Социология студенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие студенчества и его место в социальной структуре;
2) выявить изменения ценностных ориентаций у современного российского студенчества в результате реформ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Сущность студенчества в социальной структуре общества…………………………..4
1.1. Понятие о студенчестве………………………………………………………………….4
1.2. Место студенчества в социальной структуре общества……………………………8
1.3. Социальный статус и самочувствие студента……………………………………….10
II. Факторы студенчества и группы ценностных ориентаций………………………….14
2.1. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики………………………………………………………………………………………………14
2.2. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества………………………………………………………………………………………….18
Заключение…………………

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

    АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

    ОРЕНБУРГСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 

    Контрольная работа 
 

    По  дисциплине: Социология 

    На  тему: Социология студенчества 
 
 
 
 

    Студента-заочника 2 курса Управление  персоналом  Факультета 22уу Группы 
 

    Мухамадеева Юлия Николаевна 
 
 

    Регистрационный номер 10

    Дата регистрации «___» ________ 2011г.

    Ф.И.О. преподавателя   Астафьев Д.А. 
 
 

    Отметка о зачете 

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………………………….3

    I. Сущность студенчества в социальной структуре общества…………………………..4

    1.1. Понятие о студенчестве………………………………………………………………….4

    1.2. Место студенчества в социальной  структуре общества……………………………8

    1.3. Социальный статус и самочувствие  студента……………………………………….10

    II. Факторы студенчества и группы ценностных ориентаций………………………….14

    2.1. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики………………………………………………………………………………………………14

    2.2. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества………………………………………………………………………………………….18

    Заключение……………………………………………………………………………………..24

    Список  литературы……………………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В данной работе я попытаюсь рассмотреть  такие аспекты, как источники  пополнения студенчества, социальный статус и самочувствие студента, а  также политические, нравственные и  культурно-досуговые ориентации студентов. Но сначала, необходимо дать понятие о такой социальной группе, как студенчество.

    Студенчество  – это социальная группа, состоящая  из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и  внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального  облика, близким к чертам соответствующих  отрядов специалистов. Общей мировой  тенденцией в условиях научно-технической  революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом  в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего  образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв  трудящихся обусловило активное участие  студенчества в массовых антивоенных  и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических  проблем. Сложились и развиваются  различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности.

    Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.

    Для ее достижения необходимо решить следующие  задачи:

1) рассмотреть  понятие студенчества и его  место в социальной структуре;  

2) выявить  изменения ценностных ориентаций  у современного российского студенчества  в результате реформ.  
 
 

    I. Сущность студенчества в социальной структуре общества

    1.1. Понятие о студенчестве

      Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодёжи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности.

    Студенчество  как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно с первыми  университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в  социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни.

    Научно-техническая  революция повлекла за собой крупные  сдвиги в положении и составе  студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый  рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в  общей массе населения и, особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин.

    Несмотря  на различия своего социального происхождения  и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом  деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании  с территориальным сосредоточением  порождает у студенчества известную  общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и  образ жизни, причем это дополняется  и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая  общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.

    Студенчество  не занимает самостоятельного места  в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а  общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного  строя и конкретизируются в зависимости  от уровня социально-экономического и  культурного развития страны, включая  и национальные особенности системы  высшего образования.

    Студенчество  выполняет особую роль в системе  общественного разделения труда, которая  заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

    Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую  социальную группу, характеризующуюся  особыми условиями жизни, труда  и быта, социальным поведением и  психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к  будущей деятельности в избранной  сфере материального или духовного  производства является главным, хотя и  не единственным занятием.

    Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с  определенными социально значимыми  устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя  собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

    Студенчество  – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых  в вузы превышает число выпускаемых  специалистов.

    К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще  несколько типичных черт. Прежде всего, как социальный престиж. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

    Стремясь  завершить обучение в вузе и таким  образом реализовать свою мечту  о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств  социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального  продвижения.

    Общность  целей в получении высшего  образования, единый характер труда  – учеба, образ жизни, активное участие  в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

    Другой  важной особенностью является то, что  активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в  вузе приводят студенчество к большой  возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения  – это специфическая черта  студенчества.

    Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям  и прогрессивным преобразованиям  в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в  силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков  могут переходить к бездумному критицизму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Место студенчества  в социальной структуре  общества

    Студенчество  определяется как "особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно  и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций". К системообразующим  признакам студенчества различные  исследователи относят маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения, доминантное  влияние половозрастного фактора.

    Определение возрастных границ молодежи, а именно верхнего, имеет очень большое значение. Это знание важно в двух аспектах: во-первых, молодежный возраст – это стадия получения квалификации, завоевания положения в обществе. Если человек получил квалификацию, то его уже нельзя относить к молодежи. Во-вторых, молодежный возраст – это стадия выбора и принятия решений, затрагивающих его будущее. Независимо от того, каков будет результат выбора, важно, что молодой человек, находясь в процессе выбора (например, выбора образования, профессии, решения вопроса брака, создания семьи), ведет себя как взрослый.

    Б.Рубин  и Ю.Колесников определяют студенчество как: мобильную социальную группу, "основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве", а С.Н.Иконникова и В.Т.Лисовский считают, что "в социальной структуре общества студенчество может быть названо социальной группой, по своему общественному положению стоящей близко к интеллигенции, являющейся ее резервом и предназначенной в будущем к занятию высоко квалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры и т.д.".

Информация о работе Социология студенчества