Социология религии

Автор: Станислав Иванов, 03 Декабря 2010 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования — наряду с религиозными организациями — влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1 Возникновение и развитие социологии религии…………………..6

Глава 2 Методология социологических исследований религии, религия как социальное явление…………………………………………………………18

Заключение ………………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая социология религии.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1 Возникновение и развитие социологии религии…………………..6

Глава 2 Методология социологических исследований религии, религия как социальное явление…………………………………………………………18

Заключение ………………………………………………………………………27

Список  литературы………………………………………………………………34

 

      Введение

     Социология  религии — отрасль социологии изучающая взаимоотношения между  религией и обществом. Социология религии  изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений [10].

     Тема "Социологии религии" изучается  на стыке сразу нескольких взаимосвязанных  дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Религия как социальное явление". Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы религии определяют несомненную новизну данного исследования. Уровень социального изучения религии на протяжении последних лет очень высок, это связано, прежде всего, с тем, что современное наука рассматривает разнообразные религии как важный компонент единой культуры человечества, рассматривая в равной мере как мировые религии – буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Наука анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными цивилизационными и социально-политическими процессами.

     Также хочу отметить, что на протяжении последних десяти-пятнадцати лет довольно часто проводились опросы, цель которых - выявления характера религиозного мировоззрения наших соотечественников. Такая заинтересованность социологов в изучении данной тематике, можно обосновать прежде всего тем, что религия - это одна из основных составляющих жизни каждого индивида. Это потребность индивида жить в «духовной защищенности». Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину). Поэтому религия в нашем обществе играет не последнюю роль в его формировании, это как бы связующее звено между личной жизнью индивида и общества в целом. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Социологии религии" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

    Социология религии является  частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы  для анализа  отдельных  социальных  феноменов,  таких,  как   семья,   политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным  феноменом, т.е. он изучает  религию  как  доступное  наблюдению,  эмпирическим  методам исследования  социальное  поведение  человека  (индивидов  и   групп):   как образуются и функционируют религиозные группы и  институты,  благодаря  чему они  сохраняются  или  перестают  существовать,   каковы   отношения   между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты,  что  лежит  в основе ритуальных  действий  и  т.д.  Для  социолога  религиозные  верования интересны и важны не сами по себе. В  отличие  от  философа,  например,  для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или  ложны,  а вопрос о том, как эти верования —  наряду  с  религиозными  организациями  — влияют на  поведение  людей.  Проблема  заключается  в  том,  чтобы  выявить мотивацию человеческих действий. При этом не  обязательно  верования  влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и  не  зная  тех верований, которых она придерживается.  Религиозные  институты,  учреждения, организации могут влиять на поведение помимо верований и даже  идти  вразрез с ними,  стимулируя  по  тем  или  иным  причинам  действия,  противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет  того  факта,  что  социальное действие есть действие осмысленное, т.е. в  его  основе  лежат  определенные социальные регуляторы — нормы, ценности, верования, ожидания и  предпочтения индивидов и групп.  Таким  образом,  религия  как  предмет  социологического анализа    есть    совокупность    структур,    процессов,    связанных    с функционированием  общества   на   разных   уровнях,   система   регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. — система структур и  отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно  «завязанных».  Поэтому  одна из главных проблем социологии  религии  —  проблема  определения  того,  что относится к понятию «религия» [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Возникновение и развитие социологии религии.

     Социология  религии  начинает  формироваться  как  научная   дисциплина примерно с середины  прошлого  века.  Своим  возникновением  она  во  многом обязана тем процессам в европейском обществе, начало которым положила эпоха Просвещения и  антифеодальных  буржуазных  революций.  Одним  из  важнейших источников социологии религии была социально-философская критика феодальных

общественных  отношений и церкви как социального  института, в особенности  — со  стороны  французских  энциклопедистов  XVIII  в.  (Гельвеций,  Гольбах, Дидро). Эта  критика  способствовала  пробуждению  интереса  к  вопросам  о социальной обусловленности религии и ее  роли  в  жизни  общества.  Религия выделяется из совокупности  общественных  институтов  как  феномен  особого рода,  по  отношению  к  которому   все   остальные   общественные   реалии рассматриваются как светские, секулярные.

