Социология студенчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение основных направлений изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие студенчества и его место в социальной структуре;
2) выявить изменения ценностных ориентаций у современного российского студенчества в результате реформ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Сущность студенчества в социальной структуре общества…………………………..4
1.1. Понятие о студенчестве………………………………………………………………….4
1.2. Место студенчества в социальной структуре общества……………………………8
1.3. Социальный статус и самочувствие студента……………………………………….10
II. Факторы студенчества и группы ценностных ориентаций………………………….14
2.1. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики………………………………………………………………………………………………14
2.2. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества………………………………………………………………………………………….18
Заключение…………………

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

    Студенчество  — это огромный интеллектуальный и управленческий  потенциал культурно-духовной, государственно-административной, экономико-материальной сфер общества. Оно, будучи интеллектуальной, духовной элитой молодежи, является потенциальной элитой общества в целом, будущей интеллигенцией, цветом нации.

    Главной функцией студенчества является образовательная деятельность.

    Студенчество  как социальная группа, обладает весьма неустойчивой структурой и функциями  и является "фокус-группой будущего социума в целом". Интенсивная составляющая структуры студенчества связана с высотой его потребностей, амбиций, намерений, способностей и запросов материальных, культурных, духовных, политических и рациональных. А экстенсивный элемент этой структуры коррелирует со спросом на студенчество со стороны общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Социальный статус  и самочувствие  студента.

    При рассмотрении статусной позиции  студенчества обычно акцент делается на «переходность», «маргинальность» группы, занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному умственному труду, отличающуюся особыми  формами социальной активности, характерной  не только для обучающейся молодежи, но и для тех отрядов интеллигенции, пополнить которые она готовится  в вузе.

    Среди показателей статуса студенчества можно выделить группу дескриптивных (пол, место жительства до вуза, образование  родителей) и приобретенных, достигнутых  человеком к настоящему моменту  его жизни.

    Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В  данном исследовании 43% составляют юноши  и 57% девушки: такова их доля в вузе в  среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и  девушек среди будущих гуманитариев.

    В технических вузах приток студентов из родного города стал больше, чем ранее. С одной стороны, их «стартовая позиция» во многом выгоднее: теснее связь с семьей, нет необходимости испытывать трудности жизни в общежитии, легче определиться с будущим местом жительства. С социальной же точки зрения эта часть вузовской молодежи оказывается менее динамичной и самостоятельной, ее статус надолго остается зависимым от положения родительской семьи.

    Студенты  из малых и средних типов поселений, как правило, возвращаются в родные места, хотя в настоящее время  это можно считать вынужденной  акцией. Выявленное в прежних исследованиях  желание закрепиться в более  развитых типах поселений сегодня  не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда – увеличение в перспективе  миграционной подвижности молодежи не только в связи с потребностью в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем  более стабильной социальной позиции.

    Говорить  о социальном статусе студентов  в зависимости от социальной принадлежности родителей весьма затруднительно в  условиях перекомпозиции всей социальной структуры.

    Более важными являются статусные характеристики, которые складываются в период обучения в вузе. Именно на этом этапе происходит дифференциация студентов, связанная с собственной активностью в учебной, научно-поисковой, общественно-полезной, экономической деятельности.

    Особенностью  современного студенчества является процесс его включения в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и путем выбора форм социального взаимодействия. Процесс формирования молодежью независимого от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса имеет две «узловые точки»: 16-17 лет, когда начинается более или менее массовое включение во взрослую экономическую жизнь, и 21-22 г., когда накапливается 1-й опыт реализации материально-бытовых намерений студенчества.

    Насколько успешны попытки современных  студентов обрести собственный  материально-бытовой статус? Основным источником доходов для студентов  по-прежнему является помощь со стороны  родителей и близких. Семейной поддержки  вообще не имеют 6% от опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия  таковой, просто не считают ее существенной. Второй по значимости источник – стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств  к существованию могут назвать  ее лишь 1/3 студентов (различия между  вузами здесь несущественны). Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов.

    Существенны различия по полу. Дополнительный доход  имеет каждый пятый, но среди юношей это 27%, а среди девушек – 14%, т. е. вдвое меньше. Различные заработки  дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек.

    Для того чтобы снять негативные последствия  необходимого отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с  получаемой в вузе подготовкой. У  половины «подрабатывающих» студентов  такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией.

    Расходы студентов, естественно, связаны с  удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, рекреационные занятия, покупка  одежды. У каждого четвертого студента основная часть средств идет на оплату жилья, у каждого пятого – на приобретение учебных принадлежностей.

    Развитие  материально-бытового статуса студентов  связано с их отношением к предметно-вещному  миру, всегда существенному в самосознании и самочувствии студентов.

    Судя  по результатам исследования, каждый пятый студент уже имеет собственное  жилье (квартиру, частный дом). Это  естественно, ибо половина опрошенных живут с родителями, имея право  на жилплощадь, и еще 7% являются непосредственными  собственниками жилья.

      Не обошла молодежь и формы «вложения капитала»: у половины студентов классического и педагогического университетов имеются ценные бумаги и драгоценности (дорогие ювелирные изделия), которые более чем у третьей части всех студентов считаются необходимым атрибутом материального статуса. В вузах используются кредитные карточки при получении стипендии через банковские депозиты. Материально-бытовой статус студента находится в процессе становления и оформления. С чисто юношеским эгоизмом студент ориентирован пока только на себя. Об этом говорит хотя бы тот факт, что такая статья расходов, как помощь родителям, оказывается в нижней части шкалы.

