Софинансирование пенсионных накоплений граждан как технология социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования ─ изучить технологий работы регионального отделения УПФР по осуществлению софинансирования дополнительных страховых взносов граждан.
Задачи исследования:
- изучить место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения;
- рассмотреть особенности правового регулирования софинансирования пенсионных взносов граждан;
- проанализировать условия вступления граждан в программу софинансирования
- изучить опыт реализации программы софинансирования в Управлении Пенсионного фонда в Калининском районе города Челябинска;
- дать рекомендации по продвижению программы софинансирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………..


5
1.1. Место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения 5
5
1.2. Правовое регулирование софинансирования пенсионных взносов граждан в РФ…………………………………………………...

10
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ СОФИНАНСИРОВАНИЯ С ГРАЖДАНАМИ РФ НА ПРИМЕРЕ ……



19
2.1. Дополнительные страховые взносы: общее положение и условие вступление в программу………………………………………

19
2.2. Опыт реализации программы софинансирования в Управлении Пенсионного фонда …….

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
35

Работа содержит 1 файл

курсовая по технологии 2010.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение

      высшего профессионального образования

 
 
 
 
 

                                КУРСОВАЯ РАБОТА

Софинансирование  пенсионных накоплений граждан как технология социальной защиты населения 
 
 
 

            .

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2010

      ОГЛАВЛЕНИЕ

      

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………….. 

 
 

5

1.1. Место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения 5  

5

1.2. Правовое регулирование софинансирования  пенсионных взносов граждан в РФ…………………………………………………...

 
10

Глава 2.  ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ СОФИНАНСИРОВАНИЯ С ГРАЖДАНАМИ РФ НА ПРИМЕРЕ  ……

 
 
 
19

2.1. Дополнительные страховые взносы: общее положение и условие  вступление в программу………………………………………

 
19

2.2. Опыт реализации программы софинансирования  в Управлении Пенсионного фонда  …….

 
25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

32

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

35

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….

39

      ВВЕДЕНИЕ

 

        Социальная значимость пенсионной системы определяется тем, что она затрагивает жизненно важные интересы большинства населения. Данная значимость связана с увеличением количества числа пенсионеров и уменьшением количества работающих граждан.

     С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы.

 В 2002 - 2004 гг. накопительная часть в обязательном порядке формировалась у мужчин 1953 - 1966 года рождения и женщин 1957 - 1966 года рождения. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом отчисления, которое уже были сделаны, инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами, в зависимости от желания граждан, и будут выплачиваться после выхода на пенсию в составе накопительной части пенсии.

   С 1 октября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», получивший народное название «1000+1000» или Программа государственного софинансирования пенсии. Это возможность увеличить будущую трудовую пенсию граждан с участием государства.     

      Дополнительное пенсионное обеспечение (англ. additional provision) - система пенсионного обеспечения, осуществляемого наряду с государственной системой пенсионного обеспечения как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

      Пенсионная  реформа, являясь очень важной как  для граждан, так и для государства, представляет собой область стратегических интересов, от которой зависит как социальное благополучие людей, так и развитие экономики государства. Поэтому эта сфера привлекает большое внимание специалистов в разных областях: демографии, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.

      Данные  проблемы описаны в статьях отечественных специалистов в сфере пенсионного обеспечения - Г.П. Дегтярев, А.К. Соловьев, Л.И. Сычева, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, В.П. Чернобровин, А.Р. Шафигуллин и др.

     Объект  исследования ─ пенсионное обеспечение граждан в РФ.

      Предмет исследования ─ технология софинансирования дополнительных страховых взносов граждан в РФ.

      Цель  исследования ─ изучить технологий работы регионального отделения УПФР по осуществлению софинансирования дополнительных страховых взносов граждан.

      Задачи  исследования:

- изучить  место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения;

- рассмотреть  особенности правового регулирования  софинансирования пенсионных взносов  граждан;

-    проанализировать условия вступления граждан в программу софинансирования 

- изучить опыт реализации программы софинансирования в Управлении Пенсионного фонда в Калининском районе города Челябинска;

-   дать рекомендации по продвижению  программы софинансирования.

      В процессе исследования были использованы следующие методы: всеобщий диалектический метод; наблюдение, анализ документов и отчётов регионального отделения ПФР, изучение и анализ научной литературы, библиографический.  
 
 
 
 

      Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Место пенсионного страхования в системе социальной защиты населения

 
 

     Государственное социальное страхование наемных работников возникло в конце XIX в. в Германии. Вопросами пенсионного обеспечения по старости и инвалидности ведали специальные страховые органы. Фонды на эти виды пенсионного обеспечения формировались путем взносов, уплачиваемых в равных долях застрахованными и предпринимателями.