    Идеология Просвещения рассматривала  человека прежде всего как  «человека разумного».  «Просвещенный»  человек  способен,  полагаясь   на   собственный разум, на  науку, устроить свою жизнь  на  разумных  и  справедливых  началах. Перед  ним  открывается   перспектива  безграничного  прогресса,  ведущего  в «царство разума».

     Одним из первых мыслителей  нового  времени,  обосновавшим  возможность рассматривать религию   с  позиций  научного  мышления,  считаясь  только  с существом  дела и логикой, не ссылаясь на теологию, был И. Кант (1724—1804): разум обладает более сильными аргументами,  чем  те,  которыми  располагает церковная доктрина и священное писание. Просвещенный  человек  должен  жить собственным умом, освободившись от сковывающих  разум  догм, неоправданных запретов  и робости перед авторитетами  — будь  то  политическими   или религиозными. Философское рассмотрение религии «в пределах  только  разума» призвано не опровергнуть религию,  а извлечь рациональное  содержание  из религиозных представлений и мифов и таким образом дать  человеку  «разумную религию»; вместе с  разумным  государством  и  правовым  порядком  разумная религия поможет человеку стать тем, чем он  является  по  природе  своей  и вести  добродетельную  жизнь,  быть  толерантным,  преодолеть  догматизм  и фанатизм,  покончить  с  конфессиональным   диктатом   в   вопросах   веры, нетерпимостью.

    Одна  из   особенностей   социального   развития   западного   общества заключалась  в   возрастающей   сложности   и   дифференциации   общественных институтов. В этой связи возникал  вопрос  о  месте  религии  в  ряду  таких феноменов,  как  экономика,  семья,  образование,   политика   и   т.д.,   о взаимоотношении религии с ними и о проблеме единства  общества,  идущего  по пути  возрастающей  сложности  и  дифференциации.  Особую  остроту  приобрел вопрос об  отношении  религиозной  идеологии,  т.е.  теологии,  к  науке,  в которой  просветители  видели  движующую  силу   развития   общества.   Если радикальные критики религии видели в ней только  оковы развития  разума  и научного познания, только социально-негативный фактор, с влиянием  которого должно быть тем или иным  способом  покончено,  то  идущая  на  смену этой критике социальная наука оказалась уже в состоянии поставить  вопрос  более объективно: что же на самом деле, реально,  в  поведении  людей  и  в  жизни общества происходит, когда в  этом  обществе  существует  религиозная  вера? Такой постановке вопроса способствовали  и  данные,  полученные  начавшимися несколько  ранее,  чем  в  социологии,  научными  исследованиями  в   других областях науки —  истории,  филологии,  антропологии  и  этнологии.  В  этом направлении в XIX в. пошло развитие социальной мысли, представленное  такими именами, как К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, но с самыми первыми шагами  в этом направлении связано прежде всего имя французского философа, ученого О. Конта (1798—1857).

    Конт считал,  что  к  исследованию  социальной  жизни  должно  привлечь индуктивные методы  познания,  с  таким успехом используемые  естественными науками. Он полагал, что таким образом сможет создать науку об  обществе  — социологию. С помощью социологии  Конт  искал пути  преодоления кризисных явлений в европейском   обществе,   вызванных   потрясениями   Французской революции, надеялся найти средства, обеспечивающие стабильность  и  развитие общества в «нормальном» русле. Тем самым встал вопрос: что  лежит  в  основе социального порядка и в этой связи — вопрос о социальной роли религии.

    Учение  Конта о социальной  динамике  содержит  эволюционную   модель общества, построенную с помощью понятий,  почерпнутых из  истории религии. Это учение   о   прогрессе   общества,   который   проходит   три   стадии, соответствующие периодам человеческой жизни — детству,  юности  и зрелости. Первая стадия  «теологическая»,  на  этой  стадии  человек тщетно  пытается достичь «безусловного познания внутренней  сущности» явлений и причин  их возникновения. Объяснение строится по принципу аналогии: вещи и  действующие силы наделяются человеческими свойствами, например, волей.