    В то же время самоопределиться в бытовой  сфере у части студентов связано  с наличием собственной семьи. Студенческие семьи (семьи, в которых студентом является хотя бы один из супругов) нуждаются в поддержке – это бесспорный факт.

    Некоторые аспекты психоэмоционального  состояния студентов.

    Переход от школьного образования к вузовскому, профессиональный рост студентов от начальных курсов к старшим сопровождается развитием личности и ее психики. Наблюдая отношение студентов к  изучаемому предмету, поведение их в студенческой группе, можно отметить некоторые закономерности психоэмоционального  состояния студентов. По мере обучения в вузе возрастает запоминание пройденного учебного материала, уровень его изложения при ответах, и наоборот, снижаются эмоции по поводу "открытий" неизвестного.

    Студенты  испытывают определенное давление студенческой среды. Если в школе можно было апеллировать к преподавателям, искать поддержки у родителей, то в вузе это не принято. На образ жизни студентов влияет необходимость пребывания в больших коллективах - это студенческая группа, поток, курс.

    Безусловно, на студентов оказывает влияние  их взросление от курса к курсу. Однако они продолжают нести на себе образ  школяра: волнуются, когда их спрашивают на занятиях, когда предстоит контрольная работа. В процессе обучения в вузе нередко у студентов возникает психоэмоциональное напряжение - своеобразный стресс. Причиной такого состояния может быть перегрузка или слишком малая загрузка учебными делами. Перегрузка вызывает беспокойство в плане опасения не успеть, не справиться, получить неудовлетворительную оценку. Малая нагрузка создает беспокойство относительно своей ценности - студенты нередко обижаются, если их игнорируют в какой-то работе, не спрашивают на занятиях и т.д.

    Плохое  социальное самочувствие значительной части студентов вызвано не решаемыми  социальными проблемами. Степень  тревожности девушек-студенток значительно  выше, чем у юношей. Всех одинаково  волнует плохое материальное положение. Но по перспективам – возможная  безработица, плохая забота о досуге, друг о друге – настроение девушек  заметно хуже, чем мужчин, которые, в свою очередь, больше беспокоит  дополнительный заработок. 
 
 

    II. Факторы студенчества и группы ценностных ориентаций.

    2.1. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики.

    По  мнению Т.Э. Петровой студенчество можно  интерпретировать как "социальную группу переходного (по существу маргинального  характера) с "отложенным" включением в социальные отношения". Представляется более верной определение тех  авторов, которые считают студенчество такой социальной группой, чьей основной характеристикой является "пограничность" (но не "маргинальность"). Ведь именно это фундаментальное свойство накладывает специфический отпечаток на формирование ценностных ориентаций. "Пограничность" делает студенчество самой динамичной частью общества, которая чутко реагирует на малейшие изменения в его структуре, его политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре. Тот вроде бы малозначительный факт, что студенчество оперативнее, чем другие слои молодежной части общества, откликается на новые веяние в моде, литературе, кино, музыке, говорит об ее крайней восприимчивости к новому. Иными словами, ценностные ориентации студенчества потенциально динамичны.

    Студенчество, как социальная группа, уже освободилась от абстрактного содержания детства, но еще не наполнилось конкретным содержанием  социальных функций зрелости и находится  между двух полюсов. Оно, с одной  стороны, является предметом образовательной  опеки государства и воспитательно-культурной заботы общества, а, с другой стороны, способно принимать самое деятельное участие в общественной практике, включая экономическое производство и политическую деятельность. Его ценностные ориентации связаны с промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия.

    Академическое образование составляет тот культурный стержень, в котором конденсируется вся культурная память социума, элементом которого является система идеалов и ценностей народа. Поэтому студенчество несет в себе историю социального мира в виде совокупности  теоретических знаний и перспективы его развития в качестве потенциала реализации этих знаний на практике. В соответствии с этим его ценностные ориентации носят, с одной стороны, отвлеченный, абстрактный, теоретический характер, почти не имеющий практического значения, а, с другой стороны, ценности и идеалы слабо выражены на практике по причине отсутствия возможности их приложения. Студенчество оказывается в ситуации как бы "подвешенности" между "небом" ценностей и "землей" общественной практики.

    В этом смысле студенчество непрерывно несет реформаторский, инновационный потенциал общества, являя его наиболее динамический срез и очаг будущих преобразований. Студенчество, с одной стороны, уже не испытывает зависимости от "отцов", а, с другой стороны, еще не испытывает ответственности перед детьми. И эти независимость и безответственность представляют определенную опасность безудержного "революционаризма" студенческой "переоценки ценностей", как по отношению к "детям" (общество), так и по отношению к отцам (государство). В результате студенчество выводится за рамки набора традиционных ценностей, связанных с семейными ценностями и ценностями профессионального служения обществу. Именно, это промежуточность студенчества чревата патологическим вырождением в "вечное студенчество". Оборотной стороной этой промежуточности выступает возможность всплеска творчества, связанная с независимостью от авторитетов, с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально-функциональным и "цеховым" ценностям. Это, в сочетании с девиантно-деленквинтная асоциальностью, связанная с безответственностью за плоды своей деятельности, образует шкалу ценностей, пределы амплитуды динамики ценностных ориентаций студенчества.

Информация о работе Социология студенчества