Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:07, контрольная работа
Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие студенчества и его место в социальной структуре;
2) выявить изменения ценностных ориентаций у современного российского студенчества в результате реформ.
Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Сущность студенчества в социальной структуре общества…………………………..4
1.1. Понятие о студенчестве………………………………………………………………….4
1.2. Место студенчества в социальной структуре общества……………………………8
1.3. Социальный статус и самочувствие студента……………………………………….10
II. Факторы студенчества и группы ценностных ориентаций………………………….14
2.1. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики………………………………………………………………………………………………14
2.2. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества………………………………………………………………………………………….18
Заключение…………………
АКАДЕМИЯ
ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОРЕНБУРГСКИЙ
ФИЛИАЛ
Контрольная
работа
По
дисциплине: Социология
На
тему: Социология студенчества
Студента-заочника
2 курса Управление персоналом Факультета
22уу Группы
Мухамадеева
Юлия Николаевна
Регистрационный номер 10
Дата регистрации «___» ________ 2011г.
Ф.И.О.
преподавателя Астафьев Д.А.
Отметка
о зачете
Содержание
Введение………………………………………………
I. Сущность студенчества в социальной структуре общества…………………………..4
1.1.
Понятие о студенчестве……………………
1.2.
Место студенчества в
1.3.
Социальный статус и
II. Факторы студенчества и группы ценностных ориентаций………………………….14
2.1.
Факторы, определяющие ценностные ориентации
студенчества и границы динамики…………………………………………………………
2.2.
Основные группы ценностных ориентаций
современного российского студенчества………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В данной работе я попытаюсь рассмотреть такие аспекты, как источники пополнения студенчества, социальный статус и самочувствие студента, а также политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов. Но сначала, необходимо дать понятие о такой социальной группе, как студенчество.
Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности.
Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть
понятие студенчества и его
место в социальной структуре;
2) выявить
изменения ценностных
I. Сущность студенчества в социальной структуре общества
1.1. Понятие о студенчестве
Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности.
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.
Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и, особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.
Несмотря
на различия своего социального происхождения
и, следовательно, материальных возможностей,
студенчество связано общим видом
деятельности и образует в этом смысле
определенную социально-профессиональную
группу. Общая деятельность в сочетании
с территориальным
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество,
являясь составной частью молодежи,
представляет собой специфическую
социальную группу, характеризующуюся
особыми условиями жизни, труда
и быта, социальным поведением и
психологией, системой ценностных ориентаций.
Для ее представителей подготовка к
будущей деятельности в избранной
сфере материального или
Как
социальная группа, студенчество является
объединением молодых людей с
определенными социально
Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число выпускаемых специалистов.
К
числу специфических
Стремясь
завершить обучение в вузе и таким
образом реализовать свою мечту
о получении высшего
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.
Другой
важной особенностью является то, что
активное взаимодействие с различными
социальными образованиями
Социально
значимой чертой студенчества является
также напряженный поиск смысла
жизни, стремление к новым идеям
и прогрессивным
1.2. Место студенчества в социальной структуре общества
Студенчество
определяется как "особая социальная
группа, характеризующаяся специально
организованными, пространственно
и временно структурированными бытием,
условиями труда, быта и досуга, социальным
поведением и психологией, системой
ценностных ориентаций". К системообразующим
признакам студенчества различные
исследователи относят
Определение возрастных границ молодежи, а именно верхнего, имеет очень большое значение. Это знание важно в двух аспектах: во-первых, молодежный возраст – это стадия получения квалификации, завоевания положения в обществе. Если человек получил квалификацию, то его уже нельзя относить к молодежи. Во-вторых, молодежный возраст – это стадия выбора и принятия решений, затрагивающих его будущее. Независимо от того, каков будет результат выбора, важно, что молодой человек, находясь в процессе выбора (например, выбора образования, профессии, решения вопроса брака, создания семьи), ведет себя как взрослый.
Б.Рубин и Ю.Колесников определяют студенчество как: мобильную социальную группу, "основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве", а С.Н.Иконникова и В.Т.Лисовский считают, что "в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному положению стоящей близко к интеллигенции, являющейся ее резервом и предназначенной в будущем к занятию высоко квалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры и т.д.".