    В учении Конта важны для  нас два момента:

    1) религия, по крайней  мере  на  первой  стадии  представлявшая  собой неотъемлемую часть   человеческого  общества,  затем   оказывается  изживающей себя и больше уже не нужной, постепенно преодолеваемой, вытесняемой  научным знанием. Эта мысль легла  впоследствии  в  основу  концепции  секуляризации, вытеснения религии из различных сфер жизни общества  и  упадка  ее  влияния. Развитие человеческого познания оставляет позади религию в ее  исторически данных,  традиционных  формах.  Общественная  жизнь организуется  на   иных основах.

    2) Каждая стадия в учении Конта   связана  с  определенными   социальными структурами, властными  отношениями. Господству теологических  идей,  которое охватывает  человеческую  историю   от   ее   начала   до   XIII   столетия, соответствует доминирующая роль  в  обществе  духовенства  и  военных,  т.е. классов по преимуществу  непродуктивных  с  точки зрения  просветительского сознания  и позитивизма.  На  философской стадии  господствующие   позиции начинает завоевывать бюрократия,  в первую  очередь — юристы.  Последней исторической  формой  теологического  порядка вещей был,  согласно  Конту, соответствующий христианскому монотеизму «католический и феодальный  режим». Если на этой стадии религиозные верования служили связующей силой,  основой социального порядка, то из-за неизбежного упадка  религии возникает угроза распада социальных связей. Нужны новые  опоры  для  социального  здания.  На позитивной  стадии,  утверждающейся  в  XIX  в.,  в  обществе  ведущую  роль начинают играть инженеры, ученые. Задача объединения общества теперь,  когда религия приходит в упадок, переходит к позитивному синтезу научного  знания, которого  добивается  социология,  чтобы  связать  воедино  идеи  порядка  и прогресса.

    Впоследствии Конт, разочаровавшись  в надежде  на  разумную  организацию общества посредством  просвещения умов, приходит  к   выводу  о  необходимости «второго теологического синтеза» как духовной опоры  социальных  связей.  Он предлагает  светский,  рационалистический  вариант  «позитивной  религии»  — культ человечества как единого «Великого  существа»,  огромного  социального организма. В этой  религии социолог,  лучше других   знающий   механизмы социальной динамики и способный руководить обществом,  становится  верховным жрецом.

    Идея органического  единства  социальной  системы  и  ее  эволюционного прогресса была  центральной в социологии Г. Спенсера (1820—1903),  властителя дум европейского  общества,  включая  Россию,  в  конце  прошлого  столетия. Эволюция  ведет  к  утверждению  промышленного  типа  устройства   общества, торжеству принципов  индивидуализма  и  утилитаризма. Вполне  в духе  этих принципов, социальная мысль в Англии рассматривала религию не  как основу социального порядка и не  как главную преграду  на   пути   социального прогресса, а скорее как нечто менее важное в деле поддержания образцов  или в социальном изменении: с точки зрения утилитарного  индивидуализма  гораздо более важными регуляторами жизни  общества  являются  рынок  и  политическая деятельность, чем религия. Если уж о религии и идет речь, то  как  об  одной из   наиболее   распространенных   и   утонченных    культурных    привычек, специфической деятельности, не имеющей большого значения  и  самой  по  себе довольно безобидной. Социология религии, если таковая  вообще  имеет  место, должна заключаться в выявлении условий и предпосылок организационной стороны деятельности государственной Церкви Англии, ее успешности.

    Свойственный  Спенсеру  взгляд  на   религию   был   воспринят   такими социальными реформаторами,  как  Р.Тауни,  который  оспаривал  веберовский тезис о роли протестантской этики в  развитии  капитализма  и  полагал,  что протестантизм скорее мог  быть  результатом,  нежели  причиной  промышленной революции. Влияние Спенсера было связано с тем,  что  он  воспринимался  как пророк новой религии, оправдывающей свободу частного  предпринимательства  и прославляющей XIX век как новую эру, когда человек  с  помощью  науки  нашел наконец правильный путь. Он был тем философом викторианской  эпохи,  который помог ей обрести метафизическое и моральное обоснование и уверенность, и он способствовал выработке понимания места религии в промышленном мире.

Информация о работе Социология религии