховые взносы довольно продолжительный период. В-четвертых, к участию в отчислении средств на пенсии были привлечены работающие граждане — для них был введен страховой взнос в размере 1% от заработка.

     К сожалению, многое из того, что приближало нас к пенсионному страхованию, в последующем оказалось сведенным на нет и пенсионное обеспечение превратилось почти в уравнительное. Этому способствовало также довольно интенсивное в последние годы XX в. расширение пенсионных льгот и круга лиц, получающих пенсию.

     Таким образом, говорить о том, что пенсионное страхование является чем-то новым для нашей страны, было бы неправильным, как и нельзя отрывать пенсионное страхование от государственного социального страхования в целом. Закон о государственных пенсиях 1990 г., хотя и принимался первым из числа нормативно-правовых документов, регулирующих отношения в сфере российского государственного социального страхования, находится с ним в одной связке.

     В пенсионном обеспечении болевые  точки появились по тем же причинам, что и в обеспечении пособиями, в сфере занятости населения, в обязательном медицинском страховании. Это кроме инфляционных и иных неблагоприятных экономических процессов, приводящих к отсутствию достаточной экономической базы, демографическая ситуация в стране, имущественное расслоение граждан, сложность и в то же время недостаточная полнота действующего законодательства, постоянная реорганизация структуры (системы) исполнительной власти и, как следствие этого, перегруппировка функций государственных служб, охват социальными выплатами широкого круга граждан, получение их и теми, кто в поддержке государства не нуждается.

1.2. Правовое регулирование софинансирования пенсионных взносов граждан

 

     Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений» утверждена система  пополнения пенсионных накоплений граждан. Закон вступит в силу с 1.10.2008. С этого момента наряду с будущими пенсионерами и государством в формировании пенсии своих работников смогут участвовать и работодатели.

Как формировался новый закон

       Пенсия среднестатистического россиянина на сегодняшний день достигает 4757 руб. Несмотря на то что эта сумма прошлом году составляла 4240 (по данным Росстата), доход вышедшего на пенсию россиянина составляет лишь около четверти его средней зарплаты. Это означает, что доход работника, вышедшего на пенсию, сокращается в четыре раза, что крайне негативно сказывается не только на конкретном человеке, но и на социальном состоянии общества в целом. Если же учесть два фактора: сокращение числа занятых в экономике страны и нарастающий дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, который возмещается за счет бюджетных средств, введение новых элементов в пенсионную систему предопределено.

      Общий принцип нововведений был обнародован три года назад Президентом РФ в своем Послании Федеральному Собранию: работник делает дополнительный взнос, а государство добавляет к нему такую же сумму из бюджета.

     Споров вокруг этого было немало, рассматривалось несколько вариантов добровольных пенсионных взносов. Рассмотрим некоторые из них. Бывший глава Минздравсоцразвития России М. Зурабов предлагал перевести накопительную систему (для граждан, родившихся после 1967г.) из обязательной в добровольную. Однако этот вариант подвергся резкой критике экспертов и правительства. Позднее министерство внесло правительству РФ другое предложение — о стимулировании добровольных накоплений граждан, родившихся до 1967 г. и исключенных в 2004 г. из обязательной накопительной системы. Предполагалось, что граждане будут добровольно отчислять на накопительные счета в ПФР до 4% своих доходов. Внесло предложение и Министерство экономического развития и торговли РФ, предложив гражданам осуществлять обязательные ежемесячные платежи в накопительную часть трудовой пенсии в размере 3% от зарплаты; а государство, в свою очередь, должно было эти суммы софинансировать. Минздравсоцразвития России продолжало настаивать на добровольности отчислений и предложило еще один вариант: граждане добровольно переводят средства в негосударственный пенсионный фонд при софинансировании этих сумм со стороны государства.

      В итоге Правительство РФ выбрало добровольную схему с государственным софинансированием через Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Законопроект  о дополнительных страховых взносах претерпел значительные изменения уже при подготовке ко второму чтению в Госдуме. После согласования с профсоюзами, работодателями, правительством и Правовым управлением Президента РФ в проект внесены поправки. Возросла верхняя граница софинансирования государством добровольных накоплений граждан, особенно для пенсионеров, не оформивших выход на пенсию. Для них сумма софинансирования увеличена с 30 000 до 48 000 руб. (т. е. государство будет добавлять 4000 руб. к каждой 1000 руб., вложенной гражданином). Более четко прописан порядок уплаты добровольных отчислений. Для работодателей и граждан — участников проекта разработана система определенных налоговых льгот [11, c 165].

      Рассмотрим основные положения закона. К программе пенсионного софинансирования можно подключиться в течение пяти лет — с 01.10.2008 по 01.10.2013. При этом существует два финансовых условия: взнос работника должен быть не меньше 2000 руб. в год. (Верхний порог отчислений не ограничен. Но эксперты подсчитали, что наиболее выгодно вносить по 1000 руб. каждый месяц, т. е. 12 000 руб. в год.) Государство будет добавлять ровно столько же, сколько вложил работник, но не больше 12 000 руб. в год — именно поэтому программу стали называть «тысяча на тысячу». В соответствии с законом государство будет участвовать в проекте в течение 10 лет, а дальше копить деньги на будущую пенсию гражданам придется самостоятельно.

