Социология студенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие студенчества и его место в социальной структуре;
2) выявить изменения ценностных ориентаций у современного российского студенчества в результате реформ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Сущность студенчества в социальной структуре общества…………………………..4
1.1. Понятие о студенчестве………………………………………………………………….4
1.2. Место студенчества в социальной структуре общества……………………………8
1.3. Социальный статус и самочувствие студента……………………………………….10
II. Факторы студенчества и группы ценностных ориентаций………………………….14
2.1. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики………………………………………………………………………………………………14
2.2. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества………………………………………………………………………………………….18
Заключение…………………

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

    Возрастно-демографический  фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще непрочность усвоения ценностей и норм. Ценностные ориентации еще не стали внутренним законом, а поступки в определенной мере стимулируется страхом перед наказанием.

    Зависимость от общества и государства вынуждает  студенчество идти на поводу у государственных  идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможности проявить свою самостоятельность в независимом  выборе ценностных ориентаций, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества и носит откровенно негативный характер, что лишний раз  доказывает связь политической  свободы с экономической независимостью. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать  то, что сознание молодого человека широко открыто для  восприятия знания ценностной направленности.

    Социальный  статус студента  неопределенен  и отличается размытыми очертаниями, что связано с его относительной  невысоким статусом в настоящем  и возможностью получения высокого статуса в будущем, после периода  реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние  не дает студенту возможность зафиксировать  свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и  в то же время будущий выпускник  ВУЗа готов "поднять планку" своих  ценностных предпочтений так высоко, насколько  этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

    С другой стороны, теоретическое осознание  своей свободы в реализации права  на выбор профессии не подкреплено  никакой практической базой и  быстро утрачивается при столкновении с практической стороной профессиональной деятельности. 

    Девиантно-делинквентный  фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, требования экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром и т.д.

    Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к "навязываемым" обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв делает  студенчество заложником агрессивно-политических, радикальных и террористических сил общества. Девиантно-деленквинтная часть студенчества (по разным подсчетам, примерно 1-5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал-большевизма (весьма распространенное явление среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга). 

    Таким  образом, базовые ценности студенчества более чем у других общественных слоев подвергаются мощной трансформации, что может сделать его заложником экстремальных общественно-политических  и других сил вследствие пониженной социальной ответственности. Но эта  же динамичность  делает студенчество интеллектуальным и культурным авангардом молодежной части обществ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества.

    Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной  теории  ценностных ориентаций вся  система делится на три большие  группы. Они, в соответствии с триадой "вечных ценностей" - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.  

    1) Материально-экономические ценностные ориентации.  Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси "плановая экономика — рыночная экономика". Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной.  Если та или иная социальная группа  является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества  уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

    Поскольку студенчество является экономически зависимой  частью общества и нуждается во всемерной  поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном  управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны  государства, студенчество ратует за социально  ориентированную экономику. Однако "на смену патерналистским и  в какой то степени инфантилистским  настроениям приходит осознание  необходимости, прежде всего личностных усилий". Однако, с другой стороны, студенчество, являясь революционно – реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости  развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической  самостоятельности. Поскольку экономическая  независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно  ратуют за либерализацию экономики.

    Большую заинтересованность современное российское студенчество проявляет к  знаниям  и образованию в надежде на возможную адекватность материального  вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей  жизненной ориентацией студенческой молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место "феномен гипертрофированного  стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением  эти блага создавать".

    В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет  место раздвоение, — "наблюдается  явное противоречие в жизненных  установках студентов". "Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех  возможны, прежде всего, благодаря собственным  усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с  нужными людьми, помощи влиятельных  лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей  экономики. Дух предприимчивости, характерный  для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим "рынком связей", определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и  ценностей".

    Студенчество  считает, что "... рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов". Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

    Особое  значение имеет то, что новое поколение  учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду.

    2) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

    Этические ценностные ориентации у студентов  распределяются по вертикальной оси "утилитаризм  — духовность" и горизонтальной оси "коллективизм – индивидуализм".

    В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, "которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи".  И несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус студенчества накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается "противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры".

    Коллективистская  ориентация студенчества слаба и  связана с общим демократизмом  студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего  образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

    Доминантным мировоззренческим комплексом современного студента является индивидуализм. Обычный студент — молодой человек в возрасте до 25 лет: зациклен на себе; занят самопознанием; психологически одинок и отчужден от родителей; озабочен вопросом полового самоопределения; переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего; испытывает страх выделиться и боязнь раствориться. В результате увеличивается количество студентов, нуждающихся в психологической поддержке. Агрессивные, застенчивые, сексуально озабоченные, тревожащиеся были всегда, но сегодня уже заметно  влияние этих личностных характеристик на учебный процесс.

    Характерно, что в системе образования, особенно в коммерческих вузах, практически  исчезли внеучебные формы занятий  со студентами, направленные создание студенческой субкультуры, корпоративной культуры, определяемой образом и традициями вуза. В строительные студенческие отряды ездит абсолютное меньшинство. Студенты, живущие с родителями, студенты, снимающие квартиру, и студенты, живущие в общежитии, разобщены.

    Среди новых явлений в сфере этических  ценностных ориентаций, выделяется возвращение  к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь  имеются свои нюансы, — обращение  к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности  как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.

    "Общественно-политические  ориентации студенчества", с одной  стороны, формируются по широте  всего политического спектра.  В студенчестве как в проекции  представлены все цвета и оттенки  этого спектра от крайне правого  до крайне левого. Они распределяются  по вертикальной оси "левый  либерализм — правый консерватизм" и горизонтальной оси  "интернационализм  – национализм". С другой стороны,  традиционный демократизм студенческого  сообщества обуславливает либеральные   устремления, в которых, по  данным многих социологических  исследований, усматривается "очевидная  демократическая направленность".

    В то время как на Западе именно студенческая молодежь является главной движущей силой социальных движений с конца 1960-х, российские студенты разобщены, не борются за свои права, не пытаются объединиться с преподавателями; согласны на забастовки, митинги, демонстрации и другие формы протеста лишь при  гарантии отсутствия для себя негативных последствий. Современные российские студенты — это аполитичные люди. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи. Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества,  к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров.

    3) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации. Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость. Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

    Сам  способ существования студенческой группы ("тусовки") по отношению  к другим социальным группам уже  носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей не студенческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с  внешним индивидуализмом.

Информация о работе Социология студенчества