Социология студенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие студенчества и его место в социальной структуре;
2) выявить изменения ценностных ориентаций у современного российского студенчества в результате реформ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Сущность студенчества в социальной структуре общества…………………………..4
1.1. Понятие о студенчестве………………………………………………………………….4
1.2. Место студенчества в социальной структуре общества……………………………8
1.3. Социальный статус и самочувствие студента……………………………………….10
II. Факторы студенчества и группы ценностных ориентаций………………………….14
2.1. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики………………………………………………………………………………………………14
2.2. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества………………………………………………………………………………………….18
Заключение…………………

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

    Наиболее  актуальные проблемы молодежи связаны  с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ  смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений  вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ  и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной  культуре, ее истории, традициям, к носителям  национального самосознания; падение  престижа образования как способа  социальной адаптации, культурной преемственности  и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении  общенациональных, региональных и местных  проблем.

    Социологи молодежи отмечают, что с 80-х годов  происходит "снижение ценностей  общественно значимых (приносить  пользу обществу, исполнять свой долг перед государством, быть нужным людям  и т.д.)". Это все объясняется  процессом прощания с "социалистическим" детством, сопровождаемого послушностью излишне "заботливому" Западу. Таким  образом, все российское общество уподобилось  студенчеству в его двоякой отчужденности  от прошлого "детства" и будущего "отцовства", а само студенчество оказалось возведенным в квадрат.

    Конец  двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых  социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. "За предельно  короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в  многоликий портрет "россиянина". ... Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого  поколения". "Возрастает стремление студенчества  к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее". В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировозренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой  молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов — преемственности и изменчивости. Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что  механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.

    В большей части теоретических  исследований студенческой молодежи авторы отмечают факт сходства нынешней динамики ее ценностных ориентаций с коренным переломом ценностных устремлений  российских студентов начала XX в.

Заключение

    Подводя итоги, можно сказать следующее: во-первых, изменения в составе  студенчества по социальному происхождению  и по уровню жизни указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе по вузам, факультетам, профессиональным отрядам. Постепенно приоритет в  формировании студенчества переходит  к слоям, более адаптированным к  экономическим реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться  и дальше, то доступ беднейших слоев  к высшему образованию окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему  образованию сохранился, что также  нашло отражение в «подъеме»  его ценности в иерархии ценностей  студентов. Однако противоречия, возникающие  между институтом высшего образования  и различными другими сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных  последствий. Они многообразны по своим  проявлениям и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности  студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев  образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

    Итак, молодежь стремится получить высшее образование, считая, что «без него в нынешние времена никуда», но не стоит забывать, что диплом перестает  быть гарантией трудоустройства  и ставит его обладателя в зависимость  от спроса и предложения на рынке  труда.

 

    Список  литературы

  1. Руткевич М.Н. Социология образования и молодёжи: Избранное (1965 - 2002). – М.: Гардарики, 2002.
  2. Чередниченко Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). – СПб.: РХГИ, 2004.
  3. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. – 2002. -№3.
  4. Студенчество // Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия. – М.:1998, стр. 544.
  5. http://www.ronl.ru/sociologiya/11803.htm

  6. Ваторопин А.С.. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998.

  7. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х — социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000.

  8. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб., 1998.

  9. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.

  10. Никонова Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПб., 2000.

  11. Петров В.А. Социальные традиции студенчества в Новое время. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПбГУ. СПб., 2000.

  12. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб., 2000.

  13. Потапова С.А. Студенчество современного молодого города как социальная группа. Автореферат на соиск. ст. канд. пед. наук. Казань. 2000.

  14. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико — социологический анализ., М. – 2001

  15. Святловский В.В. Студенческие переписи в России: краткий исторический очерк. // Студенчество в цифрах: По данным Юрьевской переписи в 1907 году, СПб., 1908.

  16. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социология студенчества