     Участвовать в добровольном пенсионном накоплении могут абсолютно все, у кого есть свидетельство обязательного пенсионного страхования. Таким образом, закон исполнил решение Конституционного Суда РФ, согласно которому «выпавшее» из накопительной части государственной пенсионной системы «поколение 40-летних» (тех, кто родился в 1966 г. и ранее) получает возможность откладывать средства на будущую пенсию. В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона № 56-ФЗ «мужчины 1953–1966 гг. рождения и женщины 1957–1966 гг. рождения, в пользу которых страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачивались в период с 2002 по 2004 г. включительно, вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществлять выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд».

     Более того, закон распространил действие добровольной накопительной схемы  и на работников, достигших пенсионного возраста. При этом действует льготная система софинансирования — 1:4, о которой уже упоминалось. Правда, при одном условии: человек не должен оформлять выход на пенсию. При этом он не теряет страховую часть пенсии: она продолжает пополняться на его лицевом счете и индексироваться.

     Одно  из условий участия в проекте: гражданин должен входить в систему  обязательного пенсионного страхования, т. е. быть зарегистрированным в Пенсионном фонде РФ. Зарегистрироваться можно  и одновременно с подачей заявления о включении в систему добровольного дополнительного пенсионного страхования [ 11, п. 6 ст. 4 ].

     Размер  дополнительных взносов граждане определяют самостоятельно – либо в твердой  сумме, либо в процентах от заработной платы [ 11, ст. 5]. При этом у работника остается возможность приостановить платежи и возобновить их в любой момент [11,п. 2 ст. 3]. Вхождение в программу имеет простую процедуру: необходимо написать соответствующее заявление по месту работы [11, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4]. Граждане могут также перечислять дополнительные страховые взносы самостоятельно [ 11, ст. 6] и представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации копии платежных документов. В этом случае заявление о добровольном вступлении в систему дополнительного пенсионного страхования необходимо подать непосредственно в территориальное отделение ПФР по месту жительства или в организации-трансферагенты, которыми выступают, как и при обязательном пенсионном страховании, банки и НПФ. Можно послать заявление по почте, но в этом случае подпись необходимо заверить у нотариуса. Подать заявление можно в период с 01.10.2008 по 01.10.2013.

     Добровольные  взносы на накопительную часть пенсии инвестируются в том же порядке, как и пенсионные накопления, в системе обязательного страхования (этот порядок регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»). То есть будущий пенсионер выбирает частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд либо по умолчанию оставляет накопления в управлении Внешэкономбанка — государственной управляющей компании.

     При этом в законе жестко определены сроки: добровольные отчисления государство  направляет на инвестирование не позднее 15 мая года получения средств на софинансирование формирования пенсионных накоплений [11, ст. 15]. Однако передавать эти средства на инвестирование будут не один раз в год, как предполагалось ранее, а каждый квартал, следовательно, деньги уйдут в выбранную гражданином управляющую компанию через три месяца, а не через год, как это принято в обязательном пенсионном страховании [11, п. 3 ст. 11].

     Сумма добровольных накоплений может наследоваться. Но только в случае, если работник умирает, не успев оформить трудовую пенсию. Тогда сумма его накоплений будет выплачена его правопреемникам [11,ст. 16]. 

      Рассмотрим  роль работодателя. Федеральный закон № 56-ФЗ разрешает участвовать в программе софинансирования и работодателям [11,ст. 8], которые до сих пор могли увеличить пенсии своих сотрудников только с помощью негосударственных пенсионных фондов.

     В системе добровольных пенсионных накоплений работодателю отводится две роли. Прежде всего, организации будут выполнять, как уже было сказано, функции агента по уплате добровольных взносов своих работников.

Получив от сотрудника заявление о вхождении  в систему дополнительных страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, работодатель в течение  трех дней должен направить его в  ПФР по месту своей регистрации [11, п. 4 ст. 4]. При этом, если среднесписочная численность работников в организации превышает 100 человек, заявления в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» необходимо подать в электронной форме [11, п. 4 ст. 4 ].

С первого  числа месяца, следующего за тем, в  котором работодателем было получено заявление, он обязан ежемесячно исчислять, удерживать из заработка сотрудника и перечислять за него дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии [11, ст. 7]. Размер отчислений работник определяет в твердой сумме либо в процентах от базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование. Работник может изменить размер выплат, но обязательно должен известить об этом работодателя документально, подав соответствующее заявление. Если работник увольняется и трудовой договор с ним прекращается, то функции работодателя как агента по уплате дополнительных пенсионных платежей прекращаются. В этом случае работодатель обязан одновременно с выдачей расчетного листка предоставить бывшему работнику информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных взносах на будущую пенсию [11, п. 3 ст. 5].

     Дополнительные  страховые взносы сотрудников работодатель должен перечислять единым платежом с оформлением отдельного платежного поручения. Одновременно с этим ему необходимо сформировать реестр застрахованных лиц [11, п. 4 ст. 9], в котором должны быть указаны следующие сведения:

     — общая сумма перечисляемых средств, включающая сумму взносов работников и организации, если ею принято решение об их уплате (данная цифра должна быть заверена банком, через который производилось перечисление средств);

     — номер платежного поручения и  дата его исполнения;

Информация о работе Софинансирование пенсионных накоплений граждан как технология социальной защиты населения