     Вслед за Германией законы об обязательном государственном страховании были приняты и в других странах Европы. Вначале они охватывали сферу страхования от несчастных случаев на производстве, затем — по болезни, инвалидности, старости, безработице.

     В современном мире существуют только три базовых института пенсионного обеспечения, сочетание которых позволяет получить десятки комбинаций национальных пенсионных систем (модели пенсионных систем) [14, c 3].

     Первый  институт — это социальная помощь. Данная форма социальной поддержки  престарелых была единственной в  доиндустриальный период и в советские времена. В современных государствах играет роль механизма борьбы с бедностью.

     Второй  институт — личное добровольное страхование пенсий с помощью накопления достаточных финансовых средств, для покупки аннуитета (или пожизненной ренты). В раннее индустриальных обществах играл роль основного механизма самозащиты работников и мелких предпринимателей в период прекращения ими трудовой деятельности. В настоящее время получил новое дыхание в форме обязательного личного страхования пенсий в странах Латинской Америки.

     Третий  институт — обязательное социальное страхование всех лиц наемного труда и большинства само занятого населения. Получил широкое развитие и распространение в индустриальных и постиндустриальных обществах. Цель — сохранение с помощью коллективных (массовых) форм страхования социальных рисков (рисков утраты заработной платы) жизненного уровня, достигнутого в трудоспособном периоде.

     Проблемы  пенсионного обеспечения в 80-90-е  гг. истекшего столетия оказались  в центре научных и общественных дискуссий и политики во всех странах мира. С некоторого времени пенсионные реформы стоят на повестке дня правительств и таких международных организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирный банк. [40, с.59]

     Методической основой для нахождения наиболее эффективного сочетания трех выше обозначенных институтов пенсионного обеспечения и форм развития каждого из них могут служить следующие положения:

     1. Требуется разработать научный  инструментарий по оценке социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и на этой основе упорядочить организационные, финансовые и правовые формы социального, личного страхования и социальной помощи.

     2. Необходимо разработать новый  порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении пенсионной системы: долю государства следует повысить (за счет покрытия расходов по не страховым функциям) с 8% до 15-20% от объема общих расходов; долю работодателей снизить с 90% до 70-80% от объема общих затрат; долю работников повысить с 2% до 10-15% от объема общих затрат. Соотношение и размеры страховых тарифов (в % от фонда оплаты труда) в системе базового пенсионного института социального страхования в таком случае соответствовали бы общепринятой практике развитых стран.

     3. Требуется усилить взаимозависимость  между размерами страховых взносов и пенсий. Определение размера пенсии должно быть увязано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода. Данная мера позволит обеспечить равенство прав и ответственности застрахованных лиц.

     4. Необходимо ускорить формирование  профессиональных пенсионных систем  для производств с высокими  уровнями риска повреждения здоровья  и утраты трудоспособности (профессионального риска). В пенсионной системе требуется объединение профилактических функций и механизмов по предупреждению инвалидизации и реабилитации (медицинской, социальной и профессиональной) досрочно выходящих на пенсию по инвалидности от профессиональных заболеваний и травматизма.

     Суть  государственного социального страхования, которая в нашей стране состояла в уплате страховых взносов и  в получении при наступлении определенных законодательством юридических фактов (реализации социальных рисков), установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению. Другое дело, что выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, а посему пенсионное обеспечение не носило наименование «пенсионное страхование», подобное было присуще всему советскому социальному страхованию.

     Чем больше трудовой стаж работника, тем  больше за него было уплачено страховых  взносов работодателем, но прямой связи  с суммами страховых платежей не существовало. При выплате пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста, единовременных пособий практически не имела значение даже продолжительность уплаты взносов. Так, дифференциация размеров пособия по временной нетрудоспособности многие годы зависела от непрерывного стажа работника и тем самым преследовала иные цели — закрепление кадров на производстве [ 23, c 144].

     Пенсионная  реформа имеет не только экономический, но и правовой аспект. Даже при самом  благоприятном финансовом прогнозе неудачное правовое оформление запланированных нововведений может привести к отрицательным для настоящих и будущих пенсионеров результатам. Правовое регулирование многих общественных отношений, особенно социальных, вызывает тревогу, поскольку не так уж редко сегодняшние законодатели игнорируют имеющиеся научные разработки прошлых лет, исторические вехи развития законодательства о социальных выплатах, считая, что они не могут быть приняты во внимание, поскольку пришлись на советское время. Однако есть выдержавшие проверку временем понятия, принципы, которые следует корректировать, дополнять с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, но никак не отрицать.

Информация о работе Софинансирование пенсионных накоплений граждан как технология социальной защиты населения